Белорусам должно быть стыдно импортировать картофель…

МЫ ГОРДИМСЯ своими продовольственными товарами, поставляемыми на экспорт. Из-за рубежа на них приходят хорошие отзывы. А россияне, говорят, почти всегда предпочитают белорусские продукты. Означает ли это, что можно почивать на лаврах? Существуют ли проблемы не только экспорта, но и импорта продовольствия? Дать ответы на эти и другие вопросы попытается директор Института системных исследований в АПК НАН Беларуси Валерий БЕЛЬСКИЙ.

Директор Института системных исследований в АПК НАН Беларуси Валерий Бельский — об увеличении внешнеторгового оборота, продовольственных компаниях и упрощении процедуры экспорта.

МЫ ГОРДИМСЯ своими продовольственными товарами, поставляемыми на экспорт. Из-за рубежа на них приходят хорошие отзывы. А россияне, говорят, почти всегда предпочитают белорусские продукты. Означает ли это, что можно почивать на лаврах? Существуют ли проблемы не только экспорта, но и импорта продовольствия? Дать ответы на эти и другие вопросы попытается директор Института системных исследований в АПК НАН Беларуси Валерий БЕЛЬСКИЙ.

— Валерий Иванович, одним из показателей конкурентоспособности экспортно ориентированной продукции является сбыт товаров с высокой добавленной стоимостью. В структуре экспорта экономически развитых стран они составляют более 80 процентов. А какая ситуация у нас?

— Отечественная продукция пока экспортируется с относительно низкой добавленной стоимостью. Основная доля — более 70 процентов — поставляется за рубеж в виде сельскохозяйственного сырья или частично переработанная, в 2010 году соответственно 29,6 и 43,1 процента. В последнее время наблюдается даже некоторое снижение удельного веса экспорта продукции с более высоким уровнем переработки.

Да, наши продукты покупают. Потребители выделяют белорусское продовольствие как качественное и недорогое. Основными торговыми партнерами являются страны СНГ. И главная среди них — Россия, где пока спрос в значительной мере удовлетворяется за счет импорта. В 2010 году в Россию продано 80 процентов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в другие страны СНГ — 10, и страны вне СНГ — тоже 10 процентов. Наши восточные соседи охотно покупают мясо- и молокопродукты. А вот в товарной структуре экспорта в страны ЕС наибольший удельный вес занимают продукты сырьевой направленности, такие как казеин — 24 процента, масло рапсовое неочищенное — 19 процентов, грибы и ягоды — 16 процентов, кожевенное сырье и кожи — 12 процентов. И в Западную Европу, и в страны СНГ нам надо больше реализовывать продуктов с высокой долей добавленной стоимости.

— Какие шаги в связи с этим следовало бы предпринять белорусским поставщикам продовольствия?

—- Важнейшим элементом развития экспорта должно стать формирование крупных продуктовых компаний. Эффективность их работы, как известно, связана с рядом преимуществ, которые они получают вследствие масштаба производства и закупок, снижения удельных расходов на маркетинг и других факторов. К ним в условиях неустойчивой финансовой системы стран с переходной экономикой, а это приводит к высокой стоимости заемных ресурсов, следует причислить возможность аккумулировать необходимые объемы инвестиционных ресурсов для развития.

К этому должны подталкивать и усиливающиеся в последнее время экономические риски для переработчиков и экспортеров на традиционных рынках, прежде всего российском, вследствие ускорения концентрации производства у крупных компаний с привлечением капитала мировых лидеров продовольственной индустрии.

Так, французский производитель молочных продуктов Danone и ОАО «Компания «Юнимилк» в конце 2010 года завершили сделку по объединению молочных активов в России и странах СНГ. В интегрированной компании Danone владеет контрольным пакетом. Американский производитель безалкогольных напитков и продуктов питания PepsiCo в начале текущего года приобрел 66 процентов акций российского «Вимм-Билль-Данна», в результате чего его доля в капитале компании доведена до порядка 80 процентов. На долю названных компаний приходится около 20 процентов объема переработанного в России молока — 5,5 миллиона тонн.  При этом следует учесть, что иностранные акционеры российских молочных холдингов — крупнейшие мировые производители продуктов питания. Например, штат PepsiCo, продукция которого продается более чем в 200 странах, составляет 285 тысяч человек. В 2008 финансовом году выручка компании составила 43,3 миллиарда, чистая прибыль — 5,1 миллиарда долларов США. Danone — третья по величине продовольственная компания в Европе, которая занимает первое место в мире по производству и продаже кисломолочных продуктов, — представлена в более чем 130 странах. На ее предприятиях работают более 80 тысяч человек. Годовой оборот Danone оценивается в 17 миллиардов евро.

Нынешние размеры белорусских предприятий не могут гарантировать их конкурентоспособность в сравнении с более крупными зарубежными игроками не только на внешнем, но уже и на внутреннем рынке.

Белорусские товаропроизводители, прежде всего молочных продуктов, составляющих основную долю экспорта, должны и могут отстаивать свои рыночные интересы более эффективно. Сделать это возможно, объединив усилия разрозненных предприятий в мощный товарный пул. Компания-лидер должна обеспечивать переработку и реализацию не менее 1 миллиона тонн молока, к 2015 году доведя этот показатель до 2—2,5 миллиона тонн. Для сравнения: объем переработки молока Объединенной компании «Danone-Юнимилк» в 2011 году составит порядка 2 миллионов тонн, «Вимм-Билль-Данн» — 3,5 миллиона тонн.

— Анализ динамики внешнеторгового оборота сельскохозяйственного сырья и продовольствия Беларуси свидетельствует о постоянном росте. С 2005 по 2010 год его стоимость увеличилась в 1,9 раза, экспорта — 2,3, импорта — 1,6 раза. В 2010 году впервые за последнее время было достигнуто положительное внешнеторговое сальдо в размере 440 миллионов долларов США. Рост стоимости экспорта в 2010 году относительно 2005-го в большей степени произошел за счет роста объемов и в меньшей — за счет роста цен.

Расчеты показывают, что Беларусь имеет потенциальную возможность к 2015 году обеспечить достижение положительного внешнеторгового сальдо 4 миллиарда долларов США, а стоимость экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия должна составить 7,2 миллиарда долларов. За счет чего предполагается достигнуть этого?

— Рост экспорта в наибольшей степени возможен по следующим основным товарным группам: мясо и мясопродукты — в 2,7 раза, молоко и молокопродукты — в 2,2, продукты переработки плодов и овощей — в 4, жиры и масла растительного происхождения — в 1,7, готовая продукция из мяса и рыбы — в 1,8 раза, картофель — как минимум в 5 раз.

— Кстати, о нашем втором хлебе. Недавно я был в шоке от такого факта. Оказывается, у нас, белорусов, производящих картофеля больше всех в мире на душу населения, импорт его превышает экспорт.

— Да, следует признать, что экспорт картофеля и картофелепродуктов является недостаточным. Удельный вес экспорта в объемах его производства составляет около 1,5 процента. Правда, следует учитывать, что это данные таможенной статистики (значительная часть второго хлеба в отсутствие таможенного контроля на границе с Российской Федерацией вывозится за пределы страны без оформления документации мелкими товаропроизводителями и посредниками). Тем не менее с 2005 года объемы импорта картофеля семенного, продовольственного и предназначенного на производство крахмала увеличились в 11,4 раза, стоимость — в 16,9 раза, что значительно превышает темпы роста экспорта.

В целом во внешнеторговом балансе картофеля и картофелепродуктов на протяжении последних лет сальдо является отрицательным. Например, в 2010 году отрицательная величина внешнеторгового баланса достигла 14,8 миллиона долларов США, несмотря на то, что объемы экспорта клубней значительно выросли и получен положительный баланс в торговле ими. Но за счет достаточно больших объемов импорта картофелепродуктов, и особенно таких видов, как картофель, нарезанный ломтиками, обжаренный, соленый или несоленый, в целом по картофельной группе складывается отрицательный внешнеторговый баланс. Переработка отечественного сырья развивается, но темпы, как показывает анализ текущей ситуации, должны быть выше.

Непропорционально мало в сравнении с производством реализуется также овощей, плодов и продуктов их переработки.

— Раз мы уже затронули вопрос импорта, то что, по-вашему, следовало бы предпринять для его оптимизации в сфере АПК?

— Наряду с созданием экспортно  ориентированных компаний считаю целесообразным в качестве альтернативы нынешним негосударственным импортерам определить компании, осуществляющие эффективный импорт по чувствительным для страны товарным позициям, не ограничивая других поставщиков. Произошедшая монополизация поставок средств защиты растений, кормового белка — подсолнечного и соевого шрота, — металлопроката приводит к существенному росту цен импорта в сравнении с отпускными ценами непосредственных производителей данных ресурсов. Например, организацию поставок белкового сырья могло бы обеспечить ОАО «Минскоблхлебопродукт», на базе которого может быть создан крупный холдинг по производству комбикормов и мясопродуктов, импорт металлопроката мог бы организовать Белорусский металлургический завод, имеющий необходимую инфраструктуру.

— Однако давайте вернемся к экспорту. Несмотря на меры по упрощению процедур оформления внешнеторговых операций — формирование Таможенного союза, снятие транспортного контроля на его внутренних границах, создание единой системы ветеринарного и фитосанитарного контроля, — проблемы остаются. Хочется, чтобы вы подробнее остановились на них и путях их решения.

— К системным проблемам следует отнести подтверждение уплаты НДС импортером. Оно приходит через два-три месяца, причем заниматься этим должен покупатель-нерезидент. Если у продавца и покупателя сложились устойчивые экономические связи, то проблема решается. Но разовые сделки, поставки мелких партий товара — всегда риск. Тем более и импортеры отказываются от заключения таких контрактов из-за необходимости проведения дополнительных административных процедур. При невыполнении процедуры в срок проблемы возникают уже у белорусского экспортера, с которого списывается сумма НДС в размере 20 процентов от контрактной стоимости.

Ранее Институтом системных исследований неоднократно отмечалась эта проблема и предлагались различные пути упрощения. По существу, особых сложностей даже при полной отмене подтверждений также не было бы, так как любая реализация товара потребителю должна сопровождаться товарно-транспортной накладной, в которой указывается предприятие, отгрузившее продукцию. Отсутствие таковой у продавца либо оптового покупателя должно привести к разбирательству, а если выяснится, что налоговое законодательство нарушено, то и к наказанию. Дополнительное свидетельство законности освобождения от уплаты НДС — получение валютной выручки. Действующий же порядок, полагаем, целесообразен только в отношении подакцизных товаров.

Помимо этого, может быть предусмотрен механизм упрощенного оформления документов на небольшие партии товаров — до 15 тысяч долларов — для последующей реализации за наличный расчет на рынках. Это особенно актуально для предприятий агропромышленного комплекса, которые могли бы обеспечить самостоятельную, без посредников, реализацию овощей, картофеля и других товаров.

Из-за неурегулированности вопроса складывается парадоксальная ситуация. Так, по различным оценкам в 2010 году из страны было вывезено от 200 до 500 тысяч тонн картофеля. Вместе с тем в таможенной статистике отражена только 51 тысяча тонн. Это значит, что доходы получили не только сельскохозяйственные организации, а значительное число посредников, большинство из них — физические лица, которые под разными предлогами вывозили клубни.

Далее. В качестве инструмента валютного контроля необходимо оформлять паспорт сделки. Этот документ может быть отменен, так как все необходимые реквизиты имеются во внешнеэкономическом контракте — отдельные позиции можно сделать обязательными — и действуют предельные сроки возврата валютной выручки.

Нужен также сертификат происхождения товара — СТ-1,  который оформляется в Белорусской торгово-промышленной палате на каждую партию по отдельной процедуре, что отнимает немало времени и средств. Предлагается сертификат сделать необязательным и оформлять его только в том случае, если он по каким-либо причинам нужен покупателю. В торговле со странами Таможенного союза, унифицировавшими большинство импортных тарифов, консолидировавших поступления от взимания импортных таможенных пошлин, могут быть только единичные случаи возникновения необходимости в данном документе.

Еще для вывоза продукции в страны Таможенного союза необходимо оформить статистическую декларацию на каждую партию товара с помощью таможенного агента и предоставить ее в таможенные органы. Это весьма затратная процедура. В данной связи следует согласиться с предложением Мингорисполкома передать функции статистического учета экспорта в рамках Таможенного союза Белстату, введя ежеквартальную или ежемесячную отчетность, возможно, в электронном виде.

Эти барьеры для многих предприятий являются серьезным фактором низкой внешнеэкономической активности. Поэтому полагаю, что механизм упрощения оформления внешнеторговых контрактов следует обсудить совместно специалистам заинтересованных органов государственного управления, союзов предпринимателей и ученых и внести свои предложения на рассмотрение в Правительство.

Беседовал Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter