Белорусский композитор Людмила Шлег празднует 70-летие

Людмила Карповна Шлег – одна из первых белорусских композиторов-женщин. Во времена ее профессионального становления – а это были 1970-е годы – к женщинам-композиторам относились, мягко говоря, настороженно. И она одна из первых с этим предрассудком стала бороться. Дочь ветерана войны и участницы партизанского движения, она унаследовала от родителей боевой, твердый характер и готовность отстаивать свои убеждения. Она не желала терпеть, как это делала старшая ее на 30 лет Эдди Моисеевна Тырманд, а активно отстаивала свое право на профессию.

Ее сочинения тех лет и сегодня определяют облик белорусской музыки в тех жанрах, в которых она работала. А это, прежде всего, хоровая музыка и музыка для цимбал.

А начиналось все скромно, в Барановичах. Здесь в нелегкие послевоенные годы Людмила Шлег закончила музыкальную школу, а затем и училище. Здесь еще веял дух выдающегося хормейстера и фольклориста Геннадия Ивановича Цитовича, который довольно долго жил в Барановичах, руководил местными коллективами художественной самодеятельности, собирал музыкальный фольклор.

Может быть, отсюда острый интерес Людмилы Карповны к белорусскому народному творчеству, к самым древним, языческим его пластам, который она пронесла через значительную часть своей творческой жизни.

В 1972 году Людмила Шлег закончила консерваторию по классу композиции Николая Аладова и Дмитрия Смольского, затем ассистентуру-стажировку в Ленинградской консерватории у замечательного композитора с белорусскими корнями Сергея Слонимского.

Преподавала композицию в Минской детской музыкальной школе № 2 (сейчас имени Аладова), где в основном учились дети рабочих МАЗа. В 1974 году вступила в Союз композиторов, много и ярко занималась творчеством, увлекалась архаикой, обрядами и ритуалами, певческими традициями православной и католической церкви. Упорно искала свой собственный путь, свой синтез «старого и нового».

Позже ее интересы стали смещаться в сторону религии и духовной музыки. Пришло и увлечение живописью. Рисовать она любила с детства. Уже в зрелом возрасте Людмила Шлег закончила Московский институт имени Крупской по специальности «станковая живопись и графика» и, наконец, пришла к иконописи.

За большой вклад в развитие церковно-певческой культуры композитор удостоена премии «За духовное возрождение».

После смерти отца Людмила Карповна переезжает из Минска в Брест, чтобы ухаживать за престарелой матерью, и продолжает писать хоровую музыку, в основном на церковные и библейские тексты. Ее считают затворницей, но три года назад она с большим удовольствием встретилась со студентами Брестского музыкального колледжа. Как говорят, в тот день в небольшом зале колледжа не было где яблоку упасть. «Я пишу тихую хоровую музыку – это мир содержательной тишины», - так сказала она в тот день о себе. А о своем любимом искусстве сказала: «В музыке должно быть три четверти неба, остальное – земное».

– Людмила Карповна как личность уже давно не участвует ни в каких наших делах и проектах, но музыка ее постоянно исполняется, а наши студенты пишут о ней дипломные работы, - рассказывает заведующая кафедрой хорового дирижирования Белорусской академии музыки, председатель Белорусского хорового общества, доцент Инесса Бодяко.  

C 12 сентября по 31 октября в зале нотных и аудиовизуальных документов Национальной библиотеки проходит юбилейная выставка «Свет духовной музыки», посвященная жизни и творчеству Людмилы Шлег.

Важно помнить те сокровища, которыми мы обладаем, и беречь их как зеницу ока.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter