Белкалий не выживает, а живет

Прошлогодний скандал, когда «Уралкалий» заявил о прекращении реализации своей продукции через совместного трейдера Белорусскую калийную компанию (БКК), многим дал повод говорить: нашему «Беларуськалию» не выжить. На протяжении нескольких месяцев оставшийся без поддержки российских партнеров производитель хлоркалия находился под пристальным вниманием экономических экспертов, политиков, покупателей, партнеров, конкурентов и, разумеется, журналистов. Публика запаслась попкорном, предвкушая скорый конец акционерного общества. Но зрелища не получилось: и производитель, и обновленный трейдер с достоинством вышли из ситуации. И сегодня все чаще эксперты говорят о том, что кризис даже благоприятно сказался на их деятельности. Мировой рынок хлоркалия оживает после непродолжительной спячки, и белорусский производитель выглядит на нем весьма достойно. Следует напомнить, скандал с «Уралкалием» случился в августе, но уже к октябрю—ноябрю объемы поставок «Беларуськалия» на внешние рынки восстановились. Результаты работы по итогам четвертого квартала 2013 года по объемам пусть ненамного, но превысили уровень предыдущего года. А первый квартал 2014 года оказался для предприятия и вовсе рекордным. В конце марта нынешнего года мы писали о почти 2,5 млн. тонн калийных удобрений, экспортированных за три первых месяца года, упоминали наполеоновские планы БКК на апрель и с надеждой смотрели на май. Началось лето, и теперь с уверенностью можно сказать: деятельность «Беларуськалия» и БКК набрала такие обороты, что впору объявлять не только о восстановлении доли белорусского предприятия на мировом рынке, но и о ее росте. Положительная динамика наблюдается и в ценах, которые до этого существенно упали. Все производители по очереди делают официальные заявления о новых ценовых планках, рост происходит на всех рынках, даже на тех, которые недавно считались проблемными...

Прошлогодний скандал, когда «Уралкалий» заявил о прекращении реализации своей продукции через совместного трейдера Белорусскую калийную компанию (БКК), многим дал повод говорить: нашему «Беларуськалию» не выжить. На протяжении нескольких месяцев оставшийся без поддержки российских партнеров производитель хлоркалия находился под пристальным вниманием экономических экспертов, политиков, покупателей, партнеров, конкурентов и, разумеется, журналистов. Публика запаслась попкорном, предвкушая скорый конец акционерного общества. Но зрелища не получилось: и производитель, и обновленный трейдер с достоинством вышли из ситуации. И сегодня все чаще эксперты говорят о том, что кризис даже благоприятно сказался на их деятельности. Мировой рынок хлоркалия оживает после непродолжительной спячки, и белорусский производитель выглядит на нем весьма достойно.

Жизнь за пределами картеля

Следует напомнить, скандал с «Уралкалием» случился в августе, но уже к октябрю—ноябрю объемы поставок «Беларуськалия» на внешние рынки восстановились. Результаты работы по итогам четвертого квартала 2013 года по объемам пусть ненамного, но превысили уровень предыдущего года. А первый квартал 2014 года оказался для предприятия и вовсе рекордным. В конце марта нынешнего года мы писали о почти 2,5 млн. тонн калийных удобрений, экспортированных за три первых месяца года, упоминали наполеоновские планы БКК на апрель и с надеждой смотрели на май. Началось лето, и теперь с уверенностью можно сказать: деятельность «Беларуськалия» и БКК набрала такие обороты, что впору объявлять не только о восстановлении доли белорусского предприятия на мировом рынке, но и о ее росте. Положительная динамика наблюдается и в ценах, которые до этого существенно упали. Все производители по очереди делают официальные заявления о новых ценовых планках, рост происходит на всех рынках, даже на тех, которые недавно считались проблемными.

На чем основаны рыночные завоевания обновленной БКК? «Прежде всего мы быстрые», — утверждает гендиректор компании-трейдера Елена Кудрявец. Она имеет в виду один из главных козырей белорусского экспортера — мощную и эффективную логистику. Китайцы говорят: «Нужно есть рис из своей миски». На сегодняшний день ОАО «Беларуськалий» обладает солидным парком специализированных вагонов типа «хоппер для перевозки калийных удобрений — почти 3,5 тыс. единиц. При таких ресурсах мы имеем возможность отправлять в порт отгрузки, к примеру в Клайпеду, до восьми составов ежедневно».

Далее руководитель начинает сыпать цифрами: «Каждый состав — это около 60 вагонов, а значит, общая загрузка — 4,5 тыс. тонн. До Клайпеды такой суперпоезд доезжает за 36 часов, а оттуда наш калий разъезжается по всему миру».

Безусловно, близость моря, пусть выход к нему и находится на территории другой страны, играет свою положительную роль. Нельзя отрицать, что железнодорожный маршрут Солигорск—Клайпеда — это уникальный логистический проект, объединяющий «Беларуськалий», БКК, Белорусскую железную дорогу, Литовскую железную дорогу и порт Клайпеда с двумя терминалами «Класко» и «БКТ». Он имеет очень мало аналогов в мире и дает белорусам огромное конкурентное преимущество. «Всего за полтора дня БКК имеет возможность отправить в морской порт такой объем товара, который способен полностью загрузить океанское судно типа «Панамакс» и на год обеспечить калийными удобрениями такие небольшие страны, как Греция или Марокко. Для сравнения: наш российский конкурент тратит на аналогичную задачу не менее недели, а то и две», — рисует картину Елена Кудрявец.

Кстати, не менее эффективно работают и железнодорожные логистические схемы. Их применяют достаточно широко, ведь нет никакого смысла отправлять калий морем в соседние страны. Поезда, доверху загруженные белорусским товаром, регулярно курсируют в Польшу, Литву, Латвию, Украину, Венгрию, Словакию, Румынию...

БКК активно ищет новые рынки, стараясь не ослабить хватку на старых. Впрочем, нельзя не признать, катаклизмы калийного рынка заставили всех без исключения производителей провести переоценку своих возможностей и нацелиться на поиск новых партнеров. Для Беларуси принципиально новыми стали рынки Ирландии, Великобритании, Австралии и... России. Ранее, когда БКК работала на пару с «Уралкалием», выход на соседний рынок был для нас заказан — было как-то неудобно теснить партнера на его «домашней» территории. Но сегодня белорусов уже ничто не сдерживает: ни личные обязательства, ни технические возможности. Правда, на территорию восточной соседки «Беларуськалий» поставляет продукцию напрямую, а не через трейдера.

«Российский рынок очень емкий — это фактически гарантированное потребление в течение года 2 млн. тонн. Причем потребление растет, ведь страна активно развивает свое сельское хозяйство. Сегодня в условиях, когда «Уралкалий» практически остановил отгрузки гранулированного продукта на свой внутренний рынок, у нас просто отбоя нет от покупателей. К нам приезжают отовсюду, было даже предложение из Березников», — прокомментировал Андрей Рыбак, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам и логистике ОАО «Беларуськалий».

От мала до велика

Но вот груз уже добрался до Клайпеды, а мы попадаем на два терминала «Класко» и «БКТ». Последний имеет возможность разгружать 450 вагонов в сутки и загружать суда со скоростью тысячу тонн сыпучих грузов в час. Треть этого терминала принадлежит ОАО «Беларуськалий». Терминал «Класко» тоже активно используется, в частности, для загрузки крупных океанских судов.

Представьте себе махину длиной 300 метров и высотой с девятиэтажный дом. Если трюмы этого колосса полностью загрузить калием, то «пять этажей» уйдут под воду. Имя такому судну — «Панамакс», оно произошло от названия Панамского канала, через шлюзы которого может (хотя и со скрипом) пройти такое судно. Вместимость его — до 100 тыс. тонн, и он в настоящее время является наиболее востребованным типом судна для таких дальних и крупных перевозок, как перевозки калийных удобрений. Разумеется, используются и суда поменьше, такие как «Хэндимакс» (вместимость до 60 тыс. тонн) и «Хэндисайз» (до 40 тыс. тонн). Они особенно актуальны при доставке товара в такие страны, как, к примеру, Индонезия, где было построено много новых терминалов, но при этом недостаточно погрузочно-разгрузочного оборудования, а глубина портов недостаточно велика.

Зато на терминале «БКТ» в Клайпеде недостатка в оборудовании не ощущается. Так, непосредственно в складской комплекс терминала встроена также и линия по загрузке стандартных морских контейнеров с производительностью до 150 загруженных контейнеров в сутки.

В конце 2013 года руководство БКК заявляло о том, что имеет географию продаж, насчитывающую 60 стран мира, а в качестве основной причины такого разнообразия называлось расширение контейнерных поставок. По последним сведениям, полученным в пресс-службе БКК, на сегодняшний день белорусский хлористый калий поставляется уже почти в 80 стран. Расширение рынка на 30 % — это не шутки, и скептики, еще недавно с насмешкой говорившие о том, что БКК торгует «с лотка», сейчас уже не так уверены в себе.

Использование именно контейнерных поставок существенно упрощает выбор порта доставки, позволяет фактически доставить заказчику товар «к подъезду». К тому же в отличие от могучих «Панамаксов» контейнерные линии двигаются четко по расписанию и позволяют распланировать отгрузки на несколько месяцев вперед. Да и сохранность груза в контейнере гораздо лучше. А люди во всем мире любят удобство, комфорт, экономию времени и качество, а самое главное — готовы за это платить. Динамика роста контейнерных поставок говорит сама за себя: в 2013 году максимальный месячный объем контейнерных поставок не превышал 40 тыс. тонн, а уже в январе 2014 года было экспортировано уже почти 70 тыс. тонн хлористого калия в контейнерах. С тех пор контейнерные объемы неуклонно росли, достигнув в мае 100 тыс. тонн.

Белорусы готовы удовлетворять спрос как в процветающей Южной Корее, так и в небольшом и финансово скромном Свазиленде. Клиенты БКК заказывают как товар, фасованный в 25-килограммовые мешки (которые буквально можно закинуть в багажник автомобиля и увезти на свой участок), так и полностью загруженные «Панамаксы». Такой подход — «работаем с клиентом, независимо от объема» — в принципе, можно смело назвать новой и вполне себе эффективной рыночной стратегией.

Фото: Александр РУЖЕЧКА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter