Белая книга зафиксирует для потомков преступления Польши и Литвы XXI века против человечности

Белая книга о черных делах

Преступления Польши и Литвы против беженцев, журналистов и человечности в целом фиксируются для потомков

Защита национального гуманитарного пространства и сохранение исторической памяти — большая, многогранная и кропотливая работа, объединяющая белорусское государство, конструктивную общественность и ее экспертное и журналистское сообщества. И касается она порой не только событий прошлых лет, десятилетий и веков, но и тех, которые происходят буквально в наши дни. Таким событием можно смело назвать и гуманитарную трагедию, разворачивающуюся по сей день на западных и северо-западных рубежах Беларуси, ставших местом столкновения интересов политических элит Запада и потерявших, в том числе и по воле этих элит, свою страну и благополучие беженцев с Ближнего Востока.

На этой неделе началось широкое общественное расследование преступлений против беженцев, совершенных на польской и литовской границах. Его инициировали Республиканское государственно-общественное объединение «Белорусское общество «Знание», издательский дом «Беларусь сегодня» и Белорусский союз журналистов.

Акт государственного терроризма

Как напомнил в ходе презентации этой инициативы председатель правления Белорусского общества «Знание» кандидат исторических наук, доцент Вадим Гигин, заявления о необходимости международного уголовного расследования событий на границе звучали уже не раз, но государственные и межгосударственные процедуры — достаточно длительный процесс, поэтому и возникла идея зафиксировать происходящее:
— Преступление, которому не дана оценка, преступление незафиксированное и неосознанное, к сожалению, имеет тенденцию к повторению. И на примере польской стороны мы хорошо это видим. 
Нужно разобраться в причинах, которые привели к совершению этих преступлений. Как минимум без гнева и пристрастия собрать свидетельства и факты того, что происходит.

По словам Вадима Гигина, это важно еще и потому, что идет колоссальный поток лжи и дезинформации — если мировых примеров гуманитарных кризисов было немало, то на белорусских границах подобное происходит впервые:

— Мы видели массовую экзекуцию в отношении беженцев. Это был акт государственного террора. Есть видео­подтверждение: польские пограничники через забор убеждали беженцев прийти на пункт перехода. Они собрали их там осознанно. Предварительно были подобраны водометы. И людей с применением спецсредств и водометов демонстративно подвергли вот этой экзекуции.
Это была реакция, политически мы можем предполагать, на звонок Меркель и Лукашенко. Это была реакция на попытку урегулирования данного кризиса. И это был акт устрашения в отношении беженцев с тем, чтобы они покинули эту границу, перестали создавать проблемы польским пограничникам.

В объективе — объективность

События на границе которую неделю подряд демонстрируют и неадекватное отношение польских властей к журналистам — как собственным, так и зарубежным. Председатель Белорусского союза журналистов Андрей Кривошеев сообщил, что в БСЖ внимательно отсмотрены все кадры, сделанные белорусскими и зарубежными журналистами на границе:

— И мы видели, что водометы с неизвестной химической жидкостью использовались прицельно против наших коллег, чтобы причинить вред их здоровью, повредить технику и не допустить фиксации журналистами тех преступлений, которые совершались в этот день на границе. Все эти факты должны войти в Белую книгу преступлений против человечности.

При этом белорусская власть ведет себя в отношении журналистов максимально корректно. Однако по другую сторону границы ситуация диаметрально противоположная, отметил Андрей Кривошеев:

— Мы видели абсолютно лицемерное и хамское заявление министерства иностранных дел Польши, которое предложило всем польским, международным журналистам, которые хотят освещать события на границе с польской стороны, проследовать на белорусскую сторону и заниматься своей профессиональной деятельностью с территории Беларуси. 
С одной стороны, это действительно хамство и нарушение международных конвенций, соглашений, решений Европейского суда по правам человека, Суда Европейского союза в Люксембурге, а с другой — подтверждение того факта, что в Беларуси созданы гораздо более демократичные условия для работы прессы.

От первого лица: взгляд с границы

На видеосвязь с участниками презентации прямо с польской границы в районе пункта пропуска «Брузги» вышла наш специальный корреспондент Людмила Гладкая, много дней работавшая непосредственно на месте событий. Ее слова пресс-центр Дома прессы слушал в гнетущей тишине:


— Фашизм — другого слова у меня для польского режима нет. То, что устроили на польской границе эти недополитики и исполняющие их преступные приказы силовики, эта травля, издевательства над беженцами, мирными людьми — это нарушение международных норм гуманитарного права. Это преступление. 
С одной стороны, Польша лицемерно лжет о высоком и требует от других стран соблюдения прав и свобод граждан. А по факту, с другой стороны, эти выродки травят людей, ­ДЕТЕЙ! газом, химическими веществами, используют водометы, рядом с ними, да и у нас, журналистов, под ногами разрываются светошумовые гранаты. 
По журналистам (мое личное мнение, которое, думаю, поддержат и работавшие рядом коллеги) польские водометы тоже работали прицельно. Наши жилетки с надписью «Пресса» стали для них мишенью.

По мнению Людмилы Гладкой, сейчас уже можно уверенно говорить: то, что устроили поляки на погранпереходе, — прямая провокация, попытка спровоцировать приграничный конфликт:

— Уже известно, что беженцев под колючую проволоку ЕС привели с помощью иностранных группировок. Я и сама сняла на видео, как недалеко от польской границы англоязычная группа координаторов встречала приехавших на такси беженцев, отвела их в лес… А как вам такой факт античеловеческого обращения с беженцами со стороны польских силовиков, которому я тоже стала свидетелем. Человек 60, в том числе детей, женщин, инвалидов, Польша вытолкала и заперла между двумя колючими заборами на своей же территории. Людей в этой «клетке» продержала почти сутки — без еды, воды, теплых вещей. Когда же об этом узнали журналисты и общественность, поляки, как только стемнело, вывели беженцев. Утром я нашла их… в стихийном лагере на белорусской стороне. Несчастные рассказали, что поляки разрезали проволоку, отвезли их на другой участок границы и вытолкали на территорию Беларуси в трех километрах от лагеря.

Что же до самого лагеря, даже привычная ко многому спецкор «СБ» едва сдерживала эмоции:

— Всюду кашель, детский плач, истеричные крики. Медики постоянно увозили то детей, то взрослых. Было понятно, что ситуация накаляется и рано или поздно у беженцев сдадут нервы, и они грудью лягут на польскую колючую проволоку. Ради своих семей, ради своих детей. Я редко видела слезы мужчин. Там, у польской границы, они были. Был крик души: «Наши дети болеют, они умирают! Евросоюз прислал в нашу страну тысячи солдат, разрушил ее, а теперь нас не пускают! Евросоюз нам врет! Убейте нас! Убейте! Заберите детей! Детей спасите!»

А потом против этих несчастных — газ, водометы, разъедающие кожу и слизистую глаз, вызывающие удушье химические вещества, светошумовые гранаты… 

osipov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter