Генеральный директор Минского моторного завода — об отношении к санкциям и внедрении передовой системы бережливости

Белорусские моторы санкциями не заглушить

Капитуляционные прогнозы в отношении Беларуси, которые делали западные «эксперты», не сработали. Итоги работы экономики страны за пять месяцев — лучшее тому подтверждение. Прирост ВВП составил более 103 процентов. Прибавили практически все отрасли. Сейчас одна из приоритетных задач Правительства — не допустить ущерба для предприятий страны от введенных ограничительных мер со стороны Запада. Важно, что есть четкий план в нынешних условиях. Отсутствие эффекта от санкций — это главная контрсанкция. Любые внешние переломы — это во многом стимулирующий и мотивирующий фактор для специалистов в разработке новых направлений. Такой философии придерживается генеральный директор Минского моторного завода Александр Рогожник. В интервью «Р» он рассказал об отношении к санкциям, деятельности предприятия в условиях пандемии и внедрении системы бережливости.

Санкциям вопреки


— Александр Николаевич, начать наш разговор хотелось бы с одной из самых обсуждаемых тем последнего времени — санкций ЕС в отношении нашей страны. Насколько сильно затронули эти ограничительные меры ММЗ?

— Открою небольшой секрет: любой производственник ориентируется не на громкие слова непрофильных специалистов, а на конкретные заказы потребителя и рынки сбыта продукции. И я уверен, что лучшее подтверждение успешности нашей работы — 58-летняя история развития предприятия. За этот период и в жизни страны, и в мире происходило огромное количество всевозможных политических и экономических катаклизмов. Мы все были свидетелями закрывающихся производств, разорения предприятий в соседних странах. Одно время и ММЗ вынужден был выпускать утятницы со сковородками и наборы игрушечных алюминиевых солдатиков, чтобы остаться на плаву. Завод никогда не бездействовал и не зависит от импорта во многом благодаря тому, что за десятилетия работы четко реагировал на все изменения и вызовы. Мы не ориентируемся на кем-то сделанные громогласные заявления, мы отвечаем за качество своей продукции и производство, которое не было остановлено ни на один день даже в период пандемии в отличие от большинства предприятий стран мира.

— В условиях ограничений со стороны ЕС многие предприятия задумываются о переориентации своих экспортных потоков. Куда сейчас поставляется продукция ММЗ и какие новые экспортные маршруты прорабатываются?

— География поставок продукции Минского моторного завода сегодня включает 21 страну. Двигатели, запасные части к ним и спецтехника поставляются в РФ, государства СНГ и другие. Доля России в общем объеме отгрузок в нынешнем полугодии составила более 28 процентов. Белорусские двигатели в составе разнообразной техники ездят по всему миру. Останавливаться на достигнутом не собираемся: работаем над наращиванием поставок продукции в Узбекистан, Египет, Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, Пакистан. Большой потенциал на новых рынках сбыта в Юго-Восточной Азии, Африке, Вьетнаме, Зимбабве, Турции.

Нашим задачам способствует расширение товаропроводящей сети предприятия. Только в этом полугодии были заключены новые дилерские соглашения с крупными компаниями из Таджикистана и Афганистана, Кыргызстана, промышленной компанией из Пакистана.

Интенсивная работа по увеличению экспорта продолжится. Все предпосылки для наращивания темпов есть, экономические условия благоприятные.

— С какими показателями социально-экономического развития заканчивает первое полугодие ММЗ?

— Мы выполнили все установленные на этот период ключевые показатели эффективности, планы по объемам производства и реализации продукции, в том числе на экспорт, рентабельности продаж и чистой прибыли. Реализация мер, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия в существующих условиях, характеризующихся высокой динамикой цен на ресурсы, способствовала снижению уровня затрат на производство продукции.

По продаже специализированной техники прирост реализации составил 150 процентов к аналогичному периоду прошлого года.

В целом высокие результаты достигнуты за счет гибкой ценовой политики, оперативности отгрузок и создания привлекательных условий поставок потребителям. Отлично сработала и служба маркетинга: активизировала поиск новых покупателей, изменила политику продаж и подходы к действующим покупателям.

Сухой язык цифр способен быть красноречивым. Темп роста экспорта Минского моторного завода за январь — май 2021-го превысил 122 процента к аналогичному периоду прошлого года. Доля экспорта в общем объеме продаж на конец мая равнялась почти 37 процентам. Лидируют в объеме отгрузки (в денежном выражении) дизельные двигатели — более 78 процентов.

На второе полугодие мы также ставим перед собой амбициозные задачи, имея все предпосылки для их реализации.


Новая философия

— Как известно, ММЗ внедряет систему бережливости 5S. Расскажите подробнее об этом и ожидаемом эффекте от ее внедрения.

— Это новое для нас направление с японским акцентом. Берем лучшее из практики мировых достижений. Решение о внедрении 5S как элемента системы бережливого производства у нас было принято в прошлом году. По сути, это производственная философия, включающая пять шагов: аккуратность, порядок, чистота, стандартизирование, дисциплина. 

Данная система увеличит производительность труда и существенно усовершенствует производственный процесс за счет рациональной организации рабочих мест, улучшения качества труда, позволит экономить время и повысит корпоративную культуру.

Мы разработали внутризаводской стандарт, с которого началось внедрение 5S на предприятии: сортируй, соблюдай порядок, содержи в чистоте, стандартизируй и совершенствуй. Казалось бы, простые истины, но часто они игнорируются. И насколько легче становится работать, когда все на своих местах, каждый сотрудник четко понимает свой потенциал и функциональность. Действия на местах приводятся к единому стандарту, чтобы любой новый специалист мог быстро включиться в производство, не испытывая проблем с обучением.

Процесс внедрения 5S длительный, пошаговый и может занять не один год. Фактически элементы системы бережливости применялись давно. Но теперь она будет внедряться комплексно и совершенствоваться по всем направлениям деятельности, соответствовать ведущим производствам.

— Традиционно лето — горячая пора не только для аграриев, но и для ММЗ. Ежегодно предприятие создает мобильные бригады для помощи в ремонте техники во время массовых полевых работ. А как в нынешнем году?

— Безусловно, эта практика продолжается. Минский моторный завод всегда в полной мере выполняет гарантийные обязательства по обслуживанию двигателей на технике, задействованной в полевых работах.

В 2021-м на поля республики вышло более 50 тысяч единиц сельскохозяйственной техники с двигателями ММЗ, из которых 26 434 — гарантийные. На восстановление гарантийных двигателей отводятся сутки. Во многих случаях ремонт осуществляют сервисные центры, с которыми у завода заключены договоры, — в Беларуси их 53. Завод обеспечивает центры бесплатными гарантийными комплектами и подменными двигателями. Если требуется устранить более сложный дефект, к аграриям выезжают мобильные бригады Минского моторного. Стоит признать, что мы ежегодно фиксируем снижение количества отказов двигателей ММЗ и серьезных поломок техники, используемой на полях.

Режим повышенной боевой готовности для обеспечения работоспособности двигателей на технике, занятой в аграрном секторе, соблюдается весь сельскохозяйственный сезон. С каждой областью страны через систему райагросервисов налажена реализация запчастей по ценам ММЗ.

География поставок продукции Минского моторного завода включает 21 страну.

sichevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter