БелАЗ: максимальный учет конъюнктуры рынка и интересов покупателей

Некогда небольшой городок Жодино, что под Минском, сегодня широко известен далеко за пределами Беларуси. Здесь более полувека назад был создан Белорусский автомобильный завод — один из крупнейших в мире и единственный на просторах СНГ производитель карьерной техники. Это не просто градообразующее предприятие, его продукция является надежным источником валютных поступлений в бюджет республики.

— Действительно, на сегодняшний день мы занимаем треть мирового рынка и около 96 процентов рынка СНГ, — с гордостью говорит генеральный директор БелАЗа.
Завод выпускает большегрузы, способные вывозить от 30 до 320 тонн, технику для обслуживания карьеров, дорожно-строительного и металлургического производства, специальный подземный транспорт. В текущем году предприятие рассчитывает собрать до полторы тысячи карьерных автобогатырей. За минувшую же пятилетку производство на БелАЗе возросло в 2,2 раза. В ближайшей перспективе оно вырастет как минимум вдвое, считает Павел Мариев, а ежегодная прибыль от реализованной продукции к 2010-му должна достичь 2 триллионов белорусских рублей. Здесь не существует понятия “склад готовой продукции”. Заводчане работают практически под заказ. Предприятие входит в семерку ведущих мировых концернов по производству карьерной техники. Специалисты отмечают, что в ряду мировых аналогов и конкурентов “БелАЗы” отличает высокая маневренность, плавность хода, легкость в управлении и надежность в эксплуатации. Машины практически безотказны и в промерзших карьерах Крайнего Севера, и в раскаленных песках пустыни.
Как же за последние годы изменилась конъюнктура рынка большегрузных карьерных самосвалов и как она повлияла на стратегию развития производства на БелАЗе?
Конъюнктура рынка, считает Павел Мариев, целиком и полностью зависит от состояния уровня добычи полезных ископаемых в мировом разделении труда. При этом он отмечает сложившуюся за последнее десятилетие тенденцию роста промышленного освоения земных недр в ряде регионов — в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке, Австралии. В то же время сокращаются объемы добычи в Центральной и Западной Европе в связи с тем, что здесь иссякают запасы залежей полезных ископаемых. В других регионах добыча остается на стабильном уровне. Исходя из этого белазовцы и строят свою стратегию и производственную политику. Она заключается в том, что завод сокращает серийность производства и расширяет номенклатурный ряд выпускаемой техники.
Как она конкурирует с той же, скажем, известной американской большегрузной карьерной техникой? За счет чего БелАЗу все эти годы удавалось прочно удерживать значительную нишу на мировом рынке?
— Преимущество БелАЗа перед конкурентами состоит сегодня в том, что мы имеем очень гибкое производство, которое максимально приближено к запросам покупателей, — говорит гендиректор предприятия.
Следует, конечно, учесть и то обстоятельство, что белазовская техника всегда была и остается дешевле аналогичной зарубежной. Несомненно, это один из главных конкурентных факторов, определяющих ее место на мировом рынке. Причем о демпинге здесь речь не идет — на Белорусском автомобильном заводе постоянно совершенствуется производственная база, — говорит Павел Мариев. — Она позволяет выпускать менее трудозатратную продукцию. Много внимания уделяется сокращению непроизводительных потерь. В целом цены на многие материалы, энергоносители сегодня у нас ниже, чем на Западе. Совокупность этих обстоятельств позволяет нам производить технику, которая дешевле западной. Сегодня ценовое соотношение составляет один к двум, причем в нашу пользу.
Таким образом, у БелАЗа даже в условиях возможного роста цен на энергоносители и соответственно на все материалы и комплектующие остается достаточно большой запас прочности в цене, а значит, и конкурентоспособности, причем на весьма сложных рынках дальнего зарубежья, на тех, где традиционно господствовали американские производители. Сегодня БелАЗ реально видит перспективы в Латинской Америке, например в Бразилии. Пробная партия будет направлена туда уже в этом году. С 2005 года возобновлены поставки техники на Кубу. Успешно развивает БелАЗ экспорт своей продукции в Китай, который, как сказал в недавнем обращении к парламенту и народу Президент Беларуси Александр Лукашенко, является стратегическим направлением восточного торгово-экономического вектора национальной экономики. Однако условия экспорта туда автомобильной техники очень жесткие. Защищая интересы отечественного автопрома, Китай устанавливает высокий таможенный барьер на любые ввозимые автомобили. А то, что ему крайне необходимо для своего народного хозяйства, закупает на очень взвешенных и выверенных тендерных условиях. Нынче с точки зрения китайских партнеров предпочтительнее среди мировых производителей карьерной техники выглядит БелАЗ.
— Действительно, в этом году в Китае мы выиграли очень важный для себя тендер на поставку самосвалов грузоподъемностью 220 тонн, — говорит Павел Мариев. — До сих пор туда мы поставляли автомобили грузоподъемностью не больше 130 тонн.
Китай, по словам гендиректора БелАЗа, — это важнейший для завода рынок. Предприятие намерено в течение 2006 года принять участие еще в четырех китайских тендерах на поставку самосвалов высокой грузоподъемности, один из них — на поставку машин грузоподъемностью 320 тонн.
С чем связано появление таких супербогатырей и станет ли это направление главной производственной тенденцией предприятия?
— Это связано с тем, — рассказывает Павел Мариев, — что карьеры ежегодно углубляются примерно на 10 метров. И чтобы не увеличивать затраты на добычу полезных ископаемых, приходится создавать технику более крупной единичной мощности. Такая тенденция сохранится и в дальнейшем.
Машину грузоподъемностью 320 тонн мощностью 3600 лошадиных сил завод создал всего за два года. В этот проект было инвестировано 9 млн. долларов. Масса гиганта 250 тонн, высота 8 метров, длина 13, ширина 11 метров. Он успешно прошел все полигонные испытания. Машина куплена и начала работать в одном из российских карьеров. Сегодня это один из самых мощных самосвалов в мире. При его создании белазовцы использовали достижения большой науки. На предприятии создан научно-технический центр горнодобывающего оборудования, карьерной техники, строительных и дорожных машин. Современная собственная конструкторско-исследовательская база, уникальные инженерные и рабочие кадры — золотой фонд завода. В последние годы им осваиваются серьезные инвестиционные проекты, ведется широкая модернизация производства. По словам Павла Мариева, на БелАЗе осуществлена реконструкция головного предприятия. Проект оценивался в 277 млн. долларов. Из них около 120 млн. пошло на поставку оборудования. В связи с проведенной модернизацией БелАЗ имеет возможность регулярно обновлять выпускаемую технику. Это главное преимущество модернизации. Сегодня она ведется на входящем в РУПП “Белорусский автомобильный завод” могилевском филиале. На МоАЗе решаются прежде всего задачи модернизации заготовительного производства. В частности, обновляется, а по сути дела, заново создается технология в сталелитейном цехе.
Вообще же, объединившись с Могилевским автомобильным заводом, БелАЗ, по мнению его гендиректора, значительно расширил свой производственный диапазон. Поскольку МоАЗ и ранее специализировался на выпуске дорожно-строительной техники, то сегодня  это направление не только сохраняется, но и получает усиленное развитие. И связано это с интенсивным созданием и обновлением дорог и в России, и в том же Китае, и во многих других странах. Популярность своего бренда завод намерен сохранить и в дорожно-строительной отрасли. Это новое и весьма перспективное экспортное направление деятельности БелАЗа. В целом экспорт в общем объеме производства, по словам Павла Мариева, сегодня составляет 96 процентов. В 2005 году завод поставил за рубеж продукции на 340 млн. 748 тыс. долларов. Удельный вес ее в производственном выпуске составил 95,2 процента, а по отношению к экспортным поставкам предыдущего периода — 132 процента. По итогам проведенного Белорусской торгово-промышленной палатой с участием отраслевых министерств и концернов, облисполкомов и Минского горисполкома конкурса “Лучший экспортер 2005 года” БелАЗ занял первое место в номинации “Предприятия машиностроения и металлообработки” с вручением переходящего приза и почетного диплома БелТПП.
В широкой экспортной географии РУПП “Белорусский автомобильный завод” самое видное место занимает Российская Федерация. Сюда белазовцы отправляют 67,8 процента своей продукции. Белорусские машины успешно трудятся на предприятиях Кузбасского угольного бассейна, в металлургической и горнодобывающей отраслях Урала, Сибири, Курской магнитной аномалии, Дальнего Востока, Кольского полуострова и других регионов России. Здесь со времен Советского Союза родной и надежной считали и считают марку БелАЗа. С ней во многом связывают и перспективы Союзного государства.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter