«Белбыт» в быту у граждан

Государственные  организации  все  больше  ориентируются  на  спрос  населения

Государственные  организации  все  больше  ориентируются  на  спрос  населения

Раньше поход в прачечную был чуть ли не семейной традицией в каждом доме. А каким спросом у модниц пользовался пошив одежды в ателье! Сейчас работу по дому облегчают современные стиральные машины, а магазинные прилавки пестрят разнообразными моделями одежды и обуви. Кроме того, рынок бытовых услуг буквально заполонили частные мастерские, парикмахерские, химчистки. Что же переживают сегодня государственные организации бытового обслуживания? О проблемах и перспективах развития отрасли корреспонденту «Р» рассказал первый заместитель генерального директора ГО «Белбыт» Михаил Болотин. 

— Михаил Андреевич, какие услуги пользуются сегодня наибольшим спросом? 

— Удивительно популярен ремонт и техническое обслуживание автотранспорта. Ведь в Беларуси на 100 семей приходится 52 автомобиля. Мы открываем ремонтные мастерские и станции ТО в средних и малых городах при районных комбинатах бытового обслуживания. Совсем скоро первых посетителей примет такая станция в Костюковичах. Аналогичная работа идет в Брестском районе на базе «Брестрайбытсервиса». Оказываются услуги по ремонту автотранспорта при Сморгонском РКБО. Петриковский РКБО автомобили ремонтирует уже давно. В структуре бытовых услуг техническое обслуживание и ремонт автотранспорта занимает около 26 процентов (для сравнения: в 2002 году всего 9,7 процента). 

— Как идет обновление прокатного фонда? Ведь этот вид услуг также относится к категории высокорентабельных. 

— Только в 2006 году 83 районных комбината бытового обслуживания обновили прокатный фонд в основном за счет собственных средств. Кроме того, принято решение о выделении в 2007 году 1 миллиарда рублей из инновационного фонда Министерства торговли страны на эти нужды для села. 

— Что с прачечными? Ведь они тоже были неубыточны. 

— Программой развития бытового обслуживания населения предусмотрено в агрогородках с численностью населения более 1000 человек устанавливать бытовые стиральные машины и бытовые гладильные катки в комплексных приемных пунктах. В агрогородках, где жителей вдвое больше, — установка современного высокопроизводительного промышленного прачечного оборудования. Но кроме доходных услуг оказывается и много таких, где рентабельность невысокая: пошив швейных изделий, химчистка, кладка печей, чистка колодцев. 

— В условиях роста цен на энергоресурсы показатель рентабельности находится на особом контроле. Выживают только те организации, которые работают на перспективу, особенно на селе… 

— К сожалению, в сельской местности большинство видов услуг убыточны. Это подтверждается тем, что индивидуальных предпринимателей в бытовом обслуживании в сельской местности практически нет. И поэтому так важна роль районных комбинатов бытового обслуживания. Государство, конечно, оказывает существенную финансовую поддержку нашим организациям, но с 2010 года она может быть отменена. В связи с этим  принимаем меры по укреплению финансового состояния комбинатов. 

Есть еще вот какая проблема. Районные комбинаты бытового обслуживания получают дотации из бюджета. В Министерстве экономики считают, что государственные организации бытового обслуживания обязаны участвовать в тендерах и выигрывать их. Практика показывает, что в абсолютном большинстве тендер выигрывает частник. Например, районная школа-интернат или больница теперь обязаны объявлять тендер на пошив постельных принадлежностей или спецодежды. Получается парадокс: государство выделяет дотации районным комбинатам, а госзаказ выполняет  предприниматель. 

Несмотря на это, задачи перед отраслью бытового обслуживания населения стоят большие и сложные. Предусмотрен рост объемов бытовых услуг в 2010 году в 1,9 раза по отношению к объемам, оказанным в 2005 году. Мы постараемся их выполнить. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter