Беженцы в Беларуси: "СГ" выяснила, как их принимают в наших регионах, с какими проблемами сталкиваются мигранты и какие доставляют

Белорусский приют: туда, где мир и спокойствие

Беженцы в Беларуси: "СГ" выяснила, как их принимают в наших регионах, с какими проблемами сталкиваются мигранты и  какие доставляют
ОДНОЙ из самых болезненных проблем для Европы, к которой Старый Свет оказался не готов, стал наплыв беженцев. Сейчас во многих странах разрабатываются нормативные акты по ужесточению миграционного законодательства: про принципы европейской толерантности придется забыть. 

Беларусь тоже не минула миграционная волна. В связи с военными конфликтами в Украине, Сирии, Афганистане и других странах их жители покидают насиженные гнезда и уезжают туда, где мир и спокойствие. Многие просят приюта и в Беларуси. Как принимают их в наших регионах, с какими проблемами сталкиваются мигранты и  какие доставляют нашей стране, выясняли корреспонденты «СГ».

Работящие мигранты борозды не портят


СЕРГЕЙ и Ольга БАГИНСКИЕ переехали из Казахстана в Беларусь почти семь лет назад. Выбор был трудным, а переезд тяжелым. Но теперь они об этом нисколько не жалеют. 


Я ПРИЕХАЛ к ним в деревню Мокраны Малоритского района в выходной день, супруги в поте лица занимались домашним хозяйством. Даже зимой дел невпроворот: корова, свиньи, куры и утки. Плюс сам дом, пусть и новенький, но требующий постоянного ухода. 

Поднимаемся с хозяином на крыльцо. Ольга встречает нас в гостиной. Рядом с ней гладильная доска со стопкой детского белья. Уже здесь, в Мокранах, в семье появилась третья дочь. 

— Мы родились и выросли в Казахстане. Всю жизнь провели, как говорится, на земле. А после распада Союза колхозы у нас развалились. Сергей, чтобы прокормить нас, часто ездил на заработки, дома я его практически не видела. 

Однажды Ольга приехала в гости к своей крестной в Беларусь. Та и сказала, что в СПК нужны работники, а семейным сразу дают жилье. После переговоров с председателем кооператива супруги решились на переезд. 

Сергей устроился трактористом. Ольга первое время работала оператором машинного доения, а с 2011 года заведует фермой. Вместе с Багинскими в Мокранах работают и другие мигранты из Казахстана и Украины. Всего более двух десятков человек. Впрочем, каких-либо диаспор здесь не создают. Людей, говорит Ольга, ценят исключительно по труду.

— Желающих переехать много, — говорит председатель СПК Игорь Бурда, — но, во-первых, нет свободного жилья. Я держу сейчас один дом для ветврача, которого у нас пока нет, и другой — для молодых специалистов. Во-вторых, сейчас и брать людей особо некуда. 

ИЗ ТЕХ мигрантов, кто в свое время нашел кров и работу в «Мокранах», уехали немногие. Так, например, построив свой дом в Украине, вернулся туда бывший ветврач хозяйства, друг Багинских. Они ездили к нему в гости. Говорят, в Беларуси все-таки спокойнее, и село украинское развалено. Это во многом определило и их решение остаться в нашей стране навсегда. 

Да и дети Сергея и Ольги уже прочно обосновались в Беларуси. Старшая дочь учится в Брестском медицинском колледже, младшая — в Пинском аграрно-техническом. В этом году подходит время для получения ими белорусского гражданства. В семье решили однозначно: подавать заявление.

Беженцам помогают отделение по гражданству и миграции облисполкома, и Красный Крест, и местные власти. Например, только в СПК «Матиевичи» Жабинковского района за последние годы удалось устроить сразу несколько семей из неспокойных регионов Украины.

Впрочем, по словам начальника управления по гражданству и миграции УВД Брестского облисполкома Александра Томашева, сейчас поток мигрантов от наших южных соседей уменьшился. В прошлом году их зарегистрировали примерно 4700 человек, что на порядок меньше, чем в позапрошлом году. Правда, говорит Александр Томашев, увеличилось число тех, кто претендует на статус беженца. По данным УВД, в 2014 году около 40 человек объявляли себя беженцами, в прошлом году их было уже 102, из них 85 украинцев. После соответствующих процедур дополнительную защиту на год получило только 40 человек.

Александр МИТЮКОВ

alexbresta@gmail.com

Фото автора


Онколог с видом на жительство в Мстиславле


СЕМЬЯ 35-летнего Константина МЕРКУЛОВА в Мстиславле обосновалась меньше года назад. Но и самого Константина Георгиевича, и его супругу тут уже хорошо знают. Многие им благодарны. Меркуловы — медики. Глава семьи — онколог и хирург. Жена  незадолго до нового года тоже вышла на работу. Младшую дочь отдали в детский сад, и Евгения устроилась медсестрой в поликлинику. Беженцы из Луганска Меркуловы говорят: в Новый год, Рождество и на старый Новый год они загадывают одно и то же желание: мир на земле. 

Родных и друзей, оставшихся в Луганске, Константин Георгиевич не видел и не слышал уже полгода: «Перебои со связью. И это единственное, что крепко огорчает. В остальном — все прекрасно. Ни минуты не пожалел, что перебрался из Украины в Беларусь».

Древний Мстиславль семья, впрочем, выбрала не сразу:

— До переезда я ни разу не был в вашей стране. Хотя коллеги рассказывали, как отдыхали у близких в Беларуси, как здесь хорошо, чисто и уютно. Но когда пришлось бежать из Луганска, отправились в Россию. Потому что тут у нас — никого, а в России — дальняя родня. Там оставили старшую дочь. Ей ведь в школу надо было идти, а у нас — полная неопределенность. Вот и решили на семейном совете, что она восьмой класс окончит в Москве. А сами в поисках работы и жилья поначалу отправились в Витебск. Это был единственный город, о котором мы знали больше всего. Город-фестиваль, город-праздник…

Увы, в Витебске Константин Георгиевич не нашел для себя подходящего варианта — чтобы устраивали и работа, и жилье. А вот в Могилеве, в областном управлении здравоохранения, ему сразу предложили Мстиславль: «Нужны специалисты вашего профиля. С жильем помогут. И город хороший». 

В Мстиславль Меркуловы отправились в тот же день. С парой чемоданов и младшей дочуркой на руках. А вскоре им уже выделили двухкомнатную квартиру. Через несколько дней Константин Георгиевич вышел на работу, затем — получил вид на жительство. А через некоторое время семья получила официальную регистрацию. 

Обустроиться на новом месте беженцам в Мстиславле помогали всем миром. Больница, жилкомхоз, райисполком выделили мягкую мебель, шторы, постельное белье, скинулись на холодильник, посуду, кастрюли… Этот Новый год Меркуловы встречали все вместе, в тесном семейном кругу: папа, мама и две дочери. И старшая теперь живет с ними, учится в Мстиславле. 

Главврач больницы Дмитрий Шарилов работой специалиста доволен: «Такие кадры нам нужны». 

Сам же Меркулов признается:

— Отсюда я уже никуда не уеду. Все мне в Беларуси нравится. Взять, к примеру, качество медицинского обслуживания. У вас сохранилось все лучшее, что было в советской системе здравоохранения. Здесь у доктора не болит голова, чем лечить пациента: препаратов большой выбор.  А еще мечтаем построить в Мстиславле свой домик и, возможно, обзавестись хозяйством. 

Ольга КИСЛЯК

Olgak53@mail.ru

Фото автора

Криминальная пена на иностранной волне


НА Крещение к святому источнику в деревне Витовка Дзержинского района придут православные разных национальностей — белорусы, русские, украинцы, молдаване. Переселенцы, работающие в филиале «Фалько-Агро» агрокомбината «Дзержинский», не просто почитают местную традицию, а приняли ее сердцем. Что еще раз подтверждает: в нас больше общего, чем разного. 

В прошлом году на Минщину от войны убежали 7512 украинцев. Не все они остались, но 1443 получили разрешение на постоянное проживание, значит, решили связать свою судьбу с белорусской землей. Еще 367 оформили разрешение на временное проживание. Фактически из всех приехавших половина осталась. 

В Дзержинском районе сейчас живут 68 выходцев из Украины. 11 человек обосновались в «Фалько-Агро». Семейным предоставили новые служебные квартиры. Работающие по спецразрешению, необходимому для иностранцев, у которых нет вида на жительство, благодарят за оказанную поддержку добросовестным трудом. Специалист отдела кадров Елена Вайтехович не припомнит ни одного приказа, зафиксировавшего какое-либо взыскание:

— Ни одной претензии нельзя к ним предъявить, некоторым оформляем вид на жительство. Всем приехавшим из Донецкой и Луганской областей разрешена выдача необходимых документов в первый раз бесплатно. 

В прошлом году 1243 иностранца обратились в миграционную службу столичной области с заявлением о приобретении статуса беженца либо за дополнительной защитой, из них 976 — из Украины, 102 — из Сирии, 33 — из Йемена, 36 — из Ирака. 

Но в потоке мигрантов прибывает в Беларусь и криминал. Так, за год в отношении иностранцев возбуждено 8 уголовных дел за сбыт наркотических средств и психотропных веществ.

В прошлом году 160 человек депортировали и 175 выслали с территории Беларуси. Отличие между двумя терминами в том, что высылка применяется конкретно за нарушение законодательства: за совершение правонарушения в сфере общественного порядка, например, за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, мелкое хулиганство, совершение преступлений, а депортация — за нарушения, связанные с их правовым положением, в частности, с несвоевременным оформлением документов.

На территории столичной области постоянно проживает свыше 30 тысяч иностранцев, большинство из которых получили вид на жительство. В центральном регионе обосновались и 924 лица без гражданства, которые утратили по разным причинам его в своей стране и не получили в нашей. Почему эти люди не хотят гражданской принадлежности? Ответ простой: чтобы не исполнять воинскую обязанность. При этом они пользуются теми же правами, что и иностранцы, имеющие разрешение на постоянное проживание, и всеми благами наравне с гражданами Беларуси. Такие «неприкаянные» создают ряд проблем миграционной службе, их при необходимости трудно выдворить за пределы страны. Надо, чтобы какое-либо государство согласилось лицо без гражданства принять к себе.

КОММЕНТАРИЙ заместителя начальника управления по гражданству и миграции УВД Минского облисполкома Юрия БРАЗИНСКОГО:

— В Беларуси созданы по-настоящему комфортные условия для иностранцев. Они могут работать, заниматься торговлей, другим бизнесом, учиться, лечиться, отдыхать так же, как наши граждане. Но в случае нарушения наших законов или законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства автоматически ставится вопрос о целесообразности их пребывания в Беларуси. В 90 процентах случаев принимаем решение о выдворении из страны. Когда речь идет о причастности к распространению наркотиков, то это безальтернативный вариант. Если лицо имело или имеет отношение к незаконному обороту наркотиков, боеприпасов, оружия либо к торговле людьми, ему однозначно отказывается в пребывании на нашей территории. 

Елена КЛИМОВИЧ, «СГ»

klimovich@sb.by

В ТЕМУ

МВД Беларуси установило распределительные квоты регистрации ходатайств о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь на 2016 год. Это предусмотрено постановлением Министерства внутренних дел Беларуси № 371 от 28 декабря 2015 года. 

Согласно документу, в 2016-м для подразделений по гражданству и миграции управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов предусмотрены следующие распределительные квоты регистрации ходатайств о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Беларуси. Для БРЕСТСКОЙ области квота установлена в 200 человек, ВИТЕБСКОЙ — 250,  ГОМЕЛЬСКОЙ — 250, ГРОДНЕНСКОЙ — 150, МИНСКОЙ — 175,  МОГИЛЕВСКОЙ — 175 человек.

Постановление вступает в силу после официального опубликования.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter