Белая Русь и «нефтегазовый феодализм»

14 января, после участия в голосовании на выборах в местные Советы депутатов на избирательном участке №1, отвечая на вопросы представителей средств массовой информации, Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко выразил надежду на то, что «кризисный период в наших отношениях миновал. Он был коротким, но очень интенсивным и, надо сказать, очень опасным. И на сегодняшний день я пока не вижу никаких проблем по тем вопросам, по которым были серьезные недоразумения. Я имею в виду, прежде всего, по поставкам в Беларусь и Европу природного газа, а также по поставкам в Беларусь и транзиту через республику нефти в Европу». Комментируя события последних дней, зададимся вопросом: а что мог бы получить Кремль, даже если бы сумел «выжать» у белорусов то, что нефтегазовая олигархия якобы недополучает из-за «потерь от поставок нефти и газа» в нашу республику. Подсчитать несложно. По оценкам российских же авторов, в «криминально-чиновничьей системе «нефтегазового феодализма» часть средств, скорее всего, окажется разворованной бюрократическими кланами, часть отдана Западу за старые (уже «приватизированные») кредиты ельцинских времен. И даже если каким-то чудом разворованные и отданные на Запад средства составят сумму относительно небольшую, все равно, по словам депутата Госдумы С.Глазьева, согласно денежной политике, проводимой Центробанком и Министерством финансов России, «та часть прибыли, которая будет изъята за счет экспортных пошлин и дополнительных налоговых поступлений, не будет израсходована российским бюджетом». Вместо этого она будет направлена в российский Стабилизационный фонд, находящийся в США, и «через него перемещена на кредитование дефицитов бюджета Соединенных Штатов и других стран НАТО… Поэтому российские бюджетополучатели в этих дополнительных деньгах не нуждаются. Мы ничего, кроме символических процентов, от этих денег не получим»...

14 января, после участия в голосовании на выборах в местные Советы депутатов на избирательном участке №1, отвечая на вопросы представителей средств массовой информации, Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко выразил надежду на то, что «кризисный период в наших отношениях миновал. Он был коротким, но очень интенсивным и, надо сказать, очень опасным. И на сегодняшний день я пока не вижу никаких проблем по тем вопросам, по которым были серьезные недоразумения. Я имею в виду, прежде всего, по поставкам в Беларусь и Европу природного газа, а также по поставкам в Беларусь и транзиту через республику нефти в Европу». Комментируя события последних дней, зададимся вопросом: а что мог бы получить Кремль, даже если бы сумел «выжать» у белорусов то, что нефтегазовая олигархия якобы недополучает из-за «потерь от поставок нефти и газа» в нашу республику?

Подсчитать несложно. По оценкам российских же авторов, в «криминально-чиновничьей системе «нефтегазового феодализма» часть средств, скорее всего, окажется разворованной бюрократическими кланами, часть отдана Западу за старые (уже «приватизированные») кредиты ельцинских времен. И даже если каким-то чудом разворованные и отданные на Запад средства составят сумму относительно небольшую, все равно, по словам депутата Госдумы С.Глазьева, согласно денежной политике, проводимой Центробанком и Министерством финансов России, «та часть прибыли, которая будет изъята за счет экспортных пошлин и дополнительных налоговых поступлений, не будет израсходована российским бюджетом». Вместо этого она будет направлена в российский Стабилизационный фонд, находящийся в США, и «через него перемещена на кредитование дефицитов бюджета Соединенных Штатов и других стран НАТО… Поэтому российские бюджетополучатели в этих дополнительных деньгах не нуждаются. Мы ничего, кроме символических процентов, от этих денег не получим». 

Нефтегазовые компрадоры де-факто пытаются толкнуть Минск в сторону Запада, отказываясь использовать «белорусский коридор» для прокачки нефти и газа в Европу и попадая в еще большую зависимость от пронатовского режима в Киеве, контролирующего второй «нефтегазовый коридор». Это несмотря на то, что, по словам Президента Александра Лукашенко, «даже сегодня, после нефтяного конфликта, транзит по Беларуси одной тонны нефти в два-три раза обходится дешевле, чем с соседними государствами – Украиной, Польшей, не говоря о западных государствах». 

Кроме того, белорусский маршрут намного короче украинского, что позволяет экономить значительные средства не только на стадии строительства трубопроводов. Например, новый магистральный трубопровод Ямал – Западная Европа, проходящий через нашу республику, почти на 500 километров короче украинской трассы. Реальная пропускная способность газотранспортных коммуникаций, задействованных на территории Беларуси, по оценкам  российских экономистов, на 75% превышает возможности и пресловутого балтийского трубопровода, к тому же существующего больше в проектной плоскости. 

Нефтегазовая олигархия не только ставит под сомнение договоренности, касающиеся Таможенного союза, но и фактически торпедирует создание Союзного государства с Беларусью во всех возможных вариантах: как в форме создания наднациональных органов союзной власти, так и в виде воссоединения в рамках единого федеративного государства. Именно поэтому, отвечая на вопрос российских журналистов о перспективах союзной интеграции, белорусский Президент заявил следующее: «Вы хотите иметь одно государство, одну систему управления и власти, экономику, как в одном государстве? Пожалуйста, если вы готовы к этому, давайте сделаем буквально в течение этого года. В России как раз по времени: там будет избираться парламент и президент. Давайте будем избирать открыто, честно и по понятным принципам и президента, и парламент. Вы к этому готовы? Вы к этому не готовы! И я такой ответ не единожды получал от вашего руководства». 

К сожалению, любая экономическая интеграция (в том числе и в валютной области) теряет смысл, если страна делает ставку на добычу и экспорт природных ресурсов: в подобном случае все прочие отрасли экономики, включая самые высокотехнологичные, становятся просто «лишними» и «экономически нецелесообразными». Природная рента  от выкачиваемых из российских недр богатств идет в карманы нефтегазовых олигархов и их окружения, в отличие от Беларуси, где прибыль от работы сохраненных и работающих предприятий идет на социальные нужды и развитие реального сектора экономики и всего общества в целом. Зачем производить и создавать что-либо из сырья и  использовать его для улучшения жизни народа, если гораздо проще и быстрее можно продать это самое сырье на Запад? 

Во многом именно поэтому никакой жизнеспособной концепции, идеологии, программ объединения братских народов нефтегазовая олигархия России не только не предложила, но и делает все, чтобы как можно дальше оттолкнуть их от себя. Весь ее «патриотизм» и «стремление к единению» выражаются лишь в том, чтобы со скорбным видом, в расчете на самые примитивные инстинкты обывателя, вещать о том, во сколько миллиардов обходится «дружба» с Беларусью. Словно эти деньги изымаются у русских детей и пенсионеров, а не с западных и оффшорных счетов, где оседает большая часть «экспроприированного» у русского народа. 

Кстати, по данным российских Интернет-порталов, продажа газа по старым тарифам приносила «Газпрому» около 20% чистой прибыли, что весьма неплохо для бизнеса. В России 76 регионов имеют прямые связи с Беларусью. Благодаря сотрудничеству в России имеют работу порядка 3 миллионов россиян. Те, кто считает, что для Кремля вопрос о цене газа и нефти для Беларуси имеет чисто коммерческий подтекст, наверное, правы в одном: здесь нажива берет верх над государственными интересами. И народ прекрасно это понимает. Белорусский лидер недаром выразил благодарность российскому народу за поддержку Беларуси в энергетическом споре и подчеркнул, что в данном случае имел место «конфликт олигархов с руководством Беларуси, нашим правительством и министрами… А народы никакого отношения к этому не имеют». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter