Белорусов должно быть больше!!!

Считает Президент, одобрив программу демографической безопасности
Считает Президент, одобрив программу демографической безопасности

Согласитесь, демография — категория тонкая. Понятно, что баланс рождаемости и смертности — показатель во многом цикличный. Пожалуй, любая страна время от времени сталкивается с проблемами нарушения равновесия. Например, для перенаселенных государств слишком быстрый прирост населения тоже нежелателен. У нас же ситуация обратная. Сравнив Беларусь со средними европейскими странами, можно прийти к выводу, что у нас вполне могло бы нормально жить не менее 30 млн. человек. Быть может, так оно и было бы, не потеряй мы в Великую Отечественную войну около трети населения. И то, что более чем за полвека не удалось полностью восстановить его численность, лишь доказывает, как сложно решать демографическую проблему.

Тем не менее со временем ситуация стала поправляться. Но учитывая, что проблематика прироста населения во многом имеет корни социальные, в 1993–м мы провалились в очередную яму. Просто, видимо, не до детей стало в те шальные годы, когда на одну зарплату можно было приобрести только пару палок колбасы. После этого на протяжении нескольких лет население Беларуси ежегодно сокращалось более чем на 50 тысяч человек. «Исчезал почти район, — привел Президент убедительное в своей тревожности сравнение вчера на совещании по обсуждению проекта Национальной программы демографической безопасности на 2007 — 2010 годы. — Это представляет потенциальную угрозу как устойчивому экономическому развитию государства, так и его национальной безопасности в целом».

Почти полтора десятка лет понадобилось на то, чтобы приостановить расхождение кривых, иллюстрирующих снижение рождаемости и прирост смертности. Первые признаки радующей тенденции появились лишь в 2004 году, когда рождаемость превысила смертность. Всего на полпроцента. Но уже в прошлом году эта цифра выросла до 6,4 процента. Вряд ли кто–то сможет аргументированно поспорить с тем, что это итог очень основательной работы над улучшением качества жизни в стране, проведения целенаправленной политики защиты материнства и детства, поддержки детей и молодежи. Сделано немало. Судя по показателю рождаемости, мы приблизились к таким странам, как Россия, Австрия, США, — 10 младенцев на 1.000 человек населения в год. А вот по смертности отстаем от многих с раскладом 14,2 смертей на 1.000. Хотя, например, в Минске за минувший год первое значение впервые превысило второе — 10 рожденных и 9,4 умерших на 1.000 населения. Вот это уже действительно добрый знак. И теперь хорошо было бы распространить эту пропорцию на всю страну.

В принципе, в этом и есть суть Национальной программы демографической безопасности на 2007 — 2010 годы. «Эта программа должна стать венцом той работы, которую мы вели в предыдущие годы», — сформулировал основную идею документа Александр Лукашенко. По его словам, программа должна дать четкую концепцию решения демографических задач, определить наиболее эффективные направления работы, которые позволят реально улучшить ситуацию в ближайшие годы и в перспективе.

Надо сказать, в Правительстве над разработкой документа поработали основательно. Хотя и медленнее, чем следовало. Ведь впервые задача подготовки такой программы ставилась еще в 2000 году. Но, как заметил Президент, тогда она получилась «сырой» и больше напоминала декларацию о намерениях, нежели руководство к действию. На этот раз положения документа обрели конкретику. Представлявший проект заместитель Премьер–министра Александр Косинец говорил о реальных мероприятиях и затратах на их проведение. Однако и здесь не обошлось без критики. Президент обратил внимание на размытость расходов на научное и организационное сопровождение программы. Слишком уж велика цена задач, чтобы распылять средства на туманные по своей значимости мероприятия. Поэтому Александр Лукашенко предостерег от понимания документа как очередного пирога, от которого можно «отхватить» кусок пожирнее. «Никаких излишеств», — в этих словах Президента и есть суть всей оргработы.

По ходу совещания акценты логично сместились в сторону проблематики сокращения смертности. Все–таки относительно прироста рождаемости определенные успехи есть. Конечно, работы хватит и на этом направлении. Предстоит сделать еще более привлекательным быт многодетных семей. Попросту говоря, научить людей не бояться рожать детей. Доказать, что государство их без поддержки не оставит. Но общие направления деятельности здесь уже определены. Среди них – обеспечение молодых семей жильем. Что касается смертности... Государство опять же инвестировало немало средств за последние годы в развитие здравоохранения. Адекватна ли отдача? Или, имея современное оборудование, обученные кадры, медицина не спешит брать на себя повышенные обязательства по спасению человеческих жизней? Президент задавал резонные вопросы: с полной ли загрузкой используется приобретенное уникальное медицинское оборудование? Делятся ли опытом признанные светила медицины с коллегами, создавая свои школы и увеличивая тем самым шансы все большего количества пациентов на выздоровление? Самоотверженны ли врачи? Здесь, оказалось, все не так позитивно... Поэтому краткую оценку Президента положения дел в кардиологии, онкологии, других сферах можно расценить и как требование: «Люди хотят жить. Людей надо спасать». Речь идет о необходимости кардинально улучшить качество лечения!

Общее резюме такое: после доработки программа будет утверждена специальным указом Президента и на этом дискуссия должна быть закончена. Государству и обществу нужны эффективная работа и осязаемый результат. К этому стоит добавить, что решение демографической проблемы во многом зависит и от ее понимания населением. Конечно, каждый в этом тезисе увидит свой смысл, но позаботиться о себе, здоровье собственном и близких большого труда, наверное, не составит. Думаю, это аксиома.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter