В последнее время Юлия Нестеренко старалась избегать внимания...

«Белая молния»: 10 лет спустя

В последнее время Юлия Нестеренко старалась избегать внимания. Отчасти потому, что триумфальный финиш на олимпийской стометровке в Афинах свалился на нее тяжелым крестом эмоций и переживаний. Отчасти потому, что спортивные поводы для радости в жизни чемпионки с тех пор можно было пересчитать по пальцам руки. Неудивительно, что вопросов за 10 лет, которые прошли с того памятного августовского вечера, к «Белой молнии» накопилось немало.


О победе


— Забег на Олимпиаде в Афинах я вспоминаю лишь тогда, когда мне о нем напоминают. Напоминают, правда, довольно часто, иногда даже видеозаписи показывают. И у меня в такие моменты до сих пор мурашки по коже и слезы наворачиваются. После той Олимпиады в моей жизни многое изменилось, и для меня было очень тяжело быть публичным, медийным человеком. Но когда я сейчас посещаю какие–то встречи с детьми, провожу с ними разминку, соревнования и вижу, с каким неподдельным восторгом они на меня смотрят, я и сама испытываю невероятное удовольствие от того, что по–прежнему полезна и нужна. В любом случае я ни о чем не жалею. За последние 10 лет в мой жизни были и победы, и неудачи, и стрессы. Я рассматриваю все это как жизненный и спортивный опыт.


Об упущенных возможностях


— Я часто думаю о том, почему за эти 10 лет мне так и не удалось повторить свой афинский успех. И прихожу к выводу, что я сделала много ошибок. В том числе спортивных. Я очень хотела бегать. Очень хотела доказать, что этот взлет неслучаен. При этом каждую новую неудачу я воспринимала очень тяжело и в этой погоне попросту загнала себя. Был у меня и конфликт с тренером Виктором Ярошевичем. Для меня это очень деликатная тема, и я очень хочу, чтобы меня правильно поняли... У нас с Виктором Григорьевичем произошло примирение, и сегодня я хочу еще раз повторить, что в Афинах случилась наша общая победа. Мы сделали ее вместе. Решение, которое я приняла тогда, было душевным порывом. Я никогда не умела просчитывать на несколько шагов вперед и выбирать какие–то хитрые ходы. Всегда принимала решения от сердца, и в том моем поступке точно не было ни корысти, ни выгоды. У меня были причины и были обиды. Много лет я носила это в себе и переживала, что причинила боль этому человеку и его семье. Сейчас у нас больше нет обид и я нашла в себе силы попросить прощения за то, что сделала ему больно. Мы оба очень долго ждали этого момента.


О смене


— Я не очень люблю такие темы. Тем более что в последнее время никак не контактирую и не сотрудничаю с Белорусской федерацией легкой атлетики. Но я продолжаю общаться в кругу спортсменов и тренеров, и мне очень обидно и очень больно за нашу легкую атлетику. Было бы большой ошибкой считать, что если у нас есть две золотые медали на чемпионате Европы в Цюрихе, то, значит, у нас нет больше проблем. Все как раз наоборот. Десять лет назад в спринте у нас, например, выступала целая плеяда сильных спортсменок. Лена Невмержицкая, Наталья Сафронникова... И после Афин, думаю, многие надеялись, что им на смену придут новые девчонки, вдохновленные нашими успехами. Но так не случилось. Есть, конечно, Алина Талай, которая могла бы попробовать себя и в гладком спринте. Например, в эстафете. Но она — скорее исключение. Феномен с уникальной работоспособностью и сильным характером. Почему нет никого, кроме нее? Здесь многое зависит от руководства федерации. У нас никто ни за кого не держится, с легкостью отпускают или даже выбрасывают спортсменов или тренеров. В результате получается, что у нас вроде бы есть талантливые девочки, но единой команды, комфортной атмосферы в ней по–прежнему нет. Не соблюдается и спортивный принцип отбора. Но, главное, нет человека, который мог бы сплотить всех, прекратить все эти коалиции, создать настоящую команду и заставить работать вместе. Возможно, им мог бы стать Иван Тихон, и ему, насколько я знаю, даже предлагали. Но Ваня отказался.


О планах


— Несмотря на то что меня уже давно не было видно на топ–турнирах, я продолжаю тренироваться и выступать за команду Пограничного комитета. Эта организация поддержала меня в сложный период жизни, и я очень благодарна за это. Год я не выступала — проходила курс лечения.


Этим во многом объясняется мой результат на чемпионате Беларуси. 12 секунд — это, конечно, ни в какие ворота. Так дети бегают. Но ни о тренерстве, ни о тем более руководящей должности в федерации я пока даже не думаю. Выйдя на старт чемпионата Беларуси, я почувствовала, что по–прежнему имею преимущество над соперницами. Пока не хватает сил на вторую половину дистанции, но это исправляется. Конечно, на уровень 10,92 я вернуться не смогу, но мне вполне по силам квалифицироваться на Олимпиаду в Рио–де–Жанейро. Сейчас это — моя цель.


О «легкоатлетической» реконструкции стадиона «Динамо»


— Как спортсменка я, конечно, хочу, чтобы у нас в стране был стадион, на котором можно принимать соревнования самого высокого уровня. Но при этом нужно понимать, что мало построить стадион — нужно еще проводить эти соревнования, делать их интересными и популярными. С другой стороны, если с организационной стороной вопросов не будет, то и стадион, и такие старты будут востребованы. У нас в Бресте, например, есть стадион международного уровня и туда постоянно приезжают тренироваться и соревноваться спортсмены из различных стран.


О натурализации спортсменов


— На недавнем чемпионате Европы большую часть дистанций выиграли натурализованные африканки. Это факт. Но с этим сложно что–либо поделать. В спорте, как и в жизни, очень многое решают деньги. Спортсмены из Африки, как и все другие, хотят заработать и жить в лучших условиях. Федерации приглашающих их стран хотят поднять свой рейтинг, получить медали и сделать это наиболее простым и эффективным способом. И пока будет так, этот процесс будет очень сложно как–то ограничить. Постепенно темнокожие спортсмены будут вытеснять европейцев с дорожек. Кстати, у меня сразу после победы в Афинах также было предложение из Америки. Но я его даже не рассматривала серьезно. А сейчас уже никуда не зовут ни тренироваться, ни тренировать. Разве что брестская женская футбольная команда звала в качестве консультанта, но пока я сама тренируюсь и времени для такой работы у меня нет.


komashko@sb.by


Советская Белоруссия №160 (24541). Суббота, 23 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter