«Сделано!» Белорусская молочка. Качество гарантировано

Белорусская молочка. Качество гарантировано

Пятерка лучших мировых экспортеров. И более пяти с половиной процентов в структуре экспорта планеты. Молочные реки, или «белое золото» Беларуси. Какой путь прошла отрасль более чем за четверть века и каков он, драйвер экспорта сельхозпродукции? Об этом — в очередной серии специального телепроекта «Сделано!», вышедшей в эфире канала «Беларусь 1». 


Каждую минуту с конвейера белорусских заводов сходят тонны молочной продукции. Сметана, йогурты, кефир, творог, сыр. В ассортименте полторы тысячи позиций, только сыра более 30 видов. Беларусь производит процент от мирового объема молока. Небольшая страна в центре Европы удерживает позицию в тройке мировых экспортеров сливочного масла и в четверке — по поставкам твердых сыров. И наша ниша — пять с половиной процентов в структуре экспорта всей планеты. Выход на Европейский союз имеет уже с десяток предприятий. И системы качества «Халяль» и «Кошер» перестали быть чем-то особенным. За всем этим стоят десятилетия труда аграриев над качеством сырья, переработчиков — над внедрением технологии и масштабная работа государства над стратегией развития всей отрасли.

1990-е годы. Два миллиарда населения Земли голодают. От нехватки продовольствия планету лихорадят бунты. Беларусь делает первые самостоятельные шаги в политике, экономике. И белорусский лидер сразу дает понять: он будет жестко пресекать попытки приватизации отраслей, которые обеспечивают продовольственную безопасность государства. Во время рабочей поездки в Минскую область в апреле 1997 года Президент Александр Лукашенко заявил:

— Основа нашей страны — это земля. И загубить ее — значит потерять всякую продовольственную безопасность. 


Молокопереработка, как и многие другие отрасли экономики, с развалом Союза оказалась в непростой ситуации. Беларуси достались в наследство огромные колхозы, заводы с износом оборудования, потерянные торговые связи. Нужно было искать собственный путь развития. И в августе 2003 года во время посещения Могилевской области Александр Лукашенко поставил четкую задачу:

— Надо искать, за счет чего вы сократите себестоимость и выйдете на прибыль. Но крестьян душить мы не можем. Не будет в деревне коров — не будет у вас молока.

В те годы вряд ли кто из технологов мог предложить заводу выпуск элитного сыра, который, как золотой запас, должен год, а то и два вылежаться в хранилище. Было не до изысков! И вряд ли могли представить, что к ­2020-му молочная отрасль станет не просто стратегической для страны, но и важным фактором экономики, а временами даже политики. Что производство молока по сравнению с 1995-м вырастет более чем вдвое. И 7 миллионов тонн сырья, молока лучших белорусских ферм, — это не предел. И главное, переработка будет идти на современных и модернизированных по всем стандартам заводах. 

Роботы на заводе в Гродно — привычное дело. Новейшие технологии везде, включая хранилище. Раньше каждую тяжелую головку сыра переворачивать приходилось вручную, сейчас это одним махом за секунды выполняют умные машины. Благодаря сыру и модернизации сыроделия завод смог увеличить мощности в четыре раза. «Кошер» и «Халяль» — среди внедренных систем качества. И прибыль от сыра — это возможность развития и других сегментов переработки молока. По тому же принципу идут многие заводы. И на каждом есть уже свои узнаваемые бренды — от творожков до удивительного белорусского мороженого. А сыр и вовсе золотой драйвер экспорта всей сельскохозяйственной продукции. Если Пружаны, Гродно, Слуцк, Кобрин и другие в числе прочих достояний имеют твердые сыры, то Туров знаменит моцареллой, маскарпоне, рикоттой. 

Фото  БЕЛТА

Производство продукции высокого качества невозможно без хорошего сырья — молока с высоким содержанием белка. Для некоторых твердых сортов сыра нужен и вовсе особенный рацион питания животных. Именно поэтому предприятия делают ставку на развитие собственной сырьевой базы с контролем молока — от корма, который ест корова, до поступления сырья в цех на переработку. Начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Алексей Богданов подчеркивает:

— Я думаю, что мы в 2020 году подойдем к экспорту сыров в миллиард долларов в годовом эквиваленте. Меняются технологии, системы качества, экологические стандарты меняются. В целом Беларусь входит в топ-5 по большинству молочных товарных групп.

В продовольственной безопасности страны ниша нашей молочки очевидна. Внутренний рынок обеспечен полностью: более 1500 наименований молочной продукции в наших магазинах. У Беларуси один из лучших результатов в мире производства молока на душу населения — 786 кг. У больших молочных рек разные «притоки». Порода животных — это первое. Долгие годы в хозяйствах доминировала одна — белорусская черно-пестрая. Ученые и животноводы вели процессы так называемой голштинизации. На подходе официальная регистрация породы белорусский голштин. 

Фермы обретают новый облик. К примеру, ферма в хозяйстве «Устье» примет породистых айрширов из Дании и станет племенным центром и суперсовременным комплексом, каких в мире всего десятка два. Все роботизировано. Человеческий фактор исключен. Класс молока будет даже не экстра — выше. Посещая Витебский район в мае этого года, Глава государства отметил:

— Если у нас будет что продать, мы всегда продадим, и по хорошей цене. Наши крестьяне это заслужили. Мы всегда в мире найдем куда продать продукты питания. Поэтому объемы молока можно наращивать, объемы мяса можно наращивать, но из молока и мяса надо делать, по-народному говоря, такую конфетку, которую у вас просто будут рвать с руками и ногами.

Не зря говорят, что у коровы молоко на языке. Столетия назад наши предки знали: вкусное молоко зависит от правильного корма. Вот и получается, что у белорусского «белого золота» зеленая и сочная основа. Над получением качественных кормов с максимальным содержанием белка работают ученые в полях и лабораториях. Заведующая отделом НПЦ НАН Беларуси по земледелию Елена Клыга отмечает:

— Занимаемся селекцией 20 видов различных трав — это и бобовые, и злаковые. Они предназначены как для сенокосов, так и для пастбищ. Мы, например, работаем над созданием еще одного гибрида. Это будет житняк — культура, распространенная в степях, мы ее завезли оттуда. Мы ее гибридизируем и придаем лучшие качества. Надеемся, что она будет продуктивной при засушливых условиях и подойдет, например, для Гомельщины, где у нас много легких почв. 

В целом по акцентам и президентским поручениям, которые звучали в разные годы, легко проследить этапы развития отрасли. Если в 1990-е шла борьба за само существование предприятий, то в 2018-м, например, в центре внимания — сокращение издержек, зарплаты, глубокая переработка с получением максимальной прибыли. 

Белорусскую молочку сегодня можно встретить по всему миру — от Венесуэлы до Сингапура. География экспорта — более 100 стран. Аккредитацию на право поставки продукции в Китай — требовательный рынок — прошли 55 молочных заводов. А это высшая степень доверия и уверенность в качестве. 

От зоны рискованного земледелия, какой Беларусь называли еще в 1990-е, страна выросла до возможности экспортировать не только качественные продукты, которые сами по себе белорусский бренд. Мы уже экспортируем услуги и технологии и выходим за границы континента. Совместные проекты по производству молочной продукции есть во Вьетнаме, Узбекистане, Таджикистане, Молдове, Монголии и Казахстане. И к слову, количество молока сортов экстра и высшего, поставленного на перерабатывающие предприятия страны в 2020-м, — более 88 процентов. А значит, растут и возможности у перерабатывающих предприятий получить на выходе с конвейера качественный продукт, который ждут в мире. И это именно тот случай, когда можно смело сказать: сделано!

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter