Источник: Знамя юности
Знамя юности

Вышивка бусинами и бутоньерка из аспарагуса. Клецкие мастерицы воссоздали свадебный наряд 1937 года

Белое платье, белая фата

Свадебная мода меняется из года в год: еще несколько лет назад в тренде были платья-«зефирки», а сейчас – сдержанные и лаконичные наряды. А в чем выходили замуж наши бабушки и прабабушки? Этим заинтересовалась методист по народному творчеству Клецкого районного центра культуры, руководитель творческой мастерской «Чердачок» Ольга Пилецкая. Эксперт собрала коллекцию из нескольких десятков довоенных фотографий и по одной из них воссоздала с точностью до миллиметра белое платье с трехметровой фатой. В этом ей помогала костюмер Галина Ярош.



Специалисты взялись за подвенечный наряд неслучайно: этот год в системе учреждений культуры Минской области проходит под знаком свадебной обрядности. Чтобы воссоздать платье 1937 года, потребовалось почти шесть месяцев. Начинали с изучения ретроснимков, сохранившихся у жителей Клецкого района. Внимание Ольги сразу привлекло фото супругов Елены и Степана Великевичей из деревни Яновичи, датированное 2 октября 1937 года. Платье Елены она и решила воссоздать:

– Внучка прислала нам два кадра: один – портретный, другой – в полный рост. Наличие двух разноплановых карточек здорово помогло в работе: на первом снимке хорошо просматриваются детали, а второй дает цельное представление об образе. Изысканное платье невеста сшила сама – она была портной. Елена работала долгими зимними вечерами при свете лучины. Когда я брала иголку в руку, то, кажется, переживала ее историю: чувствовала присутствие и даже понимала безмолвные указания.

Костюмер Галина Ярош определила, что наряд был из шелка

Костюмер Галина Ярош определила, что наряд сшит из струящегося легкого шелка. В целях экономии его заменили синтетическим аналогом. За десятью метрами ткани (а именно столько понадобилось на пошив) Ольга специально ездила в Барановичи.

Если при кройке и шитье особых проблем не возникало, то закрепить фату оказалось делом непростым. У модниц того времени этот аксессуар фиксировался каким-то особым способом – у Ольги так не получалось:

Публике эти наряды презентуют во время парада молодоженов на областных «Дожинках»
– Во время одной из краеведческих экспедиций по району я познакомилась с Анной Лобко из деревни Кухчицы. Свадебных снимков у нее не сохранилось, зато она смогла показать, как раньше крепили фату: секрет заключался в двух невидимках. А еще Анна Иосифовна показала, как делали цветочки, которыми расшит наряд. Ткань предварительно вымачивали в желатиновом растворе, а затем самодельным приспособлением наподобие паяльника с шариком на конце делали оттиск.

Бабушки в деревнях – настоящие хранительницы свадебных традиций. Анна Иосифовна вспоминала, что накануне церемонии будущую невесту усаживали на овечий кожух – считалось, что это принесет молодой семье богатство. А вот ответственным за счастье был каравай. К его выпечке допускали только успешных в браке сельчанок. Соли в рецепте не было – чтобы на жизненном пути не встречалось ни капли грусти.

Наряд вышел очень нежным и изысканным. Его красота – в скромности, отмечают Ольга и Галина:

– Раньше считалось неприличным носить декольте, оголять спину, открывать руки – недаром на свадебных снимках Елена Великевич позирует в перчатках.

В ближайшее время работа мастериц будет передана для экспонирования в местный музей, но прежде в этом наряде выйдет в свет одна из жительниц Клецка, которая вместе с мужем станет участницей шествия молодоженов во время областных «Дожинок». Костюм для супруга специально создавать не пришлось: шерстяные брюки и пиджак 1940-х годов нашлись на чердаке у одного из клецких библиотекарей. Галина Дмитриевна поправляет борт пиджака:

– За последние 80 лет технологии далеко шагнули вперед. Если сейчас костюм «пустой», то наш винтажный экземпляр буквально начинен невидимыми вставками из конского волоса, которые помогают ему держать форму. Такую технологию до сих пор применяют в модных домах «Диор», «Прада».

Бутоньерка из аспарагуса – отличительная особенность свадебных костюмов Клетчины

Из нагрудного кармана пиджака выглядывает бутоньерка. Основу маленького букетика составляют веточки аспарагуса – зеленого растения, которое напоминает ель. Ольга обращает внимание, что похожие веточки есть на всех ретроснимках:

– Иногда в качестве украшения использовали хвою. Зачастую из того же растения, что и бутоньерку, изготавливали и украшения для волос.



Ольга получает эстетическое удовольствие, рассматривая довоенные свадебные фотокарточки:

– Образы супругов продуманы до мелочей: все аксессуары гармонично вписываются в образ, на ногах у невест – белые туфли. После войны все, конечно, выглядело по-другому, ни о каких изысках речи не шло: вместо платья – обыкновенная юбка, вместо элегантных лодочек – грубая обувь или даже мужские ботинки, фата – из марли.

Воспитанники Ольги перенесли свадебные образы с фото на бумагу

Чтобы привить подрастающему поколению любовь к истории, Ольга предложила своим воспитанникам – ребятам из творческой мастерской «Чердачок» – тоже приложить руку к реконструкции. Дети перенесли свадебные образы с фото на бумагу, добавив в них цвета:

– Перед моими подопечными стояла задача не просто скопировать снимки, а именно нарисовать картины, уловить настроение тех, кто на них изображен, и передать его по-своему.

КСТАТИ

• Свадьбы в Беларуси не играли во время поста. Самым подходящим временем считался период с конца лета до начала осени, когда был убран урожай.

• Подготовка к торжеству начиналась с выпечки каравая. Это доверяли замужним женщинам. Считалось хорошей приметой, если среди них была беременная.

• Выкупать невесту полагалось с шумом, гамом, шуточными перепалками. Гости устраивали настоящий театрализованный кирмаш, где одни пытались продать подороже, а вторые – купить подешевле. После сделки жених забирал невесту и вел в дом родителей, через порог переносил на руках.

• Обычно свадьба длилась три дня. Торжество считалось оконченным, когда каравай был поделен между гостями, а невеста заменила фату на платок.

odubrovsk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter