Белорусский фолк-фьюжн: редкий жанр и полный аншлаг

Вы считаете народные песни развлечением бабушек и дедушек? Уходящей натурой? Что ж, вы крупно ошибаетесь!
Вы считаете народные песни развлечением бабушек и дедушек? Уходящей натурой? Что ж, вы крупно ошибаетесь! Как говорится, вы просто не умеете их готовить. 



Премьера хоровой folk-fusion симфонии «Вясна» молодого белорусского композитора Константина Яськова всколыхнула музыкальную общественность: как итог, волнения в творческой среде, особенно в ее молодежной части, привели в Большой зал Белгосфилармонии и команду «СБ». В конце концов, не так часто в наших храмах искусства билеты оказываются распроданы загодя и напрочь, если речь не идет о зарубежных гастролерах. 

Любопытство оказалось оправданным, а впечатление – мощным. В зале, как говорится, был биток, в комплекте наличествовали дети и беременные женщины, а автора неумолимо терзали журналисты. В самом деле, есть что выспрашивать: о хоровых симфониях большинство из нас слыхом не слыхивали. И неудивительно.

Это одно из первых произведений в белорусской музыке подобного плана, рассказал Константин Яськов:

- Хоровая симфония – жанр, где главный персонаж это хор, который является транслятором музыкальных смыслов. Таких произведений на самом деле очень мало, к этому жанру обращаются редко. В мировой музыкальной литературе таких произведений наберется не больше 2-3 десятков, если взять XIX-XX век. 



Для сводного хора кафедры белорусского народно-песенного творчества Белорусского государственного университета культуры и искусств работа с крупным композиторским произведением – дело тоже новое, призналась заведующая кафедрой Людмила Рожкова:

- Мы столкнулись с несколькими трудностями: во-первых, материал еще только писался, а мы сразу же брали его в работу. Во-вторых, в этой симфонии две редакции инструментального сопровождения. Была написана партитура для эстрадно-симфонического оркестра, и мы первоначально планировали в его сопровождении давать премьеру, но обстоятельства так сложились, что пришлось сразу написать компьютерную аранжировку. Она не отличается от партитуры оркестра, но добавлена еще парочка спецэффектов, которые нам предоставляют компьютерные возможности. 

Константин Яськов определил стиль своей симфонии как фолк-фьюжн. В 5-частной «Вясне» было использовано больше 30 белорусских народных песен в авторской аранжировке. Зрители получили оригинальный микс народного пения и музыки совершенно разных направлений – прослеживались и поп, и фолк, и неофолк, и рок, и даже немного джаза. Причем, все это серьезно, даже монументально – и совершенно не скучно! 

Хореографическое решение также не из примитивных: балетмейстеру Валерию Полеву удалось выстроить действительно органичное сочетание народного танца с эстрадным. При внешней простоте, достичь такого эффекта непросто.

В постановке задействовали три коллектива кафедры народно-песенного творчества БГУКИ – «Валачобнікі», «Беларуская песня», «Грамніцы». Привести несколько ансамблей с собственной манерой пения и хореографической постановкой  к единому творческому знаменателю – дело не из легких, однако результат превзошел все ожидания. Слушатели устроили молодым артистам настоящую овацию, просили-просили – и таки выпросили себе кусочек симфонии на бис.     

А если совсем серьезно: это, пожалуй, именно та музыка, которую бы хотелось (и было бы логично) услышать, к примеру, на «Славянском базаре» – вместо набивших оскомину однотипных поп-песенок. Честное слово, зрители бы только выиграли!

ovsepyan@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter