Белорусская АЭС прошла стресс-тест

Госатомнадзор заявил о завершении партнерской проверки результатов стресс-тестов Белорусской АЭС. В начале июля на площадке Евросоюза был согласован совместный отчет белорусского регулятора и группы европейских коллег из ENSREG. Ольга Луговская, начальник Департамента по ядерной и радиационной безопасности МЧС, прокомментировала событие:

— После аварии на японской атомной электростанции Фукусима, первопричиной которой стало сочетание неблагоприятных экстремальных погодных воздействий — землетрясения и цунами, — проведена переоценка безопасности атомных станций, действующих и проектируемых, на предмет устойчивости к таким природным воздействиям и их сочетаниям. 

Стресс-тесты — дополнительный инструмент для обеспечения ядерной и радиационной безопасности сверх тех, которые уже заложены в обязательные технические нормативы, разработанные по "лекалам" МАГАТЭ. Беларусь добровольно приняла обязательства провести стресс-тесты. Процедура длилась около двух лет, в конце минувшего года национальный доклад был направлен в Еврокомиссию. В марте в стране работали группа экспертов из 17 стран, в том числе неядерных, и 3 наблюдателя из МАГАТЭ, России и Ирана. Они имели возможность задавать вопросы специалистам Госатомнадзора и Белорусской АЭС и посетили те объекты, которые описаны в национальном докладе. Как отметила Ольга Луговская, эксперты использовали стандарты безопасности, которые в Европе сформулированы в 2014 году, то есть уже после начала строительства белорусской станции. 

— Для нас наступает исключительно важный и ответственный момент — подготовка национального плана действий по реализации рекомендаций и получение лицензии на эксплуатацию АЭС.  



Белорусская АЭС, по словам Юлианны Крюк, начальника отдела Госатомнадзора, оценивалась по трем направлениям: запас сейсмической и погодной безопасности, готовность к реагированию на экстремальные природные вызовы и управление тяжелыми авариями. Эксперты по достоинству оценили ловушки расплавов, 4 уровня глубоко эшелонированной защиты, полномасштабный тренажер по отработке тяжелых аварий персоналом станции, сноровку и экипировку пожарных бригад. 

— С момента начала строительства станции появились дополнительные сейсмоточки. Идет постоянный мониторинг, отслеживаются все тенденции. При строительстве АЭС учтены землетрясения такого уровня, который даже потенциально невозможен. Но сейчас подходы такие, что надо быть готовыми ко всему и учитывать события, которые имеют очень низкую вероятность, — считает Ольга Луговская. 

К примеру, максимальное расчетное землетрясение для нашей АЭС — 7 баллов. Что касается магнитуды, то максимально возможная в районе Ошмянского разлома оценивается в 4,5. Наводнение и паводки тоже фигурируют в стресс-тестах. С точки зрения подтопления конфигурация расположения станции такова, что запас подъема воды составляет 50 метров. Это вряд ли вероятно, как и колебания температур воздуха от минус 50 до плюс 50 градусов. 

Фото: БЕЛТА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter