В споре рождается истина. В этом уверены участники проекта «Республиканский клуб дебатов», который стартовал в центральном офисе общественного объединения «Белая Русь» в Минске. Свои убедительность и красноречие продемонстрировали 16 студентов из Витебской, Брестской, Могилевской и Гомельской областей.
Игра прошла в формате британских парламентских дебатов. В ее основе имитация настоящих прений политиков. Ребята разделились на восемь команд, каждой из которых по итогам жеребьевки досталась определенная роль: правительства или оппозиции. Первые должны были аргументированно высказаться в пользу определенной идеи, задача вторых — привести контраргументы. Одновременно в игре участвовали по четыре команды. Темы для выступлений жюри выбрало случайным образом из заранее составленного списка. Первая четверка рассуждала о том, почему лучшая форма государственного правления — президентская республика, вторая — о неуставных отношениях в армии.
Студенческие дебаты — явление не новое, делает экскурс в историю заместитель председателя «Белой Руси» Александр Шатько:
— Первый студенческий клуб дебатов появился в Великобритании еще в конце XVIII века. Старейшие из них — Union и Oxford Union — существуют и по сей день. Изначально их участниками были студенты — дети парламентариев, которых с малых лет готовили продолжать дело отцов. Подобные клубы есть и в нашей стране, правда, большой популярности пока не обрели. Мы решили вывести их на новый уровень: привлечь максимальное количество студентов, провести мастер-классы, чтобы уже в следующем году пригласить к участию студентов из стран — участниц Таможенного союза.
Среди тех, кто сидел за столом переговоров, были как новички в деле политических споров, так и те, у кого за плечами уже несколько игр. Преподаватель юридического факультета Витебского государственного университета имени П.М. Машерова приехала на конкурс с ребятами, с которыми занимается не первый год:
— Клуб постоянно пополняется новыми студентами, которые хотят научиться отстаивать свою точку зрения и вместе с тем слушать других, развивать в себе толерантность, ведь порой игрок вынужден защищать ту позицию, которую на самом деле не разделяет. Как итог — наши ребята хорошо анализируют информацию, с которой сталкиваются, не принимают на веру бездоказательных тезисов, прекрасно держатся на публике. Но самая главная ценность дебатов в том, что участники учатся видеть источники общественных проблем и анализировать пути их решения.
Наиболее убедительными по итогам дебатов стали студенты Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина. Они увезли домой победу и пообещали провести такую же игру в альма-матер.