— Дальнейшим расширением ассортимента и улучшением потребительских свойств товаров, — ответил Владимир Иванович. — Благодаря ускорению темпов технического перевооружения предприятий отрасли. Если на протяжении предыдущих десяти лет среднегодовое обновление основных производственных фондов составляло в легкой промышленности Беларуси два процента, то по итогам 2006 года оно достигло уже четырех процентов, и вместо обычных 38 миллиардов рублей мы приобрели нового оборудования на 51 миллиард. В 2007 году концерн планирует потратить на эти цели около 70 миллиардов рублей (из всех источников). Половину инновационного фонда решено направить в текстильную подотрасль, являющуюся сырьевой базой для многих предприятий.
Оршанский льнокомбинат станет практически новым производством — это наш самый значимый проект. Кроме инновационных денег в него будут вложены еще и бюджетные, так что до конца 2008 года перед предприятием стоит задача освоить 51 миллиард рублей. По расчетам, эти средства должны окупиться приблизительно за пять лет, поскольку это экспортно-ориентированое предприятие, большинство своей продукции поставляет за рубеж. Благодаря обновлению технологического оборудования производимые оршанцами льняные ткани уже сейчас стали более мягкими и несминаемыми, избавились от остатков льноволокна, столовое белье отличается разнообразной колористикой и интересным дизайном, причем его научились делать из короткого волокна, из которого еще недавно возможно было изготовить только мешковину. А через 2—3 года комбинат окончательно освоит выпуск льняных тканей нового поколения — ярких насыщенных расцветок с улучшенными свойствами.
В ближайших наших планах и снижение закупок импортной пряжи для нужд отечественной промышленности. Начало этому процессу уже положено — в прошлом году такие закупки снижены на 15 процентов, поскольку появилась пряжа улучшенного качества у Барановичского хлопчатобумажного объединения и ГРУПП “Гронитекс”. Завершение реконструкции прядильного производства и на “Гронитексе”, и на Барановичском хлопчатобумажном объединении планируется к 2010 году.
В Барановичах ведется реконструкция ткацкого и отделочного производств, что сразу же сказалось на показателях работы коллектива. Как только здесь начали производить постельное белье с набивным рисунком — его реализация сразу возросла. Современные постельные комплекты барановичского производства — это уже не только привычные цветочки, но и сложные сюжетные рисунки, богатейшая цветовая гамма, снижение усадки тканей. Причем постельные ткани с набивным рисунком можно точно так же кипятить, как и гладкокрашеные, не опасаясь, что рисунок потеряет яркость. Кстати, бязи белорусского производства намного превосходят российские аналоги — они у нас значительно плотнее и служат дольше.
Часть предприятий белорусского легпрома осваивают технологии, ранее им не свойственные, чтобы расширить ассортимент выпускаемой продукции, занять новые ниши на рынке и адекватно реагировать на быстро меняющиеся требования моды и покупательского спроса. Так, большие изменения произойдут в кожевенно-обувной подотрасли. Программы импортозамещения на 2006—2010 годы предусматривают организацию производства высококачественной обуви для активного отдыха с верхом из кожи на СП “Белкельме”, женских туфель для торжественных случаев, обуви женской и мужской бизнес-класса на СП “ЛеГранд”, а также производство мужской обуви “мокасин-комфорт” на “Белвесте”. Кроме того, запланировано техническое перевооружение Кричевского завода резиновых изделий, в том числе производство на нем трехцветной обуви из термопластичных материалов, а также модернизация Пинского завода искусственных кож, после которой он сможет выпускать материалы из пластифицированного поливинилхлорида общепромышленного, медицинского и бытового назначения.
Не сомневаемся, что понравятся покупателям новые виды отделок натуральной кожи — жированных и стилизованных под старую кожу, с эффектом растрескивания на контрастной основе (ЗАО “Сивельга”, ОАО “Гродненская обувная фабрика “Неман”, ОАО “Обувь”); лаковые кожи, в том числе с перламутровым эффектом, “ломаный” лак (СП “ЛеГранд” ООО), лаковые кожи с восковым покрытием
(ОАО “Гродненская обувная фабрика “Неман”), с металлоэффектом (СП “ЛеГранд”ООО); комбинации привычных материалов с льняными тканями в прогулочной обуви (ОАО “Лидская обувная фабрика”); кожи для верха обуви белого цвета с различными эффектами, гидрофобные и шлифованные с отделкой компактным пленкообразователем; отделка галантерейных кож термопленкой “картеджио” и галантерейные кожи с художественным тонированием.
В рамках Государственной и отраслевой программ импортозамещения на 2007 год планируется выпустить продукции на 50 миллионов долларов США.