Белорусский путь на Восток

О визите Александра ­­Лукашенко в Иран и важности сотрудничества с этой страной

­­Президент Беларуси прочно удерживает инициативу на международной арене. Внешнеполитическая активность Александра ­­Лукашенко далеко превосходит масштаб двусторонних отношений с теми государствами, которые он посещает. В полной мере это относится и к нынешнему визиту в Иран.

Экономический эффект

Хорошо известно, что Глава белорусского государства на первый план ставит экономический эффект в международной деятельности. Именно от показателей товарооборота, привлечения инвестиций зависит оценка работы того или иного руководителя дипломатической миссии за рубежом.
А белорусско-иранский товаро­оборот в последние годы походил скорее на американские горки: стремительный рост сменялся затем спадом.

Честный анализ такой ситуации сделал ­­Президент Беларуси во время переговоров в Тегеране со своим иранским коллегой Эбрахимом Раиси: «Я не для лести сказал о том, что нынешние контакты между Беларусью и Ираном, особенно в последние два года, — это действительно ваша заслуга. Скажу честно, может быть, даже и по моей причине, по причине Беларуси, мы несколько ослабили внимание к иранскому государству. Я часто, задумываясь над этим, делаю вывод о том, что нам нужно было прожить этот период — период, может быть, не столь интенсивных отношений. Этот период характеризуется тем, что мы поняли, насколько мы нужны друг другу, насколько тесно мы должны сотрудничать в этом мире».

На сегодняшний момент экономика при всей ее важности ничуть не уступает другим контекстам. Здесь можно выделить несколько факторов.

В условиях многополярности

Во-первых, это опыт строительства самобытной политической системы. После революции 1979 года в Иране сформировалась модель исламской демократии. На Западе страну обвиняют чуть ли не в тоталитаризме. На самом же деле там проходят вполне конкурентные выборы. Правда, кандидаты должны соответствовать требованиям исламского общества. За этим присматривают высший руководитель (рахбар) и совет экспертов.
Но это все честно и открыто записано в Конституции. В США и Евросоюзе лишь на словах провозглашают полную прозрачность демократических процедур, а на деле все решает закулисная олигархия.
Во-вторых, Иран много лет живет под жесточайшими санкциями. Нельзя сказать, что без проблем. И все-таки местные политики и предприниматели научились успешно бороться с негативными последствиями иностранного давления.

В-третьих, в текущем глобальном геополитическом конфликте, который все чаще называют гибридной мировой войной, позиции Беларуси и Ирана схожи по многим вопросам. В частности, это касается и урегулирования украинского кризиса.

В-четвертых, Иран является весьма влиятельным мировым игроком.
В условиях поворота на Восток международной политики и экономики именно Иран претендует на роль одного из столпов нового многополярного мира. Влияние Тегерана весьма серьезно ощущается в Сирии, Ливане, Ираке, Йемене, Таджикистане, ряде других стран.
 Добрососедские отношения с Ираном имеют ключевое значение для Армении в сохранении собственной независимости и суверенитета. Для Беларуси принципиально, что дружеские и партнерские отношения связывают Тегеран с Москвой и Пекином. Следует сказать, что немало у Ирана и противников. Если мнением США и ЕС в нынешних условиях можно пренебречь, то позицию остальных необходимо учитывать. Речь прежде всего об Израиле и арабских монархиях Персидского залива.

Эти страны являются нашими давними и хорошими партнерами. Потому от белорусской дипломатии требуется филигранное мастерство при осуществлении своей линии на иранском направлении.

Развенчивая все мифы

В-пятых, Беларусь подала заявку на полноправное членство в ШОС и ускоренно движется к поставленной цели. Иран совсем недавно проделал этот же путь. Его опыт и поддержка крайне нужны нашей стране сейчас.
К этому следует добавить и военно-техническое сотрудничество. Несмотря на санкции, Иран добился немалых успехов в развитии своей военной промышленности. А иранские беспилотники и вовсе стали одним из символов современного военного дела. Беларусь, в свою очередь, сейчас предпринимает серьезные меры к укреплению своей обороноспособности, а потому помощь одной из ведущих военных держав мира будет весьма полезна.
И конечно же, нынешний визит камня на камне не оставляет от пропагандистского мифа об изоляции Беларуси.
Он сфабрикован нашими недоброжелателями, для которых все международные отношения ограничиваются только Западом. Пора бы уже отказаться от этих давно устаревших иллюзий. Белорусский ­­Президент реалистично смотрит на мир и открыт к прямому и честному разговору, сотрудничеству с теми, кто не одержим манией глобального господства. Как показывает опыт, эта внешнеполитическая стратегия является наиболее верной.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter