Белорусская калийная компания учит держать удары

Знаменитым футболистам всегда больше всех достается на поле: соперники жестко опекают, нередко откровенно бьют по ногам. Тем не менее первые сжимают зубы, но все равно продолжают выходить на поле и забивать голы. Поэтому и великие. Подобное, хоть и в иных формах, присуще всем профессиям. Интриги нередки и в международной торговле. Но если устоишь после козней конкурентов на ногах — будешь победителем. Такие мысли навеяла последняя новость: ОАО «Беларуськалий» вышло на первое место в мире по экспорту калийных удобрений.

А ведь подножек открытому акционерному обществу за последнее время было поставлено немало. Десять лет назад предприятие вышло из Международной калийной компании, базирующейся в Москве и реализующей удобрения по всему миру: такая схема продвижения на рынки стране оказалась невыгодной. Была создана своя Белорусская калийная компания, которая стала продавать товар совместно с российским «Уралкалием». Пришлось начинать практически с нуля: находить покупателей, создавать свои транспортно-логистические схемы. Бывшие партнеры из МКК всячески мешали работе новой структуры, ставили палки в колеса, отговаривали покупателей от контрактов с ней. Но выстоял «Беларуськалий»! Зато стали полностью получать честно заработанное.

Два года назад ударил в спину, казалось бы, верный партнер. «Уралкалий», вопреки договоренностям о равных долях продаж удобрений на международном рынке через Белорусскую калийную компанию, стал заниматься серыми схемами. Разразился скандал. «Уралкалий» не только вышел из БКК, но и начал демпинговать, многократно обвалив цены на мировом рынке.

Создана новая Белорусская калийная компания, которая стала торговать лишь нашими удобрениями. И опять борьба и новые подножки.

Нынешним летом в палату представителей конгресса США внесен законопроект о санкциях в отношении «Беларуськалия» и его поставщика — БКК. В действиях членов палаты представителей от южных штатов, инициировавших внесение законопроекта, просматривалось проталкивание интересов других производителей. Например, Intrepid Potash из Нью-Мексико, которая открыто заплатила фирме Hogan Lovells US LLP 700 тысяч долларов за лоббирование ее интересов в конгрессе США. Это возмутило даже еще одного конкурента — канадскую компанию Mosaic, которая высказалась за свободную торговлю.

Но БКК и здесь не сдалась. Ее генеральный директор Елена Кудрявец заявила, что пришлось выждать паузу, чтобы все успокоилось. Сейчас работа на американском рынке продолжится.

Я не случайно столь подробно говорил о подножках в международной торговле. К сожалению, немалая часть наших топ-менеджеров пасует перед первыми же трудностями. Говоря футбольным языком, ударили раз по ногам, и начал мяча бояться.

В последнее время многие рынки «просели». Для маркетологов закончилась легкая жизнь, когда они просто предлагали товар, а за него сразу платили деньги. Теперь конкуренты чаще стали применять и нечестные методы. И некоторые предприятия вместо того, чтобы бороться за покупателей на мировых рынках, решили спихнуть все на Правительство. Мол, пусть оно ищет покупателей на наш товар.

Да, Правительство, отстаивая национальные интересы, помогает предприятиям: дает льготные кредиты, подключает наши посольства за рубежом к реализации товаров. Но об этом в первую очередь должны думать сами предприятия.

Может, стоит поучиться у «Беларуськалия» и БКК? Еще недавно в их экспортном списке фигурировало чуть более полусотни стран-покупателей. Сегодня — 85. Когда традиционные рынки стали меньше брать продукции, менеджеры Белорусской калийной компании отправились туда, где до этого ни разу не ступала нога их предшественников. И нашли покупателей. Несмотря на подножки конкурентов.

gedroiz@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter