Сделать из козявки слона не по силам никому. Кроме Россельхознадзора

Приснопамятное ведомство снова нагнетает обстановку. В информационное пространство вылетела очередная утка о том, что из Беларуси в Россию в невероятных количествах может попасть опасный жук диабротика, или, чтобы было понятнее, кукурузный жук. Тамошние аграрные аналитики даже подсчитали ущерб, который может нанести их посевам вредитель, — 950 миллионов российских рублей в год. Как сообщается, «Россельхознадзор может рассмотреть вопрос о введении фитосанитарных мер в отношении транспорта, следующего в/из Беларуси. Могут запретить и провоз продукции».


С прямым вопросом, так ли все печально, действительно ли в Беларуси критичная ситуация с так называемым кукурузным жуком, который родом из подсемейства козявок, мы обратились к начальнику отдела внутреннего и внешнего карантина Главной государственной инспекции по семеноводству, карантину и защите растений Минсельхозпрода Владимиру Казаченко.

Владимир Васильевич в курсе событий. Но не может понять, почему тема обострилась именно сейчас:

— Первое появление жука было зафиксировано на территории страны в 2009 году. Именно тогда всю информацию о карантинном состоянии с очагами заражения отправили в Европейскую и Средиземноморскую организацию по карантину, в подобную службу в СНГ, Всероссийский центр карантина растений. Это говорит о том, что о проблеме знали. Да, в Беларуси действительно есть очаговые заражения кукурузы жуком, которые наблюдаются в трех районах Брестской области — Брестском, Малоритском и Березовском. Очаги эти невелики, однако с учетом буферных зон под постоянным мониторингом 378 гектаров.

— Чем опасен вредитель, Владимир Васильевич?

— Жук питается молодыми листьями, а личинки повреждают корневую систему растения. В итоге это может вызвать полегание. Но ситуацию держим на контроле, постоянно проводим мониторинги, а данные также передаем коллегам в другие страны. С помощью феромонных ловушек установили, что количество насекомых небольшое, а личинок в почве вовсе нет.

Неясны специалисту опасения Россельхознадзора еще и потому, что Россия получает грузы со всего мира. Кстати, кукурузный жук известен еще с 1992 года, очаги его с тех времен фиксируются в странах Америки, с которыми россияне, насколько известно, активно сотрудничают.

Заведующая лабораторией энтомологии Института защиты растений Людмила Трепашко тоже не видит абсолютно никакого повода для опасений: в этом году летающих жуков не обнаружено. Поэтому не видит повода для нагнетания ситуации, которая давно под постоянным мониторингом. Кстати, сама ученая в момент разговора была в Брестской области, где на месте знакомилась с обстановкой.

Один из важнейших способов борьбы с жуком — агротехнический. Кукурузу нельзя повторно сеять на том же поле, чтобы не создавать вредителю потенциально благоприятную среду существования.

Людмила Трепашко также пояснила: с насекомым сражаются во всем мире. Евросоюз тратит на это 800 миллионов долларов в год, США — 1 миллиард.

Заметим, в Российской Федерации впервые кукурузный жук был обнаружен еще в 2011 году в Ростовской области. Затем его фиксировали на российско–украинской границе в 2012 и 2014 годах. Наибольшая его вредоносность прогнозируется на территориях Ростовской и Волгоградской областей, Краснодарского и Ставропольского краев и в республиках Северного Кавказа. В целом зона возможного им заражения в России может составить не менее 360 тысяч гектаров. Специалисты отмечают, что в успешной борьбе с ним очень важны грамотные и своевременные действия агрономических служб сельхозпредприятий, владельцев фермерских и крестьянских хозяйств, выращивающих кукурузу.

Заместитель директора экспериментальной базы «Криничная» Мозырского района, где действует кукурузокалибровочный завод, Владимир Сухоцкий рассказал, что в их посевах жук никогда не обнаруживался. Здесь появляется лишь луговой кукурузный мотылек. Для его уничтожения применяются инсектициды.

Словом, можно сказать, что российское ведомство в очередной раз из мухи, вернее, из жука  подсемейства козявок делает слона. Кукурузный жук — это ж  не колорадский, если и появляется, то в мизерном количестве. Но и при этом к вредителю специалисты не относятся легкомысленно, принимают все возможные меры борьбы.

Точку во всей этой проблеме поставил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Владимир Гракун. Он считает: если за 9 лет после выявления в Беларуси первых кукурузных жуков у нас не повреждено ни одного гектара посевов, значит, принимаемые меры против него дают результат. Об этом он сообщил в телефонном разговоре заместителю руководителя Россельхознадзора Юлии Швабаускене. Информация принята к сведению. И, следовательно, страсти скоро улягутся?

bizyk@sb.by

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter