Жить нам в мире стало трудно, трудно стали понимать…

Белорусский народный тыл

Слетал отдохнуть к теплому морю. Смотрю: в самолете из Минска с нами была девушка. Обычная такая, разве что одинокая. Но лишь очутилась в краю магнолий — сразу же, в аэропорту надела бчб-кепочку «Свободу Беларуси!»

Обратно лечу: в самолет садится загорелая пара, вся такая в небольших, но обязательно бчб-примочечках. Тут — значочек, там — аксессуарчик. Но вот прилетели — и как корова языком, чистенькие такие оба в аэропорту вдруг снова стали. Хоть сейчас в депутаты.

Рисунок Олега Карповича.

Непобедимый Тагил

И я вот думаю, деда Зянон: был у вас когда-то белорусский народный фронт, БНФ. И отрастил он спустя поколение нам всем (и себе) белорусский народный тыл. Широкий такой. Пахнущий. И не парфюмом из дьюти-фри.

Они ведь, бчб-последователи ваши нынешние, поди, уверены — и в собственной жизненной смелости. И в полной своей «сьвядомасцi». И в том, что они «шатают рыжым» — изо всех своих сил.

Меж тем объяви, что в стране их временного пребывания люди ходят на боках или, к примеру, на одежде обязателен оранжевый цвет, — и пошли бы. И напялили. Потому что правила нарушать негоже. А законы надо соблюдать.

Чужие правила. И чужие законы. На свои же можно плевать с высоты невероятности: чем она больше, тем сильнее. Однако — а) незаметно, б) втихаря, в) чтоб никто не спалил. Вот такая у вашего, дед Зянон, фронта выросла… тыловая часть. Достойная смена, да?

Вы сами ее, кстати, и воспитали — да хоть историю с продавливанием бчб в Верховном тогда Совете вспомните («Пойдем от противного», 22.09.2021 г., www.sb.bу). Настропалили в духе пренебрежения своими законами — и неизбежного от того последующего преклонения перед законами чужими.

Что за люди окружали вас на том фронте! Непобедимые. И легендарные. В боях познавшие радость побед. Голодовками потрясавшие своды, телами микрофоны закрывавшие! И кого, деда, ни возьми, — каждый нынче работает на иностранную спецслужбу. Кроме, вроде бы, вас.

Вот просто каждый — кто через спонсируемое радио, кто через подкармливаемый фонд, кто через незаметное такое агентство. Работает против своей страны, независимой Беларуси, некоторые уже и поколениями, — и мы это знаем, и вы.

А тот тыл, широкий и мягкий, что позади вашего фронта вырос, — это ж, можно сказать, золотой полицайский фонд! Ведь возьми такого-такую — со значочком из штанины, с кепочкой из-под юбочки, — простой офицер на тамошней границе за шиворот. Да скажи, глядя в лицо со значением: «Будес-ш арбайтен на нас, андестенд?» — и не замедлят ведь: «Йа-йа, натюрлих, быстро-шнель, только не выдавайте!»

Выходящий из своего села и надевающий свастику, а при возвращении ее прячущий — это ж готовый полицай, правда, деда? По своим морально-нравственным качествам, по мужеству и стойкости, по патриотизму. Глубокий такой, насиженный в офисно-ипэшных креслах, человеческий тыл.

Понимаете, Станиславыч, вот — Тагил. На всех курортах мира, поди, уже слыхали: «Та-а-ги-и-ил!!!» Так он — Тагил и в аэропорту вылета, и в самолете, и на чужом пляже, и во всех ихних номерах и городах. Он — Тагил, и все вокруг это слышат, видят, понимают. И домой он возвращается неизменным Тагилом, только покорившим еще одну точку на карте мира.

А на ваших, из тыла которые, смотреть жалко и неловко. Даже как-то стыдно — и вам, деда, стыдно, и нам.

Интеллектуальный тыл

Хуже другое: глубина того интеллектуального прохода, в котором «протестуны» наши незаметно для себя очутились. А вы ведь, помнится, так старались, из пальто чуть не выпрыгивали: БНФ «Адраджэньне», «мова-гiсторыя-годнасць». Вот — доадраджались.

Только мы сели в Минске, еще в автобусе семья с дитем врубила телефоны и уткнулась в них. Лихорадочно, взахлеб, в толпе к выдаче багажа листая экстремистские «телеги». Не дай бог чего пропустили на теплом пляже. А вдруг тыл-то наш — победил, обещали ж уже когда, а? Кого опять из министров «опустили-прищучили», в каких лесах «партызаны вывесили» снова, кого еще из наших «зхапiлi штоб запытаць»?

Им не новости нужны, не понимание, что вокруг происходит, не картина мира, пусть хотя бы двумерная. Им «свободные телеграмы» потребны, как наркотик. Они без этой порции отравы уже не могут. Курильщики — и те дольше терпели, до выхода на воздух.

БНФ ваш, дед Зянон, мечтал о «сьвядомасцi» — так для этого ж нужно хоть мало-мальски критическое восприятие действительности. Его же теперь успешно заменяют «телеги» — и чем невероятнее «бчбшник», тем сильнее он припадает к «телеге», как к сохе. Срастается с нею. Умом в первую очередь.

Вот знакомый нам с вами Борис Пастернак — московский издатель, в год наших президентских выборов командированный на родину, в Беларусь: проследить, помочь, доложить. А сейчас он вернулся в златоглавую — аккурат к выборам российским, думским.

«Объявленные результаты электронного голосования в Москве вызывают у некоторых моих белорусских друзей даже не возмущение, а смех. Чтобы современная, передовая, надежная электроника показала 95 процентов поддержки «Единой России»? Да не может такого быть! Конечно, фальсификация!» — пишет он сейчас. Как, впрочем, и год назад.

Ему даже Алексей Венедиктов с «Эха Москвы» объясняет: да, так оно и есть, «надо же сравнивать и честными быть». Не было доступа у внешних наблюдателей? «Абсолютная ложь или некомпетентность». Сфальсифицировали, подменили? «Никто не проверяет — все только разговаривают: верим — не верим».

Венедиктов не зря обижается: он ведь пробился «руководить столичным штабом по наблюдению за выборами», а уж его-то в лояльности властям обвинять — проще эхо переспорить.

Но пастернакам уже, к сожалению, хоть кол на голове теши: «В Минске первыми свидетельствами масштабных махинаций на выборах стали разъяренные толпы вокруг избирательных участков: «Среди нас нет никого, кто голосовал за Лукашенко! Наши голоса украдены!» Это было очень убедительно».

Все, кто за Президента, — давно уже дома. Стоит собранная толпа и орет заготовленное — это для «бчб-интеллигента», бывшего физика, теперь убедительно. Доадраджались.

«В Москве я не встретил пока человека, который бы возмутился: «Я сам, и все, кого я знаю, голосовали против «Единой России». Наши голоса украли!» Возможно, мало общаюсь?» Нет, скорее, интеллектуальный тыл не дает уже смелости думать.

Да что думать — просто факты принимать такими, каковы они есть.

Пастернаки, в отличие от «курортных протестунов», дома — в Минске — в выражениях себя не ограничивают. Однако за границей — в Москве — помалкивают: там у них издательства, книги, деньги… противно.

Тыловые крысы

Это, товарищ Позняк, и есть те, кого ваш фронт породил: глубокий тыл. «Протестуны», не способные увидеть себя со стороны. Интеллектуалы, упершиеся лбом в свою картину мира. Но хуже всех, как вы знаете, — самозваные фюлеры, вожди с отчетливым запахом гуайдо.

Те давеча собрались в спальном районе Вильни на «конференцию белорусов мира». Вас не приглашали? Вот и нас тоже, «белорусы мира» — это ж только их френды в фейсбуках. По координационной традиции.

Для начала белорусам мира пришлось молча выслушать от жены блогера: «Мы перешли в фазу борьбы на износ». На их износ, разумеется, ведь у вячорак еще гранты не закончились. Остальным же придется «работать во вторую смену после полного рабочего дня».

Помните анекдот про Обаму: «Потому что вы — не… не белый, господин президент»? Вот и белорусам мира придется «в две смены, хотя это выматывает, несмотря на семьи и детей». Почему? «Мы все стали эмигрантами», — забила по шляпку блогерша. Не диаспорой, деда, не в изгнании и даже не временно покинувшими — они стали эмигрантами! Вшивыми, добавил бы я, но эпитеты оставляю вам, Станиславыч.

А мы тут, «внутри страны сталкиваемся с чудовищным насилием» — наоборот, стало гораздо спокойнее, чем прошлым летом. «С ужасами тюрем» — а вот сбежавший к ним же сразу после отсидки хозяйственный Кнырович утверждал, что «лет на 10 помолодел». Так его, наверное, потому и не стали звать в белорусы мира?

«С кризисом» — а ВВП растет, даже несмотря на санкции, которые они же нам на голову (по заложенной вами, товарищ Позняк, традиции) зовут и зовут.

«С произволом на работе» — и снова нет, хоть моих самолетных попутчиков вспомните. «С бесчеловечным отношением в любых госинститутах»… — и весь этот кухаркин бред белорусы мира терпеливо глотали. А то ведь из трех звезд выселят и обещанных суточных не дадут.

Доадраджались. Фронт стал тылом, а в тылу выросли вот такие крысы. Белорусы мира, да? Позор нации, особенно если рот открывают.

Астапеня Можейко Радостные новости, золотые вести», 15.07.2021 г., www.sb.bу) попытался спасти ситуацию напыщенно-научными словами: «Ценность ненасильственного протеста для белорусов оказалась выше, чем желание сменить режим как можно скорее». Перевожу: у белорусов и не было желания ничего менять. Потому ценность фиги в кармане для них оказалась тем выше, чем дальше они от белорусов и чем ближе к белорусам мира.

К вшивым эмигрантам.

Два выхода

Лучший ваш политический результат, товарищ Позняк, — это 37 мандатов из 345 на выборах в Верховный Совет в 1990 году, 10,7 процента. Вполне сравнимо с политическим результатом всех «объединенных вокруг тела жены блогера штабов»: 10,1 процента. 

Как, скажи ты, одни и те же люди, да? Даже флаг — вами было легализованный — теперь у них. 

Разница, впрочем, есть: вы сами и собирали толпы. И возглавляли их. И ходили впереди. И флаги носили в руках. 

Они вместо себя отправляли на улицы этих — отважных… из самолета. С бчб в трусах, чтобы выдернуть для картинки и засунуть обратно, как только толпа разошлась. 

И до сих пор ведь понукают, подталкивают, отправляют. Не как соратников, не как сагитированных сограждан, а как муравьев. У муравьев коллективное самосознание, «пратэст без лiдараў», их не жалко. 

У вас была позиция. И программа. И опубликованные, чтобы все их знали и некоторые понимали, цели.

Ваши наследники и слов-то таких не знают, какая уж там позиция. Программу написать ниасилили, даже школьнуюУчат в школе», 31.08.2021 г., www.sb.bу). А о целях своих до сих пор предпочитают помалкивать. 

Ибо это — не их цели. А тех, кто им платит. 

Вы говорите: «Переговоры». Но переговоры не ведут с теми, кто свой флажок то высунет, то спрячет в трусы. Кто знает, что они оттуда вытащат в следующий раз? 

Переговаривать не о чем с «илитой», которой мир показывает: люди одинаковы что в России (половина — по партспискам и 88 % одномандатников — за «Единую»), что в Беларуси (80 % — за ­Президента). Да что мир — «илите» даже эхо из Москвы сие доносит. А она не желает видеть не тот мир, который у нее в голове, капризно отказывается: «Подделка! Имитация!»

А чтобы начать говорить с их фюлерами — «белорусымирами», — надо голову уж и совсем засунуть в глубокий-глубокий тыл. Где они и схоронились. Даже в политике настолько небрезгливых нету, вы и сами понимаете. 

Адраджэнне белорусского народа за прошедшие годы на деле случилось — но прошло без вас. Может, пора бросить так и не ставший народным фронт и это принять? 

Заодно и тылу расскажете, какой у них есть выход. 

И где он. И куда. 

mukovoz@sb.by

t.me/nakipelo_by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter