После почти двух месяцев карантина Бельгия начала постепенное возвращение к своей обычной жизни

Бельгия вздохнула, но «потеряла» свое лицо

После почти двух месяцев карантина в связи с пандемией коронавируса Бельгия, по примеру других стран Евросоюза, начала постепенное возвращение к своей обычной нормальной жизни. Хотя обычной ее вряд ли теперь можно будет назвать.

Бельгия в масках выходит из карантина

Трудно сказать, сколько времени потребуется, чтобы бельгийцы вновь стали вести себя, как это было до пятницы 13 марта. В тот день официальный Брюссель решил отправить население королевства в режим confinement, предписывающий не только жесткие меры по самоизоляции, но и ограничение многих демократических свобод. Многие и вовсе считают, что прежней по своей культуре общения и открытости Бельгия вряд ли когда уже будет.

Прощайте, поцелуи приветствия 

Напуганные быстротой распространения нового опасного вируса, о котором беспрерывно вещают сегодня без исключения все международные и местные СМИ, бельгийцы за эти два месяца сильно изменили свои приветственные привычки. Неудивительно, ведь плакаты, рекламные щиты, видеоролики предостерегают жителей. На долгое время «запрещены» рукопожатия. Что до поцелуев «щеками», которыми до недавнего времени обменивались в обязательном порядке даже мужчины между собой, то об этом можно уже надолго забыть. Помню, как меня в первые мои приезды в Бельгию приятно поразил тот факт, что даже маленькие трех- и четырехлетние дети при знакомстве или встрече с друзьями их родителей привычно подставляли свои щечки для приветственного поцелуя. Это воспитывалось у них с детства. 

В ожидании права зайти в магазин

Затем уже в нашем волейбольном клубе одного из пригородов Брюсселя я приучал себя к тому, что приветствие в виде мужских поцелуев — это нормальное действие. К нему все прибегают, начиная с первого дня знакомства будущих партнеров по команде. И если ты, например, по забывчивости ограничился лишь пожатием руки, то на тебя посмотрят, как на заболевшего гриппом или на что-то сильно обиженного. 

Увы, карантин признал эти формы приветствия небезопасными с точки зрения заражения коронавирусом. А два месяца соблюдения карантинных мер уже выработали у бельгийцев устойчивую привычку обходиться без своих национальных традиций. Более того, требования дистанцирования сформировали у местного населения новую форму общения: здороваются идущие вам навстречу люди теперь на расстоянии 4—5 метров. И стараются пройти подальше от вас при встрече, а то и вовсе перейти на другую сторону улицы. А если вам надо остановиться и что-то обсудить между собой, то ближе чем на два метра друг к другу не подходят. Если же кто-то увлекся разговором и, на секунду забыв о дистанции, приблизился чуточку к собеседнику, то тот чисто автоматически делает шаг назад, чтобы безопасное расстояние было соблюдено. Самое удивительное, что мы сами стали себя так же вести по отношению к бельгийцам. Это уже на уровне выработанного рефлекса. 

В этом магазине может одновременно находиться внутри лишь три человека

Начинаешь осознавать, что в тебе постоянно присутствует чувство опасности возможного заражения от собеседника. Словно все вокруг «прокаженные», и осознаешь, что тебя самого окружающие воспринимают так же. И это при том, что официальная бельгийская статистика даже после трех месяцев с момента первого обнаруженного здесь заболевания коронавирусом на сегодня дает менее 56 тысяч инфицированных. В пересчете на 11,5 млн населения Бельгии это составляет менее 5 человек на 1000 жителей, то есть 0,5%. Не говоря уже о том, что опасность умереть при осложнениях от COVID-19 в среднем по миру составляет 6,5% от общего числа заболевших. 

Бельгия «потеряла» лицо

Накануне начала выхода из confinement было видно, что бельгийцы очень устали от карантинных мер и множества ограничений, за нарушение которых местная полиция, наделенная бельгийским парламентом на это время широкими полномочиями, исправно выписывала штрафы по любому поводу. 

Достаточно сказать, что в целом здесь было выписано не менее 100 тысяч штрафов нарушителям карантина на общую сумму более 5,5 млн евро. 

На личном транспорте можно и без маски, но все же...

И с первых же минут послабления карантинного режима население радостно хлынуло на улицы по любому поводу и без него. Правда, пришлось все же следовать некоторым оставшимся и заново появившимся ограничениям. В первую очередь — маски. Их обязательное ношение в общественном транспорте, строго рекомендованное при посещении магазинов и ряда офисов (в некоторых коммунах даже обязательное) сильно преобразило «лицо» Бельгии. Точнее сказать, «стерло» это лицо. 

Появляясь теперь в банке с лицом, прикрытым маской, зачастую в перчатках, да еще и в очках в солнечную погоду, можете испытать на себе, что значит быть похожим на грабителя. А также ощутить на себе соответственное отношение банковских служащих и окружающих клиентов. Впору предупреждать: «Внимание, это не ограбление!»

Наличие маски избавит от штрафа, а как она надета — неважно

Мне довелось, помогая приятелю снять квартиру в Брюсселе, участвовать в осмотре арендуемого помещения, а затем и в подписании контракта аренды. Все это проходило при обязательном требовании властей для подобных процедур по поводу масок и перчаток. Мы так и разошлись, имея на руках подписанный уже сторонами контракт на аренду квартиры, не увидев лица хозяина. Равно как и он не мог рассмотреть лица снимающего жилье арендатора. Мы все были в масках. Ситуация выглядела курьезной, обменялись по телефону фотографиями и копиями удостоверений личности. 

Что дальше?

С этим вопросом бельгийцы просыпаются каждое утро, с нетерпением знакомясь с новостями о коронавирусе. Власти, заранее страхуя себя от очередной непопулярности принимаемых мер, предупредили, что в случае повторения вспышки распространения заболевания они вынуждены будут прибегнуть к повторному карантину. Более того, эпидемиологические службы даже не ставят под сомнение тот факт, что повторная вспышка будет иметь место не позднее начала осени. 

Новое "лицо" Бельгии.

В целом местное население не очень довольно, как руководство страны справляется с ситуацией. Правда, до манифестаций протеста, как в Испании и Германии, или до стычек с полицией, как это было недавно во Франции, дело еще не доходило. Но о своих готовящихся протестных акциях уже заявили профсоюзы транспортников, следом за ними объявил о предстоящих забастовках и обслуживающий персонал домов престарелых.

Весьма показательной на днях была акция демонстрации неуважения к нынешнему премьер-министру страны. Мадам Софи Вильмес, посещая столичный госпиталь Святого Петра, могла лицезреть, как выстроившиеся в два ряда на въезде в это больничное учреждение сотрудники охраны и медперсонал демонстративно поворачивались к ней спиной по мере продвижения ее лимузина ко входу в здание.

Этим жестом протестующие высказывали свое негативное отношение лично к премьер-министру и к политике мадам Вильемс в ее бытность министром бюджета (эквивалент министра финансов), когда под ее эгидой урезалось финансирование системы здравоохранения. Нынешний всплеск смертности от коронавируса в Бельгии, заметно превышающий аналогичные показатели в соседних странах, является, по мнению демонстрантов, прямым следствием недостаточного финансирования медицины. 


Послабления карантинных мер

Первые послабления режима confinement коснулись торговой сети. С 11 мая открылись все непродовольственные магазины. Причем все сразу. Бельгийские власти не стали создавать ажиотажную конкуренцию, разделяя торговые точки по принципу: вы открываетесь сегодня, а вы завтра. Но всем магазинам предписано соблюдать санитарные меры: ограничение числа посетителей, рекомендации в отношении обязательного ношения масок, дистанцирование во время обслуживания клиентов и не более 30 минут нахождения для каждого клиента в торговом зале. 

Естественно, это спровоцировало появление очередей перед торговыми точками и бутиками, когда клиенты в ожидании возможности зайти в магазин выстраиваются на тротуарах перед входом. 

Штраф за отсутствие на лице маски в транспорте — 135 евро. Причем новые правила предписывают штраф еще и за нахождение без масок на остановочных пунктах и в залах ожидания. Количество открытых продуктовых точек и автоматов по продаже продуктов питания на вокзалах сильно сокращено. 

При желании патруль может оштрафовать эту девушку на 135 евро

Со вчерашнего дня открылись школы, но посещение предусмотрено только для выпускных классов, да и то в сокращенном режиме — два дня в неделю. Причем количество детей в классах должно быть сокращено вдвое. Остальные классы начальной и средней школ фактически завершили свою учебу. 

Удаленный доступ при обучении в начальной школе носит добровольный характер. Учителя присылают родителям детей из их классов по интернету задания и тесты, чтобы желающие могли практиковать свои знания. Но проверять их никто не собирается. И аттестацию за год будут проводить по результатам трех четвертей. 

Музеи, парки, аттракционы, зоопарки тоже открылись с 18 мая, но количество посетителей в них ограничено, и билеты приобретаются только в онлайн-режиме. 

Открылись парикмахерские и салоны красоты, но при обязательном ношении масок как для мастеров, так и для посетителей. Так что макияж на лице по-прежнему остается индивидуальным делом каждого в домашних условиях. 

Спортивные соревнования отменены до 31 июля включительно. А массовые спортивные и культурные мероприятия даже до 31 августа. Разрешили тренировки спортивных коллективов, но только на улице в рамках официально зарегистрированных клубов и в присутствии тренера. Спортзалы, бассейны и душевые по-прежнему остаются под запретом.

Про соблюдение дистанции в очереди забываешь быстро

Об открытии баров и ресторанов в Бельгии речь будет идти лишь после 8 июня. 

Брюссель, славящийся своими открытыми рынками на площадях, тоже слегка вздохнул. Разрешено возобновить с 18 мая работу таких рынков, но в упрощенном варианте: не более 50 лотков или торговых точек на один рынок. 

При этом власти постоянно твердят, что при малейшем ухудшении санитарной ситуации меры послабления карантина будут отменены. 

Обращает на себя внимание тот факт, что местные журналисты, очевидно, не без просьбы властей, стали в последнее время подавать статистику заболевших несколько по-иному, чем раньше. Основное внимание теперь обращают не на общее число выявленных зараженных, а на количество попавших в госпитали на лечение, отмечая 10% ежедневного снижения, наблюдаемые за последнюю неделю. 

Что же касается общих данных, то в настоящее время общее число выявленных инфицированных коронавирусом в Бельгии составляет 55 791 человек, ежедневный прирост сегодня — 232 заразившихся. 50 новых пациентов были доставлены за прошедшие сутки в больницы, а 190 покинули медицинские учреждения после выздоровления. Общее число пациентов, находящихся в госпиталях, — 1862, из которых 380 находятся в палатах интенсивной терапии. За истекшие сутки от вируса умерли 29 человек.

Церкви пока остаются закрытыми для прихожан

Бельгийские власти считают, что ситуация с распространением взята под контроль, хотя они и призывают население не расслабляться, продолжая следовать строгим мерам дистанцирования и санитарной безопасности. 

О свободе передвижений 

С приближением поры летних отпусков бельгийцы все чаще задают властям вопрос: как быть с планированием отдыха? И сколько еще будут оставаться в силе строгие меры по запрету пересечения границы? Бельгийские власти, сохраняя хладнокровие, подтверждают: границы по-прежнему закрыты для всех несущественных поездок. 

К этому понятию «несущественные поездки» бельгийцев исправно приучали с самого начала карантинных мер. На всех электропанно над бельгийскими автобанами и городскими магистралями присутствовала фраза «никаких несущественных перемещений». В течение двух месяцев власти всеми способами предупреждали жителей о необходимости воздержаться от поездок и оставаться дома. Теперь несущественные поездки имеют отношение только к пересечению границ. И будет так вплоть до 8 июня.

Я попытался все же узнать, какие есть исключения, и что понимать под аргументом «уважительная причина», отделяющим понятие «существенный» от «несущественного». Из уполномоченного органа МВД Бельгии был получен следующий список уважительных причин:

- выезд за границу в рамках профессиональной деятельности;

- для оказания или получения медицинской помощи;

- для оказания помощи пожилому, несовершеннолетнему, инвалиду или в связи с уходом за лицом, находящимся в группе риска по заболеванию коронавирусом;

- для ухода за животными;

- в рамках совместного воспитания детей;

- для встреч с партнером, который не живет под одной крышей;

- в связи с похоронами;

- для заключения гражданских или религиозных браков. 

В принципе, не так уж и мало. Поэтому говорить о том, что на всех бельгийских границах стоят бетонные блок-посты и проезд запрещен, не приходится. Тем не менее попытка выехать без уважительной причины грозит штрафом, причем с обеих сторон границы. Кроме того, если вы вдруг решитесь поехать во Францию, то помимо уважительной причины для бельгийских представителей правоохранительных органов нужно запастись еще и документом, оправдывающим вашу необходимость перемещения более чем на 100 км от места проживания во Франции.

Черно-белые контрасты сейчас в моде

Конечно, полицейских патрулей на всех не хватает. И что бельгийцы, что французы — многие продолжают нарушать эти правила. Только кому-то повезет не встретиться по дороге с патрулем, а кому-то придется получить неприятный холодный душ в виде выписанного штрафа за нарушение карантина.

Недавно друзья рассказали историю, приключившуюся с их знакомым французом. Он решил в районе города Монц проехать на машине с французской стороны, чтобы заправиться более дешевым бельгийским топливом. В результате бельгийский патруль оштрафовал его на 4000 евро за нарушение карантина, добавив к этому еще и 116 евро штрафа за езду с непристегнутым ремнем. 

Нечто похожее было и с французскими садоводами в начале мая, когда открылись бельгийские приграничные хозяйственные и садовые магазины. Бельгийские полицейские патрули выписали в тот уик-энд несколько десятков штрафов французам, приехавшим закупиться к своим северным соседям, поскольку во Франции тогда еще коммерция была в жестком запрете. Причем штрафовали виновных за нарушение карантина, как правило, не на входе в магазин, а уже на паркинге при загрузке закупленных товаров в машины с французскими номерами. 

Самое печальное в этом то, что досконально ни своих прав, ни своих обязанностей никто не знает. Выучить их все невозможно, тем более что они постоянно меняются или в них вносятся поправки. В итоге каждый все время чувствует себя невольным нарушителем, которого в любой момент могут за что-нибудь да оштрафовать. Европейцы к такому состоянию не привыкли. 

Швеция в пример

На днях ВОЗ впервые за время пандемии обратила внимание на положительный опыт Швеции, единственной из Евросоюза страны, которая отказалась вводить у себя строгие меры карантина. Это вовсе не означает, что северное королевство проигнорировало опасность распространения этого инфекционного заболевания. Просто шведские власти построили свою модель борьбы с COVID-19, основываясь на самодисциплине и самосознании граждан, а не на запретах и штрафах. 

Сравнивая свою модель с общеевропейской, хаотично формировавшейся под воздействием обстоятельств каждой страной по-своему, шведы убеждены, что поступили и продолжают поступать правильно. Они сравнили себя с марафонцами, которым предстоит долгий путь, в отличие от соседей, которые, как спринтеры, пытались пробежать быстро свою опасную короткую дистанцию. А теперь вся Европа вынуждена готовиться к долгому продолжению нелегкого маршрута. 

И сегодня с точки зрения ВОЗ Швеция может служить хорошим примером остальным, как следует строить модель борьбы с вирусом после выхода стран из карантина.

Брюссель

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter