Белорусский путь: патриотизм, интеллект, прогресс

Послание Президента белорусскому народу и Национальному собранию.

Уважаемые депутаты! Члены Совета Республики, приглашенные! Уважаемые соотечественники!

В прошлом году все мы имели возможность убедиться, как стремительно меняется окружающий нас мир.

Вспыхнул огромный арабский регион. В странах, которые считались оплотом стабильности, воцарился хаос.

Евросоюз весь год балансировал на грани финансового краха: привычно благополучные страны внезапно оказались без пяти минут банкротами.

Целое государство — Грецию — выручали всем миром. На ее спасение были брошены сотни миллиардов евро — все равно оказалось мало. Вслед за Грецией начало лихорадить Испанию, Ирландию, Португалию. И даже такая крупнейшая экономика Европы, как Италия, оказалась у пропасти.

Великобританию — старейшую европейскую демократию — потрясла череда разнузданных погромов, временами напоминавших настоящие уличные бои.

Аналогичная картина наблюдалась и в Соединенных Штатах Америки, тоже считающихся оплотом демократии.

Более того, в странах, казавшихся чуть ли не идеалами спокойствия (а это Норвегия, Франция), произошли чудовищные акты терроризма и национализма. Невозможно себе представить, чтобы от рук внешне добропорядочного гражданина, а на самом деле хладнокровного убийцы, погибло почти восемь десятков человек.

Эти беды коснулись и нас. Не смогли мы избежать как экономических проблем, так и других проблем, подобных Европе.

Все это говорит о том, что мир очень тесен и взаимозависим.

Случайности это или закономерности?

Почти никто не ожидал этих событий. Но в современном мире изменения происходят гораздо быстрее, чем в минувшем двадцатом веке.

И выигрывает тот, кто опережает время или хотя бы не отстает от него. Это урок для нас всех.

Еще один важный момент нынешнего периода заключается в том, что Беларусь вступила в третье десятилетие своей независимости. Говорю об этом не ради «юбилейности» — не это важно.

Суть в другом: вступает во взрослую жизнь новое, первое, поколение белорусов, родившихся и выросших в суверенном государстве. Их Родина — Республика Беларусь. Их будущее — это будущее этой страны.

Новому поколению жить в новом времени — полном кардинальных изменений и тревожных вызовов. Наша с вами общая задача как эффективной власти современной Беларуси — сделать все, чтобы превратить эти вызовы в возможности и в успех страны.

Но богатство — не самоцель. Убежден: движущей силой прогресса являются не материальные блага, а патриотизм.

Движение вперед невозможно без искренней любви к Родине, земле предков, к своему народу. Патриотизм проявляется не в словах и лозунгах, а в жизненной позиции человека, его повседневных трудах. В том, что он живет не только для себя, но и для своего Отечества.

Многое может меняться вокруг нас, но эта истина останется непоколебимой. Патриотизм был, есть и должен оставаться незыблемым постулатом нашей государственности. Это вечная ценность, которая скрепляет поколения.

Наши основополагающие принципы и наш путь неизменны.

Но это не означает, что Беларусь навсегда останется прежней. Изменяется время, и надо смело идти дальше. Мы не должны отстать! Необходим мощный, стремительный рывок вперед.

Это касается всех сфер жизнедеятельности государства. И прежде всего фундамента — экономики.

Новому поколению — обновленную экономику — это главный лозунг нашего времени.

В прошлом году в условиях максимального за всю историю страны роста цен на нефть и газ наша экономика не остановилась.

Хорошо стартовали и в 2012 году. В первом квартале страна вышла на положительное сальдо внешней торговли. Приток валюты на миллиард триста миллионов долларов выше оттока. Растут золотовалютные резервы и экспорт. Замедлены темпы инфляции. Постепенно растут доходы людей. Уровень безработицы практически на нуле.

Даже международные эксперты, не питающие к Беларуси особой любви, признают, что нам удалось выстроить успешную антикризисную политику.

Сегодня можно уверенно сказать: сложный период в истории нашего государства мы проходим достойно.

Но надо быть честными с самими собой. Прошлый год обнажил многие проблемы нашей экономики, устранять которые следует безотлагательно. Пример европейских стран, которые годами прятали голову в песок и оттягивали принятие необходимых решений, должен стать для нас предупреждением.

Главный урок мирового кризиса — жить надо по средствам. Нельзя тратить больше, чем заработал. Есть деньги — трать их. Нет — зарабатывай. Печатать пустые деньги или жить в долг — это путь в тупик.

Для того чтобы придать новое качество всей нашей экономической деятельности, в ближайшей перспективе предстоит сосредоточить усилия на нескольких основополагающих направлениях.

Первое из них — модернизация экономики.

Сегодня мы вышли на границу производственных возможностей традиционной экономики. В спину нашим производителям дышат и конкуренты, и потребители.

Благосостояние людей растет, и они требуют более качественных товаров и разнообразных услуг. Если вчера еще можно было выиграть одной лишь ценой, то сегодня этого мало.

Мощную конкуренцию, в том числе на нашем собственном рынке, принесли Таможенный союз и Единое экономическое пространство. С приближающимся вступлением России, Казахстана да и Беларуси во Всемирную торговую организацию придется конкурировать уже не только с партнерами по ЕЭП.

Наши производители должны стать конкурентоспособными в экономике самых высоких стандартов потребления!

Для решения этой задачи нужны эффективные экономические инструменты и стимулы, а также грамотные управленческие действия.

Суть нашего экономического курса — создание новых высокопроизводительных рабочих мест на действующих и вновь создаваемых предприятиях, стимулирование самозанятости, предпринимательства и инициативы, повышение ответственности каждого за себя, свою семью и свою страну.

Преимущественное развитие должны получать проекты, которые:

во–первых, ориентированы на местное сырье;

во–вторых, нацелены на импортозамещение;

в–третьих, создаются в малых и средних городах;

в–четвертых, экспортно ориентированы;

в–пятых, обеспечивают высокий уровень рентабельности и производительности труда, а значит, и заработной платы.

Таких проектов в Беларуси может и должно быть больше. Примеров уже достаточно.

На мировом рынке возрастают требования к экологичности производств. И не за горами тот день, когда условием допуска товара на любой уважающий себя рынок станет сертификат экологичности его производства. Поэтому уже сегодня мы должны думать о внедрении у себя стандартов так называемой «зеленой экономики».

Модернизация экономики — задача не только государственного сектора. В ее решение необходимо вовлечь весь отечественный бизнес и максимум иностранных инвесторов.

Правительству, всей исполнительной «вертикали» власти, руководителям предприятий необходимо радикально менять психологию. Модернизация не означает щедрый поток государственного финансирования, нередко под бездумную закупку оборудования или строительство заводов, чья продукция потом никому не нужна.

Есть проект или идея — ищите под нее инвестора. Уговаривайте его, создавайте для него условия. Причем инвестиции должны быть прямыми, а не замаскированной формой кредита.

Поручаю каждому члену Правительства, подчеркиваю, каждому члену Правительства, председателям облисполкомов и Минского горисполкома взять под личную ответственность реализацию нескольких проектов, под которые привлекаются прямые инвестиции. Например, я бы видел Премьер–министра на Барановичском хлопчатобумажном предприятии, который возьмет под контроль модернизацию этого предприятия и наконец–то разрубит тот гордиев узел, который мы рубим уже несколько лет.

Я бы, допустим, видел первого вице–премьера в Орше на льнокомбинате, чтобы он меньше ко мне в кабинет ходил за льготами и оттяжками выплаты этих кредитов, а взялся за это предприятие и вытащил его на самый высокий уровень. Ну а новому вице–премьеру, который курирует агропромышленный комплекс и другие направления, я бы посоветовал заняться модернизацией камвольного комбината. Или строительством нового камвольного комбината и созданием сырьевой базы для этого комбината.

Считайте это моим поручением. На эту пятилетку. Эти вопросы должны быть решены. Но я так, навскидку, назвал некоторые лица. Члены Правительства, губернаторы первыми должны начать этот процесс! И эта практика должна перейти на ваших подчиненных — председателей горрайисполкомов, пусть они возьмут те проекты, которые им под силу, и реализуют их. И это будет колоссальная победа.

Это должны быть проекты, кардинально меняющие производственный облик нашей страны. Когда первое лицо министерства или региона будет вести конкретный проект, то гораздо лучше увидит проблемы, с которыми сталкивается инвестор.

Да, финансовая поддержка стратегически значимых проектов будет продолжена. Но больше раздачи денег «огулом» не будет! Ее уже нет, этой раздачи.

Государственно–частное партнерство, о котором так много говорят, — это совместное и ответственное участие в построении богатой и процветающей страны.

Нынешний этап модернизации в стране должен обеспечить раскрепощение частной инициативы и реальное стимулирование частных инвестиций, как иностранных, так и отечественных.

Отсюда вытекает второе направление — привлечение прямых инвестиций.

Говорим мы об этом много, а толку пока не очень. Вроде есть инвесторы, отдельные проекты, но в целом все это капля в море.

Кроме самих себя, винить тут некого. К нам хотят идти, вкладывать деньги. Зарубежных бизнесменов привлекают стабильность Беларуси, наша порядочность, надежность, низкий уровень коррупции.

Но стена бюрократизма и безразличия, с которой они сталкиваются в исполкомах и министерствах, отбивает на корню всякое желание инвестировать. Зарубежные бизнесмены не могут пробиться на прием к руководителю, чтобы обсудить свое инвестиционное предложение. Месяцами ходят по кабинетам за согласованиями и разрешениями. Вынуждены искать всякие обходные пути, вплоть до Президента, чтобы достучаться и реализовать инвестпроект.

Еще сложнее обстоит дело, когда инвестировать хотят наши отечественные предприниматели. Те вообще пробиться никуда не могут.

А ведь дай мы им возможность вкладывать деньги в собственной стране, меньше было бы сокрытия доходов и вывоза капитала.

Члены Правительства, председатели исполкомов, все руководители должны радикально изменить стиль и методы своей работы с инвесторами. Причем как с иностранными, так и с белорусскими.

Вам переданы все необходимые полномочия. Остается исполнять их честно и добросовестно. Это один из главных качественных показателей вашей работы.

Возможно, нужны еще какие–то дополнительные меры, которые бы оградили добросовестного инвестора от крючкотворства чиновников и, как говорят, «наездов» со стороны силовых структур.

Поэтому я поручаю Правительству и Администрации Президента — еще раз посоветуйтесь с частным бизнесом, не только с «крупными акулами», но и со средними, мелкими предпринимателями. Позовите основных иностранных инвесторов, которые у нас работают. Пусть они скажут, что еще нужно, чего не хватает, что мы не увидели.

Беларусь должна стать страной во всех отношениях привлекательной для вложения средств.

Важным шагом в этом направлении является предстоящее принятие закона «Об инвестициях». Прошу депутатский корпус внимательно подойти к этому документу. Условия инвестирования в Беларусь должны быть одними из лучших в мире, а гарантии добросовестным инвесторам — абсолютные. Закон должен содержать нормы прямого действия, ясные и понятные каждому. Не надо под каждую норму закона еще потом писать инструкции и принимать постановления Правительства.

Важно также создать такие условия для инвестора, чтобы ему было выгодно оставлять полученную прибыль в нашей стране, а не вывозить ее за рубеж.

В последнее время много говорят о целесообразности проведения амнистии капиталов. Если эта тема действительно актуальна для Беларуси и способна принести серьезный экономический эффект, ее надо проработать. Но идя на этот шаг, следует четко регламентировать условия, объекты и субъекты амнистии, обеспечить всестороннюю защиту интересов государства.

Я жду ваших предложений.

Одной из предпосылок притока прямых иностранных инвестиций является реформирование отношений собственности.

У нашей страны здесь есть уникальное преимущество: мы точно знаем, как нельзя делать приватизацию, к чему приводят ваучерные эксперименты и залоговые аукционы.

Не всегда приватизация — благо для предприятия. Не всегда инвестор приходит, чтобы развить бизнес и передать лучшие технологии. Но и государственная собственность — не гарантия от провалов.

В мире масса примеров колоссальных ошибок как государства, так и частных фирм в крупных капиталоемких проектах. Есть такие примеры, к сожалению, и в нашей стране.

Повышение эффективности государственных активов, в том числе путем привлечения инвесторов, будет происходить последовательно на основе современной нормативной правовой базы. Никаких обвальных и массовых распродаж не будет!

Сегодня мировое сообщество пришло к тому, что приватизация не должна быть массовой. Она должна быть прозрачной, понятной и точечной.

Это нормальный процесс — когда предприятия, в том числе государственные, продаются и покупаются. Так происходит и в Беларуси. Мы отказались от всяких списков объектов, подлежащих приватизации. И не потому, как некоторые сегодня пишут, чтобы из–под полы распродать государственную собственность. Абсолютно не поэтому! Мы заявили о том, что опубликование заранее списков приватизируемых предприятий — это унижение работников, которые работают на этих предприятиях. Люди у нас очень болезненно на это реагируют. И я это знаю, мне не единожды об этом говорили.

Задают прямой вопрос: мы что, Вам, Президент, больше не нужны? Вы нас решили продать? Нам нужны люди! Но было сказано: любое предприятие сегодня может быть приватизировано — вопрос в цене и в выполнении инвестором тех условий, которые существуют в Беларуси. Если вас эти условия не устраивают, господь с вами, и господь вам в дорогу.

Я недавно прочитал в средствах массовой информации, что один из «деятелей» в России, ведя переговоры по акционированию МАЗа, говорит о том, что белорусская сторона уж слишком большую цену «заломила». Но если тебя цена не устраивает — не ходи сюда! Давайте будем работать как работаем и будем конкурировать. МАЗ сегодня — успешное предприятие, прекрасно реализует свою продукцию, мы не торопимся с его приватизацией. Мы готовы, я уже в который раз повторяю, приватизировать даже «Беларуськалий», где рентабельность 70 — 100 процентов. Но это вопрос цены. И цену мы назвали — сегодня это уже не 30 миллиардов, а 32 миллиарда долларов. Желающие — приходите. Нет желающих. Ну что ж... Нет и нет. Предприятие сегодня работает, люди получают заработную плату, мы торгуем калийными удобрениями лучше, чем любая компания в мире.

Вот почему мы отказались от списков. Не потому, чтобы провести какую–то тайную приватизацию. Разделить предприятия и провести, как пишут, «наменклятурную» приватизацию. Да господь с вами. Меня уже в этом не один десяток лет упрекают. В «номенклятурной» приватизации. Но ее в Беларуси как не было, так и нет! И никогда не будет! Номенклатурной приватизации. Даже если меня не будет в кресле Президента. Народ Беларуси никогда не согласится с этим и не позволит провести приватизацию чиновникам, членам Правительства и так далее. Любой президент, любое правительство, которое смеет это сделать в Беларуси, будет сметено в течение суток. Спокойными и ментально уравновешенными белорусами. Это должны знать и понимать все!

В нашей стране может быть приватизировано, как я сказал, любое предприятие на определенных известных условиях. Тот, кто хочет что–то купить у государства, должен заплатить справедливую цену. Все работники этого приватизируемого предприятия, если так случится, должны быть защищены. Итогом приватизации должно стать дальнейшее, более успешное развитие предприятия. Устраивают вас такие условия — милости просим. Но те, кто надеется нагреть руки на белорусской приватизации, зря тратят время. Решение будем принимать в спокойных условиях, а не под давлением экономических обстоятельств или международных организаций. Причем главным при принятии таких решений будет соблюдение интересов рядовых работников предприятий, люди должны сохранить свои рабочие места, зарплаты и социальный пакет.

При этом я не хочу «темнить», я приведу вам конкретный пример. По одному из благополучных предприятий. Мне доложили, что, как принято сегодня говорить «нынешний менеджмент» «Керамина» пытается через своих родственников и прочих подставных людей скупить акции и прихватить это предприятие. В течение суток вопрос был решен — там не осталось ни одного руководителя, которые этим занимались, и их родственников. Так будет с любым предприятием! Вы меня можете бить за это, критиковать, что угодно делать, но подобные вещи будут пресекаться одномоментно, моментально! Приватизация будет открытой!

Я слышу в последнее время: Правительство хочет продать 25 процентов акций завода игристых вин. Я уже слышу недовольство со стороны богатеньких: «Ну что там в руки продают 999 акций... Ну что нам туда идти?» Ну так, говорю, не ходи. Это не на тебя рассчитано, чтобы ты скупил сразу пакетом эти акции. Это рассчитано на людей: хотят — пускай покупают эти акции, не хотят — не покупают.

Не думаю, что там уж обвальный у нас сейчас спрос на эти акции. Так? Ну и не надо. Не переживайте. Этот завод работает. Хороший завод. Продукция его востребована у наших людей. Мы всегда найдем честного инвестора. Нет — сами подставим плечо. Но мы это предприятие не бросим. И мы же не худшее предприятие вывели на IPO — народный аукцион. Взяли нормальное предприятие. Чтобы посмотреть, как это пойдет. Чтобы опыт получить. На этот же завод в очереди стоят 10 бизнесменов, которые хотят его купить. Но мы его не продали. Почему? Потому что хотят за бесценок купить. Нет! За бесценок не будет! Как определит рынок цену — по этой цене и будем продавать. Если будем... Но пока 75 процентов мы решили оставить у себя. Я не знаю, хорошо это, плохо ли, но это открыто, это честно. Все это видят, все это идет в средствах массовой информации. И не дай бог только в этом процессе кто–то пойдет не туда и будет делать нечестно — вы знаете, что будет. Вот ответ всем, кто за пределами нашей страны, и кто внутри нашей страны меня сегодня критикует за приватизацию, кто чего–то не понимает в приватизации по–белорусски. Честно, откровенно. Без всякого лоббирования. За определенную цену, под определенные условия — приходите, будем обсуждать. Если хотите, я в общем могу вам сказать про этот процесс: для того чтобы приватизировать предприятие, желающий должен прежде всего не к Президенту идти (Президенту Правительство принесет только документы, когда примет решение), а этот человек должен идти на предприятие. И трудовой коллектив должен принять решение: быть приватизации или не быть. Трудовой коллектив надо убедить прежде всего, руководство этого предприятия. Затем, следующая ступень, «добро» вам должна дать местная власть, потому что там работают конкретные люди, на этом предприятии, а за этих людей отвечают местные органы власти, и это может быть градообразующее предприятие, это местным властям виднее, они примут решение: быть или не быть. Потом ведомство, если это ведомственной подчиненности, министр. А потом только Правительство, рассмотрев все нюансы «за» и «против», внесет, на стол положит Президенту документы на подпись по собственности республиканского уровня. Что касается коммунальной собственности — облисполкомы примут решение.

Что тут непонятно? Много бюрократии, скажете, при приватизации? И я соглашусь, да, я уже об этом говорил: много. Но вопрос очень серьезный — мы пытаемся приватизировать предприятия, которые мы с вами не создавали, это достояние всего народа. И с приватизацией надо быть аккуратными и осторожными, ибо пример соседей говорит об этом: если мы нечестно поступим с тем, что создавал весь народ, такое отношение будет к власти и о стабильности и спокойствии в стране надо забыть.

Поэтому вопрос собственности — это вопрос, как после 1917 года, собственности на землю (вы помните, когда начали отбирать, в рамки кого–то ставить — развернулась гражданская война и пошли с вилами один на другого за клочок земли). Здесь цена неизмеримо большая.

Третье направление в системе качественного обновления экономики касается роста доходов населения.

Сегодня наиважнейшая задача — сдержать рост цен и восстановить докризисный уровень доходов населения.

Нельзя всe отдавать рынку. Разумный контроль за ценами должен иметь место и будет иметь место в Беларуси. Ответ на второй вопрос, который постоянно задают, — ценового беспредела не будет.

Мы постепенно идем ко все более свободному ценообразованию. Но сегодня нужна золотая середина. Абсолютно жесткое регулирование приводит к дефициту и вывозу товаров из страны.

А так называемый «свободный рынок» — к спекуляции, которая сильно бьет по карману простого человека.

Мы не должны допустить увеличения потребительских цен более чем на 20 процентов за этот год. Тем более что ни одна страна мира не отказывается полностью от регулирования цен.

Вы, наверное, заметили, в суперрыночной Германии, процветающей, буквально на днях правительством принято решение о создании «бензиновой» полиции. Так ее назвали. Призванной контролировать цены на бензин. Владельцы заправок должны будут отчитываться по каждому факту повышения или понижения цены и сообщать о том, у кого, по какой цене они закупали топливо. Вот вам и весь рынок! Если надо было для народа — в Германии суперрыночное демократичное правительство, не советуясь ни с Россией, ни с Америкой, ни с нами, пошло на эти шаги. А мы боимся! И все трясемся и дрожим: «Что о нас подумают?» Еще раз повторю: «трястись» надо за то, что подумает о нас наш народ.

Недавно Комитет госконтроля проверил несколько столичных ресторанов и кафе.

И что же?

Наценки доходили до тысячи процентов! Обычную чашку чая продавали чуть ли не в десять раз дороже ее себестоимости. А потом объясняли — нам надо платить иностранному повару! Я так и не понял — им что, нужен иностранный повар? Чтобы налить чашку обычного чая?..

Поэтому нам надо меньше разглагольствовать о свободных ценах, но при этом сделать всe, чтобы рыночные отношения в Беларуси на деле приобрели цивилизованный характер.

Мировой опыт доказывает: реальная конкуренция мгновенно останавливает ценовой беспредел.

Нам ни в коем случае нельзя допустить монополизации внутреннего потребительского рынка крупными торговыми сетями или ценового сговора между ними.

Наряду с гипер– и супермаркетами должны развиваться небольшие частные, государственные объекты шаговой доступности.

Более того, в отношении крупных торговых сетей надо принять и социальные обременения. Программы дисконтных карт для пенсионеров, многодетных семей, инвалидов должны стать обязательным условием их присутствия на нашем внутреннем рынке.

Поручаю губернаторам взять эти вопросы под личный контроль, особенно председателю Минского горисполкома.

Провально работает система потребительской кооперации. Этот, по сути, крупнейший розничный продавец нашей страны с каждым годом теряет позиции. Хотя эффект масштаба, инфраструктура позволяют выйти на показатели эффективности не ниже, чем у сетей известных торговых марок.

Так продолжаться больше не может. Я слишком долго, Михаил Владимирович (Премьер–министр М.В.Мясникович. — Прим. ред.), жду ваших предложений, от Правительства, по потребительской кооперации.

Поэтому еще раз поручаю Правительству, Администрации Президента в части кадров по итогам первого полугодия разобраться и внести четкие и конкретные предложения по кардинальному исправлению ситуации.

Теперь о зарплатах.

Здесь подходы неизменны: задача государства — создать условия для тех, кто может работать, и помочь слабым. Всe остальное в руках самих людей.

Мы приняли важное решение, о котором просили и бизнес, и большинство граждан, — дали свободу в оплате труда и придали единой тарифной сетке рекомендательный характер для предприятий всех форм собственности.

Но этой свободой надо уметь воспользоваться.

Главный экономический принцип — соответствие темпов прироста производительности труда темпам прироста заработной платы. Этот закон никто не отменял! И не я его выдумал!

Проще говоря, зарплата должна быть заработана.

Однако некоторые руководители, повторюсь, новую ситуацию восприняли упрощенно — что можно ничего не делать, что всякая ответственность за рост доходов людей с них снята.

Тот, кто так думает, сильно заблуждается. Задача руководителя остается прежней: обеспечить рост производительности труда, который должен повлечь повышение зарплаты трудового коллектива.

На четвертом Всебелорусском народном собрании мы обещали людям к концу пятилетки приблизиться к среднеевропейскому уровню заработной платы. С учетом нашего социального пакета, с учетом наших коммунальных услуг и так далее. Все это подсчитать и приблизиться. Вот ключевая задача для Правительства! Каждого руководителя и всей «вертикали» власти. Ну а для начала по итогам этого года мы посмотрим: кто вышел на 500 долларов, а кто не вышел. И посмотрим: какая у него производительность труда и почему ее нет, чтобы обеспечить людей должной заработной платой.

Да, мы по–прежнему поддерживаем и будем поддерживать пенсионеров, бюджетников, многодетные семьи, инвалидов, последовательно увеличивая размеры пенсий и пособий.

Но что касается тех, кто работает на производстве, — тут каждому по труду: сколько заработал — столько и получил. Тем более меня никто не упрекнет в излишней «избалованности» чиновничьего люда, что у них тут зарплата выше, чем у кого–то.

Четвертое направление — эффективность управления экономикой.

Для роста капитализации государственных активов, снижения затрат и повышения эффективности управления мы взяли курс на создание холдингов и крупных производственных объединений в промышленности. Это, по сути своей, государственные корпорации. Кстати, те же процессы происходят и в сельском хозяйстве. Практически в этом году мы завершим укрупнение сельскохозяйственных предприятий и создание оптимальных сельскохозяйственных предприятий и холдингов. Там, где это возможно.

Уже в 2012 году мы должны получить качественный эффект от организационных реформ. Радикально снизить непроизводственные затраты, накладные расходы и не менее чем в два раза административно–управленческий персонал. Это — по холдингам в промышленности.

Поручаю Правительству по каждой госкорпорации выработать стратегию развития и интеграции в мировую экономику, кооперации с основными партнерами.

В первую очередь это касается тех объединений, где внутренних ресурсов развития недостаточно, а рынки конечной продукции высококонкурентны.

Наши планы должны быть скоординированы со стратегиями развития России и Казахстана и опережать их.

С 2012 года мы стали работать в равных условиях с нашими партнерами по Таможенному союзу. Примерно в равных условиях. Это не то, что было год или два года назад.

Политическое руководство страны решило главную задачу: двукратное снижение цен на основной энергоресурс, поступающий в страну, — природный газ. Урегулировало вопросы сотрудничества с Российской Федерацией в нефтяной сфере.

Достигнутые договоренности по ценам на энергоресурсы — это не «подачка» и не субсидии, как пытаются представить отдельные «свядомыя». Это базовые условия функционирования Единого экономического пространства.

При такой разнице в ценах, как это было совсем недавно, нет свободной конкуренции. Когда у нас в пять раз цена выше, чем в Казахстане и в России. При различных стандартах и требованиях к качеству продукции не может быть единого рынка. Это простые истины!

Поэтому в Едином экономическом пространстве Беларуси, Казахстана и России мы не просим низких цен для наших предприятий.

Главное — это единый уровень цен и принципы их формирования. Для всех — белорусских, российских и казахстанских компаний.

Пятое важнейшее направление — стабильность белорусского рубля.

Курс нашей валюты постепенно и спокойно укрепляется.

Как мне докладывают, в текущем году население продало через «обменники» полтора миллиарда долларов США, что на полмиллиарда долларов больше, чем купило. По всем валютам отмечается ежедневный рост вкладов.

Эти примеры свидетельствуют о стабилизации на валютном рынке, доверии к национальной валюте и банковской системе. И у этого доверия есть реальные основания.

Каждый рубль, находящийся в обращении в стране, на 150 процентов покрыт валютными резервами по текущему рыночному курсу.

Сегодня Национальный банк даже вынужден противостоять резкому укреплению обменного курса, чтобы не допустить ухудшения условий внешней торговли.

Но мы прекрасно понимаем риски быстрого укрепления рубля. Спекулятивные атаки, нечестная игра с курсом — всe это может повториться. Поэтому мы действуем аккуратно. Главное — обеспечить спокойствие, стабильность и предсказуемость.

Резких колебаний обменного курса допустить нельзя. И мы по–прежнему будем твердо придерживаться принципа — свобода формирования валютного курса в результате открытых, прозрачных биржевых торгов.

Шестое направление — экспорт.

Экспорт напрямую связан со стабильностью курса. Именно он приносит валюту в страну.

Задача Правительства, местных органов власти на текущий год — обеспечить положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в размере свыше миллиарда долларов.

Более того, сегодня на экспорт необходимо направлять не менее 65 процентов от произведенной продукции. С появлением Единого экономического пространства все условия для этого созданы.

Но ограничиваться ЕЭП нельзя. Действовать надо масштабно, по всему миру — там, где нам это интересно.

На новые рынки следует выходить не разрозненно, а единым фронтом. Вначале — изучение конъюнктуры под эгидой МИД и Министерства торговли. Затем — десант из промышленников и предпринимателей при поддержке Правительства. Организация стабильной работы через торговые дома и субъекты собственной товаропроводящей сети.

Не надо каждому производителю идти поодиночке, все должно координироваться из одного центра. В 2012 году по такой схеме необходимо выйти на огромные рынки Австралии, Новой Зеландии, Бразилии, ЮАР, Индии, Индонезии, Вьетнама и других стран Юго–Восточной Азии.

Важно идти туда, где нас ждут и готовы работать с нами на принципах дружбы и взаимного уважения. Нашей стране есть что предложить партнерам.

Седьмое направление — импортозамещение и экономия.

Стратегию импортозамещения мы детально рассмотрели в свое время на семинаре–учебе руководящих кадров. По итогам полугодия Правительство доложит, как выполняются принятые на нем решения.

Но нельзя забывать, что три четверти нашего импорта — это промежуточные продукты: сырье, материалы, энергетика.

В данной связи выделю три ключевых момента:

во–первых, режим жесткой экономии материалов и энергии;

второе — диктат нормативов;

третье — технологическую дисциплину.

В 2012 году мы должны обеспечить снижение:

материалоемкости продукции в промышленности не менее чем на 2 процента;

энергоемкости ВВП на 3 процента, что сэкономит почти полтора миллиона тонн условного топлива.

Цена вопроса — миллиард долларов!

Но надо понимать — одним административным давлением ничего не добьешься. Необходимы современные механизмы стимулирования ресурсосбережения.

В мировой практике хорошо зарекомендовал себя принцип снижения налогооблагаемой базы на величину сэкономленных ресурсов в результате энерго– или ресурсосбережения.

В итоге экономический эффект от экономии остается полностью у производителя.

Правительству следует изучить лучший мировой опыт и внести конкретные предложения.

Восьмое направление — развитие науки и инноваций.

Об этом тоже немало говорили.

Оно особенно актуально, учитывая, что в Беларуси взят курс на развитие экономики знаний.

Лидерами в мире стали страны, опирающиеся не на сырье или территорию, а на науку и высокие технологии.

Сегодня главной ценностью ведущих мировых корпораций являются не огромные корпуса заводов и не производственные бригады, а ноу–хау, технология выпуска той или иной продукции, то есть знания.

В развитых странах на долю новых знаний приходится до 85 процентов прироста валового внутреннего продукта.

Без интеллектуальной и инновационной составляющих нам не удастся обеспечить мощный экономический подъем.

Пока, к сожалению, и с наукой, и с высокими технологиями не всe у нас благополучно. Тоже об этом говорили. Пришло время менять привычные подходы. Это касается и ученых, и управленцев от науки.

Ученым пора понять: нельзя постоянно только просить, что–то надо отдавать взамен.

Справедливости ради отмечу, что этот упрек можно бросить не только ученым, но и многим нашим промышленникам и аграриям.

Это общая беда нашей системы — все привыкли просить и мало кто готов отвечать за результат.

С другой стороны, и государственные структуры должны дать ученым полную свободу зарабатывать.

Перестаньте окружать ученых и изобретателей мелочной опекой. Упраздните ненужные проверки и отчеты.

Необходимо помнить: изобрести — это полдела. Не менее важно вывести изобретение на рынок и продать его. Для этого требуется талант не меньший, а иногда и больший, чем для самого открытия.

И если частник способен извлечь прибыль там, где государство годами ничего не может добиться, то пусть действует. Условие одно — производство должно размещаться здесь, в Беларуси, и прибыль должна оставаться здесь.

Одновременно необходимо осуществить ревизию нашей нормативной базы об интеллектуальной собственности.

Во–первых, ее следует привести в соответствие с самыми высокими международны

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter