Белорусская прописка иммигранта из Месопотамии

Лен в Беларуси: проблемы и перспективы

Лен на земле выращивают очень давно. Специалисты утверждают, что плащаница Иисуса Христа была изготовлена из отменной льняной ткани. Распространившись из Месопотамии далеко на север, лен нашел надежную прописку в Европе: от берегов Атлантики до Урала. Еще в XII веке наши предки, полочане, производили льняные полотна, которые успешно продавали в странах Запада. 

Ученые Института генетики и цитологии НАН Беларуси сравнили качество сырья более чем семисотлетней давности с волокном, полученным в 2004 году, и пришли к выводу: оно не уступает, а по некоторым параметрам и превосходит современную продукцию. 

В каком же состоянии находится льноводство республики сегодня? Об этом шел разговор на пресс-конференции, в которой приняли участие виднейшие ученые-аграрии страны и их коллеги из Института ядерных проблем БГУ. 

В 1905 году только Витебщина и Могилевщина отправляли на экспорт 300 тысяч тонн высококачественного волокна, из которого на Западе производили знаменитые брабантские кружева и не менее знаменитый льняной шелк — батист. Эти товары и сегодня в огромной цене. 

Доктор сельскохозяйственных наук, академик Института льна НАН Беларуси Владимир Самсонов считает: авторитет данной культуры в республике был потерян во второй половине XX века. Его вытеснили искусственные ткани из кримплена, лавсана, капрона и т.п. Отрасль стала угасать. К 2005 году Беларусь, где 60% льна выращивается все в тех же регионах, по данным Владимира Самсонова, едва-едва вышла на рубеж более 14 тысяч тонн. 

Сегодня на европейском рынке льна правят бал Франция, Голландия, Италия, Бельгия, для которых долгунец — приоритетная культура, приносящая огромные прибыли. Во Франции из одного килограмма тресты № 13 (всего их по классификации 20) в конечном итоге могут получить отменную нить для ткачества длиной 10 километров. Номерность нашей тресты на несколько порядков ниже. Но доктор биологических наук главный научный сотрудник Института генетики и цитологии НАН Беларуси Владимир Титок отмечает: у нас уже есть приборы, позволяющие определять качество тресты с высокой точностью, так что пора стандарты пересматривать. Дело сегодня за тем, чтобы эти приборы запустить в промышленное изготовление и обеспечить ими производителей «северного шелка» и переработчиков. 

Правительство, понимая государственную важность восстановления авторитета льна, утвердило долгосрочную программу развития отрасли. Упор сделан на совершенствовании технологии льноводства в поле, на 53 первичных заводах, Оршанском льнокомбинате. Вот уже несколько лет из госбюджета на эти цели выделяется от 30 до 40 миллиардов рублей ежегодно. Переоснащается на основе мирового опыта промышленность, ведут научные поиски агрохимики, почвоведы, семеноводы. Рекомендации поступают непосредственно в льноводческие хозяйства, которых насчитывается свыше полутысячи. 

Сегодня льном занимаются специализированные хозяйства, льнозаводы, которые имеют свои звенья и мехотряды. Это идеальные структуры для возделывания важнейшей валютной культуры. Но они разобщены. Нужно создавать, по мнению ученых, холдинги, которые бы учитывали интересы производителей, переработчиков, аграрных ученых, чтобы разумно распределялись, в зависимости от вклада, прибыли, рационально расходовались выделяемые средства. 

В области семеноводства есть свои особенности. На севере республики — отличные условия для получения высокого урожая, но семена здесь не успевают вызревать. Зато на юге, даже в так называемой контрольной зоне, можно получать хороший семенной материал, не восприимчивый к радиоактивному загрязнению. Весь удар, очищая землю от тяжелых металлов, стеблестой и выстланная на лугах соломка берут на себя. Остается только собрать растения и захоронить, так как в переработку их пускать нельзя. Это, по сути дела, открытие наших ученых, о котором мало еще знают в мире. 

Наконец, о самих семенах льна. Они, как и любой живой организм, подвержены болезням, травмам и другим негативным явлениям. Борьба за здоровый семенной фонд учеными ведется давно. Они пробовали использовать, если выражаться языком генетиков, живую и мертвую воду, инкрустацию, рентгеновское облучение, другие методы. В дело включились физики-ядерщики, которые обосновали физические принципы микроволновой предпосевной биофизической обработки семян, создали специальную установку, которую РУП «Белорусский институт внедрения новых форм хозяйствования в АПК» испытало в полевых условиях. Результаты нового слова в науке положительные. Но, как и приборы генетиков, осталось эти установки качества запустить в промышленное производство. Как заметила известный почвовед доктор сельскохозяйственных наук Галина Пироговская, именно забота о качестве лежит в основе того, что мы называем японским феноменом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter