Новая звездочка белорусского волейбола Анна Климец

Белорусочка из «Уралочки»

В конце мая Анне Климец в очередной раз прочили российское гражданство. Поводом для обсуждений стало отсутствие 19–летней волейболистки «Уралочки» в составе сражавшейся за место на чемпионате мира сборной Беларуси. Шумиха поднялась серьезная. Аня, уже в 15 лет приглянувшаяся своей игрой самому Николаю Карполю, настоящий волейбольный самородок, коих в прежние годы соседи «прикарманили» уже немало. К счастью, подозрения, что, воспользовавшись сменой руководства в Белорусской федерации волейбола, россияне решили «избавить» Климец от легионерского статуса, не подтвердились. К скорому чемпионату Европы Аня готовится уже вместе с белорусской командой, в которой является пусть пока не самым заметным, но уж точно одним из самых интересных персонажей.

ФОТО VK.COM

— Давай с самого начала разберемся в «паспортном вопросе»: тебе предлагали сменить гражданство или нет?

— За все время это со мной никто ни разу не обсуждал, а все новости о себе я узнавала из интернета. При этом я по–прежнему белоруска, и в сборную меня отпустили без проблем: пришел запрос, собралась и поехала. А в прошлый раз не получилось по уважительной причине: я ездила на обследование и не могла помочь команде. Подозреваю, конечно, почему меня так настойчиво «сватают» в Россию: за последние годы туда уехало немало наших игроков, а людям ведь всегда интересно подлить масла в огонь, придумать, приукрасить...

— Но ведь в России есть лимит на легионеров, и в хоккее, например, игрокам уже приходилось делать непростой выбор...

— В волейболе лимит тоже есть — два иностранных игрока в команде. Конкуренция высокая, но тренер в меня верит, и я очень стараюсь его не подвести. Девчонки, кстати, ко мне тоже хорошо относятся. Называют ласково «белорусочка» и считают своей. Между менталитетом белорусов, украинцев и россиян не такая и большая разница, чтобы я чувствовала себя там чужой.

— Ты в 17 лет попала в состав одного из сильнейших клубов мира. Неужели не чувствовала дискомфорта в окружении опытных и гораздо более старших волейболисток?

— Наоборот, все прошло очень радушно и тепло. «Уралочка» — это словно большая семья, где каждый имеет значение. Разве что заставили залезть на гору Катюша. Это вроде местного обряда посвящения: каждая «уралочка» во время сбора в Алуште должна покорить эту вершину. Посмотрите в интернете: даже фотографии впечатляют. Пришлось и идти, и бежать, и карабкаться по скалам. Было тяжеловато, но забралась. Зато впечатлений масса.

— А какие впечатления оставила жизнь в Екатеринбурге?

— Там, конечно, холодно, но красиво. Очень интересный город, есть большая живописная плотина, «Ельцин центр», высотные здания. В общем, есть чем заняться.

— В интернете немало твоих фотографий с различных фотосессий. Ты, оказывается, еще и модель?

— Это, скорее, хобби. Мне интересно, и если у знакомых фотографов появляются интересные идеи, я всегда готова поддержать и поучаствовать. Я, конечно, плачу за их работу, и в итоге получается неплохо. Но о модельном бизнесе даже не думаю: мне просто весело, да и мозг разгружает, как минимум, не хуже, чем когда лежишь дома с кофе и смотришь фильм.

— Считается, что у Николая Карполя такие тренировки, после которых ни на какие фотосессии сил уже оставаться не должно.

— Бывает трудно, но потом приходит единственный выходной, и ты понимаешь, что вся жизнь проходит по маршруту «зал — дом — сон». Вот и стараешься выбраться хоть по магазинам.

— В России немало времени крадут и перелеты.

— Самый долгий у меня был на Сахалин: часов девять летели. Но при этом сам по себе он был нетрудный. Иногда короткие, двухчасовые «броски» даются гораздо сложнее. Просто итоговые ощущения от многих факторов зависят: колебания температуры, часовые пояса...

— Плюс условия: помнится, приезжавшие в КХЛ иностранные хоккеисты сильно впечатлялись российскими аэропортами и спортивными залами...

— Аэропорты там разные есть. На Сахалине, например, аэропорт действительно специфический. Вокруг какие–то поля, странный домик. Зал там, кстати, был хороший, но холодный. Там обычно хоккеисты играют, а для нас просто стелили покрытие на лед. На разминку в свитерах и штанах выходили. В Красноярске и Саратове тоже не самые уютные залы. Такие тесные коробочки, в которых еще и эхо от каждого удара по мячу звенит.

— На матчах эхо должны заглушать болельщики...

— Их приходит довольно много. Точнее, кажется, что их много, потому что люди заполняют и трибуны, и с балконов свисают. Но нужно понимать, что вместимость у многих спорткомплексов чуть больше минского «Атланта». Разве что в России зрители с двух сторон от площадки расположены. Порой такой шум стоит, что мы не слышим, что нам Николай Васильевич говорит во время тайм–аутов.

— Чтобы не услышать установки Карполя — это еще постараться нужно. Он все так же кричит?

— Кричит. Но при этом болельщики в небольших залах его перекрикивают, и если не научишься концентрироваться и фокусировать внимание на том, что важно, можно с ума сойти. Так же, кстати, и с тренировками. Со стороны, подозреваю, это может смотреться непривычно, но мы не воспринимаем установки Карполя как крик. Наоборот, вычленяем нужную нам информацию, потому что чаще всего Николай Васильевич кричит все–таки по делу. Хотя, признаюсь, по первому времени мне пришлось привыкать: слишком громко и неожиданно.

— Ты как–то говорила, что каждая волейболистка мечтает пройти школу Карполя. Не разочаровалась?

— Ничуть. Я вспоминаю себя до «Уралочки», сравниваю с тем, что есть сейчас, и понимаю, что разница огромна. Причем я стала сильнее не только физически, но и психологически. Карполь ведь не только рассказывает, куда нам бить и как ставить блок. Он очень многому учит, цитирует Пушкина перед тренировками, стихи читает, новости обсуждает. Я чувствую, что за эти годы повзрослела, стала лучше как личность, и очень рада, что по контракту еще три года буду играть в «Уралочке». Хотя и часто слышу, что, дескать, трудно, три тренировки в день. Летом начинаем уже в семь часов утра, весь день что–то делаем, но и результат ведь есть.

— А проблемы с сердцем не из–за нагрузок?

— Они у меня еще в барановичском «Атланте» начались. Говорят, подростковые, должна перерасти. Но пока мы с командным врачом отслеживаем ситуацию, если я чувствую себя не очень хорошо, иду отдыхать. Делала обследование в Польше — сказали, что у меня сердце здорового парня. Даже не девушки. Но проблема все же существует.

— Это не опасно?

— Опасность есть всегда. Можно споткнуться на улице и разбить коленную чашечку. Что суждено, то и случится. Если бы проблему не отслеживали и не решали, это один вопрос, но я чувствую, что за мной следят. Если бы не в «Уралочке» сейчас играла, меня, возможно, уже и списали бы.
ФОТО АРТУРА ПРУПАСА

— Когда тебя позвал Николай Карполь, ты только три года занималась волейболом, начав в 12 лет, и еще училась в школе. Не шокировал такой взлет карьеры?

— Это было необычно. Мы с родителями долго думали: все–таки предстояло лететь одной в Екатеринбург. Но в итоге Карполь их уговорил, и мы решили, что для меня это важно. По первому времени родители часто звонили, но я ведь и раньше постоянно в разъездах была. Даже когда в Беларуси жила, дома нечасто появлялась. Привыкли уже.

— А тут еще и сборная...

— В моей жизни постоянно присутствует какой–то хаос. Куча дел, среди которых хочется еще и домой приехать. Но пока я молодая, стараюсь двигаться вперед.

К СВЕДЕНИЮ

Волейболисты минского «Строителя» только что стали победителями X Международного турнира памяти Льва Чайлытко. В решающей игре они обыграли нижневартовскую команду «Югра-Самотлор» — 3:2 (25:20, 25:18, 30:32, 21:25, 15:10).  В борьбе за третье место волейболисты казахстанского «Павлодара» были сильнее московского МГТУ — 3:0 (25:14, 25:23, 25:20).

В Европу через Чижовку

Женская сборная Беларуси по волейболу завершает подготовку к старту в финальной части чемпионата Европы. Главной интригой стали перемены в тренерском штабе. Место Александра Климовича и бразильского специалиста Анжело Верчези вновь занял Петр Хилько. Два года назад этот специалист вывел белорусок в 1/8 финала чемпионата Европы, где они едва не обыграли сборную Польши, а после написал заявление об уходе с поста после неоднократных требований обеспечить команде условия, соответствующие ее возможностям и потенциалу. Новое руководство федерации, по словам тренера, пошло навстречу, углядев в команде предпосылки для серьезного прогресса. Насколько он реален, болельщики смогут узнать. В «Чижовка–Арене» проходит международный турнир, участницами которого, помимо белорусской сборной, станут череповецкая «Северянка», «Минчанка» и национальная команда Венгрии. Первый же матч на чемпионате Европы в Грузии выступающие на предварительной стадии в группе «В» белорусские волейболистки сыграют 22 сентября против команды Хорватии. 23 сентября нас ждет матч против итальянок, а 24 сентября игра с хозяйками площадки — волейболистками Грузии.

komashko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter