Белорусский путь: патриотизм, интеллект, прогресс (Продолжение)

Послание Президента белорусскому народу и Национальному собранию

Новый Парламент должен стать центром энергичного законотворчества. Никакого автоматизма при принятии законов быть не должно. При этом, если необходимо, надо преодолевать устаревшие подходы, конструктивно дискутировать с Правительством. Качество нормотворческой деятельности должно стать настолько высоким, чтобы обеспечить реальную и длительную стабильность законодательства. Пока с этим у нас еще есть проблемы. Вы не станете это отрицать.


Депутаты должны быть людьми, способными «пойти от земли» и соотнести каждое положение закона с реальной жизнью и насущными потребностями людей.


Как уже отмечалось, диктуемое жизнью обновление неминуемо затрагивает все сферы государства и общества.


В этом смысле стране нужно дальнейшее развитие политической системы. Очевидно, что будет усиливаться роль политических партий. И мы должны прийти к нормальной цивилизованной партийной системе. Но прийти должны.


Возможно, по мере укрепления партийных структур мы созреем для перехода на смешанную избирательную систему, в том числе предполагающую выборы по партийным спискам. Дай бог, чтобы только это существовало. Может, меньше будут показывать пальцем на одного Президента: он виноват, он за всe отвечает. И там что–то загорелось, и там взорвалось, и рубль не тот, и так далее — всe на Президента... А так бы хоть партии за что–то отвечали. Но они должны быть — реально должны быть. Ответственность ни Президенту, ни Правительству с себя искусственно скинуть не получится, и Парламенту в том числе.


Беларуси не нужны революции и потрясения, которые ведут к хаосу, разрухе и крови.


Мы должны помнить, что без гражданина нет подлинного гражданского общества. А гражданин — это человек, осознающий не только свои права, но и обязанности. Это человек, чувствующий свою ответственность не только за себя, но и за свою страну. Не только за настоящее, но и за будущее.


Вряд ли те, кто громче всего ратует в Беларуси за свободу, сами готовы к этой свободе.


Подлинная демократия — это власть добропорядочных граждан, которые чтут закон. А не тех, кто штурмует здания, сочувствует террористам и призывает к погромам. Проблемы общества должны обсуждаться в стенах Парламента, а не на площадях и митингах. А если и на митингах, то организованно и там, где положено. Так, как у многих западных государств, являющихся оплотом демократии.


Государство может и должно давать максимум свободы.


Еще великий Достоевский писал, что самое невыносимое для человека — это свобода. Гениальный писатель прав. Получая свободу, человек вдруг понимает, что он взвалил на себя тяжелейшую ношу. Потому что свобода предполагает ответственность. Человек сам должен принимать решения. И сам за них отвечать.


Видимо, пришло время, когда нам надо менять отношение к жизни, к себе, к государству.


А наши партнеры на Западе должны понять — гражданское общество и демократия не рождаются росчерком пера на президентском указе. Они зарождаются и прорастают в умах миллионов ответственных граждан.


Такое не происходит за день. Для этого требуются годы.


Беларусь твердо идет к этой цели. Но подгонять и понукать нас на этом пути бессмысленно и бесполезно.


Теперь несколько слов о нашем ин
формационном обществе.


На протяжении тысячелетий главным богатством человечества была земля. С наступлением эры капитализма предпочтение было отдано деньгам. Но в последней четверти прошлого века человечество вступило в новую эпоху — эпоху информационного общества.


Интернет совершил революцию в самых разных сферах жизни — от финансов и торговли до средств массовой информации и развлечений.


Для Беларуси бурное развитие интернета, информационно–коммуникационных технологий открывает блестящие перспективы. Интеллект наших людей, нашей молодежи уже начинает приносить ощутимую прибыль стране. В будущем эта отрасль может и должна стать одной из ключевых в экономике.


Несколько лет назад мы обнаружили отставание и вплотную занялись этими вопросами. За последние два года нам удалось серьезно продвинуться вперед.


По данным ООН, в развитии телекоммуникационной инфраструктуры Беларусь сделала настоящий рывок — переместилась с 84–го на 48–е место в мировом рейтинге. Странно, что при этом Беларусь постоянно вносят в какие–то бредовые списки «врагов интернета». Но правда состоит в том, что все наши ограничительные меры буквально списаны с американских и европейских подходов. То есть мы ничего не выдумывали по интернету, мы взяли у европейцев и американцев то, что у них есть.


В интернете мы озабочены тем же, чем и Запад, — хакерскими атаками, электронным мошенничеством, нарушением авторских прав.


Да, мы прекрасно видели, как через интернет пытались взорвать нашу страну.


В арабских странах это получилось, частично удалось в России и Казахстане. А в Беларуси все эти «революции через социальные сети» ждал полный провал. Это было на ваших глазах совсем недавно.


Причем мы ничего не блокировали и не перекрывали. На подрывную работу в интернете мы дали наш достойный ответ, в том числе используя новые информационные технологии. Так будем поступать и впредь.


Интернет надо использовать в мирных целях!


Мы рассматриваем интернет среди прочего как идеальную площадку для общения власти и граждан. Уже внедрена система рассмотрения обращений граждан к власти через интернет и обязательного реагирования на них. Работа в этом направлении будет продолжена.


Я не говорю уже о виртуальном нашем правительстве, о виртуальных приемных и так далее. Вы всё это слышали и всё хорошо это знаете...


По доступности и разнообразию электронных услуг Беларусь должна занять первое место в СНГ.


Новое дыхание следует придать Парку высоких технологий.


Несомненно, что его деятельность дала солидный эффект для развития IT–технологий, противодействия утечке мозгов, обеспечения занятости молодых программистов.


Но то, чем сейчас занимается Парк, — простая регистрация фирм для получения льгот. Это хорошо, но мало. Перед Парком должны быть поставлены новые задачи, прежде всего привлечение в страну венчурных инвесторов, а также новейших технологий, необходимых нашей экономике.


Поручаю Правительству и Администрации Президента подготовить и внести проект соответствующего декрета.


Сегодня пришло время сделать новый шаг. От обычного оффшорного программирования надо переходить к настоящим высоким технологиям, причем не только в IT–сфере. Это касается как Парка высоких технологий, так и всех других игроков этого рынка. Конкуренция должна быть и здесь.


Теперь о правоохранительной и судебной системах.


Мы приступили к серьезному совершенствованию работы нашей правоохранительной системы и в целом всего нашего силового блока.


Силовые структуры в отношении простых граждан, предпринимателей, государственных служащих обязаны действовать в строго установленных законом рамках. Никакого беспредела, никаких «наездов», никаких расправ и сведения счетов с неугодными быть не должно и не будет. Все эти уродливые явления мы будем выжигать каленым железом.


И не надо прикрываться борьбой с коррупцией. Под этой маркой можно протащить и расправу со смелым, независимым руководителем, который ни под кого не прогибается, и сведение личных счетов, и так называемое «крышевание», и расправу с одним бизнесом по заказу другого.


Противостоять всему этому — одна из главнейших задач недавно созданного Следственного комитета. Если вы видите, что против руководителя сознательно ведется травля, если действует чей–то заказ, вы не должны оставаться в стороне. Берите таких людей под защиту! Это я говорю руководителям Следственного комитета и следователям.


Кстати, мы уже убедились в том, что его создание — абсолютно правильный шаг. И это первое, но не последнее решение на пути постепенного, но последовательного реформирования нашей правоохранительной системы.


Не открою секрет, если скажу, что следом — МВД. Мы очень аккуратно, спокойно, никого не обижая, в ближайший год, а может быть, и раньше полностью реформируем Министерство внутренних дел.


Нам необходимо гуманизировать уголовное законодательство и судебную практику по экономическим преступлениям.


Далеко не всегда лишение свободы — адекватная мера наказания и перевоспитания.


Генеральной прокуратуре, Следственному комитету необходимо тщательно проанализировать практику применения такой меры пресечения, как заключение под стражу.


Она у нас стала практически тотальной. Зачем отделять от внешнего мира энергичных, способных людей, если они совершили правонарушения, которые не несут никакой опасности для жизни и здоровья граждан? Возьмите залог, подписку, но не бросайте человека на нары. Помните: только суд выносит вердикт. Но при этом должно быть гарантировано, что он не сбежит и мы не будем бешеные деньги тратить, чтобы его потом разыскать, как у нас часто бывает.


Поручаю Правительству оперативно подготовить проект закона об амнистии, которую мы сможем приурочить к нашему главному государственному празднику — Дню Независимости. Я уже об этом говорил: достойные люди томятся в застенках, а негодяев мы выпускаем под давлением или не под давлением...


Надо преодолеть обвинительный уклон в деятельности наших правоохранителей.


В судебной системе, кстати, в этом смысле наметилась положительная тенденция. Сегодня ее важно закрепить и развить.


Нельзя забывать — независимость и принципиальность судебной системы оказывают прямое влияние на экономику.


Суд не должен становиться ни на чью сторону. Он всегда должен руководствоваться исключительно законом, выносить справедливое решение.


Надо активно двигаться к моделям, уже апробированным в мире, — суду присяжных, административным судам. Последнее особенно важно для граждан. В этом случае им не придется годами искать правду в госорганах. Именно такие суды призваны разрешить споры между гражданами и чиновниками. Как показывает мировой опыт, они помогают сломать круговую поруку чиновников и защитить обычного, простого человека.


Не удалось нам пока добиться решительного перелома в контрольной деятельности. Число проверок избыточно, по–прежнему они носят не упреждающий, а карательный характер. И самое обидное то, что мы порой проверяем не тех и идем не в те места, куда надо было бы идти.


В последнее время всe больше и больше, это Правительства касается прежде всего и министров, выявляются факты безобразного поведения руководителей предприятий, прежде всего государственной формы собственности! Я лично занимаюсь сейчас этим вопросом, и, не дай бог, только мне доложат в этом плане что–то существенное. Эти торговые дома, товаропроводящие сети... За бесплатно почти туда продаем тракторы. Там, в России, совместный торговый дом с россиянами, они там формируют прибыль, делят между собой, а предприятия практически ничего не получают. Или еще какие–то схемы придумывают. Дошло до того, что приходят нормальные люди и не могут купить шину, трактор, автомобиль, вот вам предоплата, а продавцы на 90 дней дают без предоплаты товар куда–то, через какие–то торговые дома, но не берут деньги как предоплату. И ко многим министрам обращались, но до сих пор ответа не последовало. Пеняйте сами на себя, я вас предупредил! Я уже об этом говорил в Волковыске. Мне уже надоело слышать эти жалобы. Чтобы потом больно не было некоторым руководителям предприятий...


Понапихали в эти торговые сети, бесплатно почти передали туда эти тракторы, автомобили, чуть ли не годовой запас... Вот сейчас будем смотреть и по тракторному заводу, и по другим. Почему не продаете с предоплатой, ведь сегодня такой спрос на эти тракторы? Вы чего ждете? Из Правительства — тишина, мол — рыночные отношения...


Правительству, Администрации Президента, Комитету государственного контроля необходимо уже в первом полугодии выработать дополнительные меры по оптимизации контрольно–проверочной деятельности в стране.


Долгие годы мы придерживались пословицы: «Доверяй, но проверяй». Возможно, пришло время переставить слова местами.


Теперь о Беларуси в мире.


Мир двадцать первого века будет развиваться совсем не так, как в минувшем столетии. Несравнимо более масштабно и стремительно. Зачастую непредсказуемо.


Состав мировых лидеров быстро меняется. Восточная Азия бросает вызов старой Европе. Но прежней борьбы центров силы, привычной для двадцатого века, уже нет. Потому что глобальная экономика делает все страны взаимозависимыми.


В этой системе нет победителей и проигравших. От экономического бума выигрывают, от экономического кризиса проигрывают абсолютно все.


Новое качество мира ярче всего проявляется на примере двух гигантов — США и Китая. Их экономики все больше напоминают симбиоз, в котором ни одна сторона не может обойтись без другой.


К сожалению, мировая политика серьезно отстает от мировой экономики. Политики всe еще говорят на языке силы, войн и угроз. Человечество так и не выработало надежных механизмов обеспечения безопасности.


Соблазн разрубить, а не распутать «гордиев узел» мировой политики всe еще силен среди ведущих держав мира.


Все эти вещи мы не в силах изменить. Беларусь должна приспосабливаться к тому миропорядку, который формируется в значительной степени помимо нашей воли.


Я не раз говорил: у Беларуси нет геополитических амбиций. Но мы должны ясно видеть свое место в мире и отстаивать всеми способами наши национальные интересы.


Я просто хочу сказать европейцам и американцам: нас невозможно сломать, вы должны это понять. И не только Лукашенко и, как вы говорите, его силовой блок или Правительство. Нет, нас, белорусов, невозможно искусственно сломать. Нас можно просто похоронить, нас не будет, тогда вы сделаете с нашей страной то, что вы хотите, что вам угодно. Сломать, наклонить, коленом наступить на нас или всей ногой на горло — бесперспективно. Давайте будем жить дружно и разговаривать друг с другом. Диалог — вот единственный путь, на котором мы можем вместе с вами иметь успех. Другого не дано.


Тем более, я не раз уже тоже об этом говорил, что наши национальные интересы очень просты. Говоря обычным языком, мы хотим жить со всеми в мире и дружбе, свободно торговать и искренне сотрудничать по всем вопросам, которые интересны нам и нашим партнерам.


К сожалению, это легче сказать, чем сделать. Слишком многих это не устраивает.


Ряд стран отказывает Беларуси в естественном праве на свои собственные национальные интересы. Некоторые рассматривают нашу страну то ли как «санитарный кордон», то ли как «санитарную зону». Отдельные считают себя вправе диктовать белорусскому народу, как ему жить и развиваться.


Естественно, что такие подходы в отношениях с нами всегда будут обречены на провал.


При этом мы не устаем повторять: Беларусь заинтересована не просто в спокойных отношениях с ближними и дальними соседями, а в самой тесной интеграции по всем возможным направлениям.


Ставка на интеграцию — наш сознательный выбор. Мы прекрасно понимаем: в современном мире выжить может либо тот, кто имеет огромный внутренний рынок, измеряемый как минимум сотнями миллионов человек, либо тот, кто формирует такой рынок за счет интеграционных образований.


Сегодня ясно вырисовывается модель нашей интеграции. Вместе с Россией и Казахстаном, я уверен, не за горами и другие страны, мы создали Таможенный союз и затем Единое экономическое пространство с единым рынком в 170 миллионов человек.


Общий рынок предоставляет дополнительные возможности по сбыту белорусской продукции, прежде всего высокотехнологичной. Через такую интеграцию мы можем получить равный доступ к сырьевым, энергетическим ресурсам, без которых не может нормально развиваться ни одно государство.


Этот путь в полной мере отвечает интересам страны и ее народа. Поскольку нацелен на упрочение позиций белорусского государства в мировом масштабе и повышение благосостояния граждан.


Наши структуры открыты для присоединения других стран, соответственно для дальнейшего расширения совместного рынка.


Но и это — не предел. В повестке дня — создание Евразийского экономического союза. В 2015 году он будет образован.


Оцените масштаб сделанного: от кромки Атлантического океана до берега Тихого океана основное пространство «делят» между собой два крупнейших интеграционных образования. И Беларусь — в числе основателей одного из них. Это дорогого стоит. Два больших союза, вобравших в себя Европу и Евразию, и их соседство не может не являться ключевыми факторами глобального мира.


Европейский союз — один из важнейших векторов для Беларуси в окружающем мире. Экономически, да и политически Беларусь и Евросоюз являются важными друг для друга партнерами. По экспорту Евросоюз выступает для нас партнером номер один, по общему товарообороту — номер два после России.


Сто миллионов тонн грузов, транспортируемых железной дорогой, автомобилями, самолетами через Беларусь в направлении Запад — Восток и обратно, 70 процентов российской нефти и треть природного газа, прокачиваемых для европейских стран через белорусскую территорию, — всe это накрепко связывает нас с Европой, в центре которой мы находимся. Нельзя забывать о других очень важных сферах нашего взаимодействия — пресечение нелегальной миграции, наркотрафика, контрабанды, включая незаконный оборот ядерных, радиоактивных материалов, оружия, поддержание безопасных рубежей.


Да, мы по–разному смотрим на отдельные вопросы устройства общества. Но преодолевать эти разногласия надо, как я уже сказал, диалогом, переговорами, а не санкциями и запретами. Санкционная политика ошибочна прежде всего потому, что она бесполезна и безрезультатна.


У Беларуси нет враждебности ни к Европейскому союзу, ни к Соединенным Штатам Америки. Потому что мы видим в первую очередь то, что нас объединяет, а не разъединяет. И мы при этом смотрим в будущее.


Сейчас опять многие «аналитики» крутят старую пластинку: вы туда или вы сюда? Вы с теми или с этими? «Качели» это или нет?


Все это устаревшие подходы, примитивное мышление. Разумные политики понимают: нет никаких «качелей» — есть объективные интересы страны, диктуемые сегодняшним днем и будущим.


А стратегическое будущее в том, что два больших союза не должны быть враждебны друг другу. Они должны не «делить» континент, а объединять его.


Исходя из этого Беларусь выдвигает идею «интеграции интеграций». Ее цель — создание общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. Именно об этом и говорит нынешний Президент Российской Федерации.


Именно для этого, по предложению Беларуси, саммит глав государств ЕЭП в декабре минувшего года в Москве принял решение о целесообразности проработки взаимодействия Единого экономического пространства и Евросоюза. Это было наше предложение, которое поддержали наши партнеры.


Мне кажется, что у центральноевропейских государств есть своя миссия. Литва, Латвия, Беларусь, Украина, Словакия, Чехия должны объединять традиционные Запад и Восток. В этом состоят их новое историческое призвание и особая роль.


Знаю, что мои коллеги, руководители государств Единого экономического пространства — России и Казахстана — придерживаются такого же принципиального подхода.


Для долгосрочной стабильности нашего государства двух векторов по оси Восток — Запад недостаточно. Прочную стратегическую позицию мы займем, когда выстроим третью опору Беларуси во внешнем мире — на Мировом Юге.


Речь идет прежде всего о Китае. У нас с вами есть здесь важное преимущество — Беларусь уже несколько лет рассматривается как стратегический партнер Китая.


Сегодня мы должны конвертировать политические преимущества в экономические. Именно это мы имеем в виду, когда говорим о «большом приходе» Китая в Беларусь.


В Южном полушарии мы уже успешно закрепляемся на рынках не только Венесуэлы, но и соседних стран Латинской Америки. Новые усилия надо сосредоточить на проникновении в Индию, Юго–Восточную Азию и, конечно, в Африку, где наше экономическое присутствие пока недостаточно.


В последнее время у нас наметились серьезные подвижки в сотрудничестве с Турцией, Катаром, другими странами Залива. Это направление необходимо всячески развивать.


Хорошие перспективы может иметь сотрудничество с Израилем, особенно в области высоких технологий и сельского хозяйства. Тем более что в этой стране очень много выходцев из Беларуси, которые могли бы принести в нашу страну не только капиталы, но и новейшие технологии. Это люди, которые искренне любят нашу страну, и этим надо пользоваться.


Органы госуправления должны активно пробивать дорогу нашей продукции и производствам в новые регионы мира. Пришло время дипломатическим загранучреждениям плечом к плечу работать с представителями наших основных экспортно ориентированных отраслей. Соответствующие юридические возможности вам предоставлены. Надо всемерно продвигать брэнд «Сделано в Беларуси».


Всe, что мы делаем, — мы делаем не ради цифр и показателей. Я об этом постоянно говорю.


Экономика и политика — срeдства для достижения наиважнейшей и высшей цели: повышение уровня и качества жизни людей.


Все эти гайки, болты, молоко, мясо лишь тогда имеют смысл, если это направлено к человеку.


И новые подходы в экономике не отменяют главного: Беларусь — это государство для народа.


Мы уже в социальной сфере достигли многого. По качеству образования Беларусь занимает 20–е место в мире, по здравоохранению — 30–е, по социальному капиталу — 20–е среди всех стран мира.


Все это подтверждение того, что человеческий капитал для динамичного роста уровня благополучия в Беларуси есть.


Основные направления социальной политики, развития медицины, образования, культуры, других сфер, затрагивающих интересы человека, утверждены Всебелорусским народным собранием. И независимо от финансовой и экономической ситуации в стране мы ни на шаг не отступим от намеченных планов.


Говоря об образовании, сразу отвечу на вопрос, волнующий многих: никаких новых реформ и экспериментов в средней школе не будет! Все внимание необходимо сосредоточить на повышении качества образования с использованием современных информационных технологий.


Надо подшлифовать среднюю школу, оснастив ее нормальными программами, посильными для учащихся.


Предстоит существенно улучшить и расширить систему подготовки рабочих и специалистов среднего звена, востребованных на рынке труда.


В свое время мы правильно поступили, сохранив систему профтехобразования и среднего специального образования. Но в последние годы наблюдается заметный перекос в пользу высшего образования. Сегодня мы выпускаем избыточное количество специалистов с высшим образованием, особенно, что очень беспокоит, по гуманитарным специальностям, и в то же время испытываем серьезный дефицит в кадрах массовых профессий.


Я уже когда–то говорил: если человек, инженер с высшим образованием, сегодня готов работать, стать за станок и работать — ради бога. Но юристов, экономистов, историков, политологов — ну хватит, их уже некуда девать, они скоро будут в очереди стоять и требовать от нас трудоустройства.


Министерству экономики вместе с Министерством образования надо тщательно не изучить эту проблему, а завтра принимать конкретные решения, чтобы ликвидировать эти узкие места!


В ближайшее время мы должны решить проблему дефицита мест в дошкольных детских учреждениях. Будет обеспечена «шаговая» доступность детских садов, в том числе за счет создания домашних и семейных групп.


Мы много сделали для развития и оснащения нашей медицины. В этой пятилетке мы полностью этот процесс закончим. Об этом говорилось не раз.


В последнее время приняты меры по расширению производства отечественных препаратов, прежде всего массового спроса, что позволило сделать их более доступными для наших граждан.


Качество медицинской помощи, стоимость лекарственных препаратов и медицинских услуг должны находиться на ежедневном контроле министра здравоохранения. Это наиболее чувствительные для наших граждан вопросы.


В последнее время появились жалобы граждан на новую систему отпуска лекарств только по рецепту врача, которую предполагается ввести в ближайшее время.


Я попрошу министра здравоохранения и Премьер–министра разобраться с этими вопросами. Если это общемировая практика и действительно нам это надо, то тогда разъясните людям. Но нам нельзя обижать граждан и создавать ненужные очереди в поликлиниках.


Нынешний год объявлен Годом книги. Я про книгу много говорил, для меня книга — это сродни иконы. В этом заложен глубокий смысл. Книга — это средоточие не только знаний, но и духовности, традиций, нравственности и морали. Ну и вообще имидж белоруса — это человек с книгой. Представьте, если мы бросим, забудем книгу, — исчезает белорус.


Речь не идет о том, чтобы наштамповать дополнительные тонны макулатуры. Главная задача — возродить любовь всей нации, и прежде всего молодого поколения, к литературе, заставить задуматься и поразмышлять о жизни и вечных ценностях.


Ну ладно уже, не важно, на каком носителе молодой человек будет читать произведения Толстого, Тургенева или Коласа — на бумаге или на айпаде. Главное, чтобы живое слово в любом виде доходило до человека, особенно до молодежи. Главное — чтобы они это прочитали.


В этой связи поручаю министерствам культуры и информации особое внимание уделить комплектации библиотек. Активнее привлекайте к этому вопросу представителей бизнес–сообщества. Совместно со средствами массовой информации пропагандируйте книгу — Год книги.


Следует также ускорить реализацию проекта по созданию национальной электронной библиотеки.


И еще об одном важном направлении в развитии духовности нашей нации. Мы приступили по моему прямому поручению к возрождению одного из главных культурных символов Беларуси — знаменитых слуцких поясов.


Много столетий назад в самых дальних землях Беларусь знали благодаря им — роскошным слуцким поясам, в которые наши предки вкладывали весь свой талант, все свои умения, всю свою душу.


Этот проект уникален. В нем сплелись воедино духовность, традиции, история, культура, технологии и экономика. Здесь мы не только должны возродить древний промысел, но и сделать его современным брэндом, позволяющим нам зарабатывать валюту и прославляющим Беларусь.


И вообще, запомните, мы уже практически в каждом доме имеем икону (и не одну), а к иконе в каждом доме белоруса должен быть слуцкий пояс. И это мы должны сделать достойно, чтобы не стыдно было показать вот это наше величие. И слуцкий пояс, слуцкие пояса — это только начало. Надо вот эти обычные — не только замки, дворцы нашей шляхты, еще кого–то — это надо поднимать, возрождать, Мирский и другие замки. Таких ремесел, да и крупных промышленных товаров, как те же слуцкие пояса, в истории нашего народа было много. Надо это возрождать. И давать людям возможность прикоснуться к этой святыне, пусть даже рукотворной, в современном мире созданной. Вот в чем замысел был этого начинания.


Возрождение значимых культурных и исторических символов, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей Родине на основе богатого культурного и исторического багажа страны, которым все белорусы должны заслуженно гордиться, — это важная часть формирования и развития национальной идеи.


Слуцкие пояса лишний раз напоминают нам простую истину, на которой держится наша земля: счастливо то общество, в котором гармонично сплетаются духовные ценности и материальные силы, традиции и новации, прошлое и будущее.


Именно такой должна быть Беларусь.


Уважаемые товарищи!


Недругам Беларуси очень хотелось бы видеть нашу страну отсталой, закостенелой и застрявшей в прошлом, в лаптях.


Такие страны становятся легкой добычей. Они неконкурентоспособны в мире.


Но мы не дадим повода для радости тем, кто не любит Беларусь и завидует нам.


Наша страна никогда не погрузится в застой и не будет топтаться на месте. Мы всегда шли только вперед, преодолевая все препятствия и преграды. Так будет и впредь.


Мы двинемся дальше еще быстрее. Мы воспримем всe лучшее и новое, что есть в мире. Мы сделаем нашу страну символом развития, прогресса и стремительного движения вперед.


Иного пути у нас просто нет. И на этом пути мы обязательно победим, как победили когда–то!


В канун 9 Мая, нашей Великой Победы, позвольте поздравить всех вас, дорогие друзья, с праздником этой Великой Победы, которую мы никому не отдадим, и будем делать всe, чтобы новые и новые поколения белорусов помнили об этой Победе и о тех трех с лишним миллионах белорусов, которых мы положили на алтарь, каждого третьего в этой Победе! Я желаю вам здоровья, мира, счастья и благополучия.


Будем достойны подвига поколения Победителей!


Благодарю за внимание.


(Аплодисменты.)


Уважаемые друзья! Это Послание я переносил по ряду причин, ждали, конечно, многого и ответов на некие глобальные вопросы. Но я хочу вас, может быть, кого–то разочаровать: Послание Президента ежегодное (в прошлом году в апреле, в этом — в мае, в следующем — видимо, в апреле), поэтому сама суть его, коль это ежегодное Послание, заключается в его тактике. Это тактические вопросы с попыткой взглянуть в будущее. Поэтому не надо требовать, чтобы я здесь очертил какую–то большую стратегию. Да, я пытался что–то сказать о большом будущем, но всe сказано во Всебелорусском народном собрании, это наша стратегия, а это — тактика. Но я решил так, что я должен сказать о главном. В нашем обществе, в развитии нашего общества есть очень много сегодня проблем и вопросов, которые в Послании не отражены. И мы с вами заранее договорились о том, что мы таким образом, Президент и парламентарии, Правительство, сегодня должны ответить на эти вопросы, которые существуют в обществе. И мы с вами договорились об этом, вы зададите Президенту вопросы. Не для того чтобы только услышать ответ Президента, а для того чтобы публично в прямом эфире перед народом обсудить эти проблемы. Нам не надо уходить от них, нам не надо прятать голову в песок и убегать от этих проблем. Люди должны видеть, что, если мы даже не решаем сегодня или не можем по каким–то причинам решить эти проблемы, мы их видим, и мы их обязательно решим.


Поэтому, как и договаривались, я буду отвечать на ваши вопросы. И где–то вместе, отвечая на них, будем искать выход из существующего положения, а некоторые вопросы возьмем на контроль, для того чтобы их решать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter