Президент открыл новый цех сборки большегрузных самосвалов

БелАЗ держит марку

Перевернута новая страница в истории развития автозавода в Жодино

За годы работы в политической журналистике невольно приучаешь себя сдерживать эмоции. Да, случается быть свидетелем значительных событий. Видеть грандиозные сооружения. Но, даже сильно впечатлившись, в публикации стремишься сохранить спокойную тональность. Сегодня я осознанно нарушаю это правило. Признаюсь, увидев новый, 450–тонный БелАЗ, я испытал действительно восторг. Другого слова не подобрать. Грандиозная машина. Словно на берег вышел океанский сухогруз. На ходу ее лично протестировал Президент. После того как перерезал символическую красную ленточку перед входом в новый цех сборки большегрузных самосвалов. С этого момента перевернута новая страница в истории развития автозавода в Жодино.


Известно, что ситуация в мировой экономике сегодня не особенно благоволит любому бизнесу. Крупный, в котором игроков на планете можно пересчитать по пальцам одной руки, особенно чувствителен к колебаниям конъюнктуры. Следствием глобального кризиса стало значительное падение рынка карьерной техники. Только в первом полугодии этого года ее продажи сократились на 44 процента. Упали все. И «Катерпиллер», и «Камацу», и «Хитачи». По крупнейшим компаниям прокатились волны массовых сокращений работников. Разумеется, БелАЗ сложности тоже стороной не обошли. Но по меньшей мере два ярких момента говорят о том, что наше предприятие не теряет устойчивости и уверенно готовится к стартовому рывку на выходе глобальной экономики из кризиса.


Первое — сохранен квалифицированный четырнадцатитысячный коллектив холдинга. Более того, он прирастает. Новый, оснащенный самым современным оборудованием цех для строительства большегрузов добавил еще почти сотню рабочих мест. То есть БелАЗ не только сохраняет школу высококлассных машиностроителей, но и развивает ее.


Второе — в самих фактах открытия нового производственного участка и создания автомобиля, альтернативы которому у конкурентов нет и в ближайшие несколько лет вряд ли будет. Жодинские конструкторы ухитрились изобрести 450–тонник, сопоставимый по основным эксплуатационным характеристикам с предыдущей 360– тонной моделью. Его колея, радиус поворота позволяют работать в тех же карьерах, что и предшественники, без расширения дорог. Некоторые конкуренты сейчас тоже заняты разработкой сверхмощных самосвалов. Но пошли по пути значительного увеличения их габаритов. Приобретение такой техники потребует дополнительных инвестиций в модернизацию карьерной инфраструктуры. Поэтому потенциальные покупатели сегодня с особым интересом смотрят в сторону Беларуси. Ведь мы уже опережаем на несколько шагов других производителей. Это во–первых. А во–вторых — наши машины смогут поднимать из карьеров на сотню тонн груза больше по уже существующим нынче путям. Преимущество БелАЗов доказывает простая арифметика.


Однако еще важнее то, что новейшая машина и современное производство под нее созданы в годы лихорадки мировой экономики. В то время когда все «ужимались», «сокращались», «оптимизировались», БелАЗ, заглянув на несколько лет вперед, активно инвестировал. В то, чтобы из кризиса выйти не тем же БелАЗом, который в него вынужденно входил, а компанией еще более высокого уровня. Подтверждая свой статус одного из законодателей мод в мировом производстве карьерной техники. И в этом, пожалуй, самое рельефное проявление сути всей государственной политики активной модернизации промышленности.


Кризис — катастрофа для пессимистов. А если мыслить трезво — удобная пауза для совершенствования бизнеса. На которую при подъеме экономики в постоянной гонке катастрофически не хватает времени. Это фора для того, чтобы взглянуть на новые рынки. Что и делает сегодня Беларусь, укрепляя связи с партнерами на всех континентах: от Латинской Америки до Юго–Восточной Азии, Австралии и Океании. Кстати, любопытная деталь. Для австралийского рынка БелАЗ разработал особую линейку мощной техники. Дело в том, что на самосвалах там работает много женщин. У них есть особые требования. Жодинцы пошли навстречу. Это рынок. Он требует мобильности. И наши многотонные машины здесь оказались весьма разворотливыми.


Однако понятно: модернизация — не самоцель. Новый уровень промышленности, более эффективная экономика нужны для главного — улучшения качества жизни людей. Общаясь с Президентом, белазовцы, было, посетовали: не очень удобен новый порядок предоставления больничных. Президент не исключил, что он может быть пересмотрен:


— Мы можем вернуться к тому, что было. Но не надо торопиться. Давайте посмотрим, что получится. Если это будет во вред людям и социальной политике, тогда отменим.


Есть резон подумать и о других механизмах. Александр Лукашенко предложил рассмотреть вариант оказания заболевшему работнику материальной поддержки тем предприятием, на котором он трудится. Там руководству, профсоюзам, коллективу лучше видно, кто реально нуждается в помощи, а кто просто прикрывается больничным в месяц по два раза.


И все же это хоть и важная, но частность. Разговор Президента с заводчанами вышел к логичным обобщениям:


— В трудное время мы не останавливались. Мы живем с реального сектора экономики, а не нефти и газа. И когда кризис закончится, мы будем выглядеть прилично.


Говорили о деньгах, зарплате (которая на БелАЗе, к слову, весьма солидная), ценах, валюте... И опять же все это вопросы сегодняшнего дня. А что еще важнее? Конечно же, будущее страны в ее людях. Президент напомнил, что мы впервые за многие годы подошли к равновесию между смертностью и рождаемостью. Вот–вот станем прирастать населением. Кто поспорит с тем, что это не главный вопрос для страны и всей нашей нации?


Вот поэтому сегодня, рассказал заводчанам Александр Лукашенко, и разрабатывается проект программы «Большая семья». Суть в том, чтобы поддержать все семьи с детьми. Предложения звучат разные. Одно из них — это открытие счета с весомым начислением при рождении уже первого ребенка. А с появлением каждого последующего малыша сумма будет значительно прирастать. Президент объяснил:


— Дети — это главное. Если у нас не будет достаточно населения, тогда нечего говорить о независимости.


Вот для того, чтобы рождались дети, вырастая, чувствовали себя комфортно в своей родной стране, создавали новые семьи, давали жизнь последующим поколениям, и затеяна нынешняя программа модернизации. Это не техническая, не промышленная, не чисто экономическая программа. Это программа жизни. Со взглядом на многие годы и даже десятилетия вперед. Мы будем жить так, как сами сможем заработать. А судьба детей во многом зависит от того, какой мы им подготовим старт.

 

Советская Белоруссия №190 (24327). Среда, 9 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter