Белорусская модель — экономическое чудо

Так считает академик РАН, ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев

Так считает академик РАН, ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев


Компетентно


Валютный кризис, который возник в Беларуси, стал, как ни удивительно, результатом высоких темпов роста белорусской экономики в последние полтора года.


В начале этого года республика вышла на рекордные темпы. Рост ВВП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 12%. Беларусь опередила даже Китай. Нужно учитывать, что это был не восстановительный рост. Беларусь прошла кризис без потерь — падение ВВП и падение производства были ничтожно маленькими в отличие от того, что происходило в других странах, — то есть прошла кризис без экономического спада, сохранила рабочие места и рынки сбыта. Тем не менее для того, чтобы сохранить рынки сбыта — вся внешняя торговля рухнула на одну треть, а белорусская экономика крайне зависима от внешней торговли, — Беларусь работает как фабрика, экспортирующая сырье и комплектующие наряду с готовой продукцией.


Эта специализация сложилась еще с советских времен, и, несмотря на все трудности постсоветской эпохи, Беларусь сумела сохранить производство в самых сложных отраслях — в машиностроении и агропромышленном комплексе.


Достаточно посмотреть на другие республики бывшего Союза, где выпуск машиностроительной продукции сократился в несколько раз, а агропромышленное производство — более чем в два раза, чтобы понять, как трудно было обеспечить поддержание экономической активности в этих отраслях в постсоветский период. И то, что белорусская экономика благополучно прошла кризис, говорит о том, что эти достижения являются устойчивыми, то есть они возникли благодаря той политике развития, которая последовательно проводилась белорусским руководством. А столкнувшись с коллапсом внешней торговли, белорусские власти, естественно, предприняли все возможное для того, чтобы стимулировать экспорт своей продукции. Наверное, кое–где пришлось пойти на снижение цен. И, несомненно, платежный баланс Беларуси, зависимый от внешнеторговой конъюнктуры, начал испытывать напряжение.


Подъем, который начался в белорусской экономике после острой фазы кризиса, был связан с дальнейшими успехами в повышении конкурентоспособности белорусской продукции, и удалось сохранить внешние рынки сбыта, но в то же время этот подъем натолкнулся на ухудшение платежного баланса и повышение цен на энергоносители. Конечно, создание Таможенного союза помогло Беларуси, и отмена экспортных пошлин имела огромное значение, потому что республика смогла выйти на высокие темпы роста. Но даже при этих условиях этого оказалось недостаточно, чтобы сдемпфировать ухудшение внешней торговли, связанное с общим повышением цен на энергоносители. Понятно, что цены на сырье пошли вверх, а цены на готовую продукцию так поднять нельзя, иначе вы теряете рынки сбыта. Белорусская экономика оказалась в ножницах резкого роста цен на энергоносители, которые она импортировала, и необходимости поддержания объемов производства и сбыта товаров по экспорту, доходы от которого невозможно было поднимать за счет повышения цен.


Возникли трудности с платежным балансом, которые сейчас существенно смягчаются тем, что государства ЕврАзЭС приняли решение оказать помощь из антикризисного фонда — выделяется три миллиарда долларов. Хотелось бы, чтобы эта помощь дошла побыстрее, потому что главная надежда на выход из этого кризиса заключается в том, что, получив валютные резервы, Беларусь сумеет пройти «узкое место» за счет наращивания объемов производства. Для того чтобы сбалансировать платежный баланс, нужно увеличивать объем экспорта. Белорусская экономика достаточно конкурентоспособна и динамична, чтобы добиться увеличения объемов экспорта. Но не будем забывать, что все это пока происходит в условиях посткризисного оживления, когда экономика не растет такими быстрыми темпами, как раньше, и кроме того, в условиях глобального кризиса требуется изыскивать новые зоны для сбыта товаров, повышать эффективность производства. Все это требует времени.


(Полный текст читайте в журнале «Союзное государство» N 51–52 за июнь–июль 2011 года.)


Кроме того


Этот номер — один из самых информационно насыщенных за последнее время. В нем дается объективная картина экономики Беларуси, где даже в условиях валютно–финансового кризиса рост ВВП за полгода составил 11%. Понять, насколько динамично развивается страна сегодня и какой у нее потенциал, можно «из первых рук» — от Президента Беларуси А. Лукашенко. О сложном пути, по которому прошло Союзное государство, рассказывает читателям Председатель Государственной Думы РФ Борис Грызлов. Он особо выделяет то, что без этого процесса мы вряд ли бы сумели эффективно выстроить Таможенный союз и сохранить широкие экономические связи предприятий наших стран. Олег Табаков, Валентина Терешкова, Антон Чилингаров вспоминают о своем военном детстве — свидетельства, которые невозможно читать спокойно. «Малиновки заслышав голосок...» — подробный рассказ о судьбе «Верасов», сделавших песню знаменитой. Интервью с Юрием Башметом о том, как развивается музыкальная культура в Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter