Белая береза под моим окном

В народной культуре славян береза являлась одним из наиболее почитаемых деревьев. Во многих поверьях, обрядах и фольклорных текстах береза символизировала женское начало и противопоставлялась дубу (реже другим деревьям) как сугубо мужскому символу.

Береза считалась деревом, приносящим счастье и оберегающим от зла. В русских свадебных обрядах дуб и береза обозначали жениха и невесту. Чтобы иметь в браке много мальчиков и одну девочку, украинская невеста при выходе из церкви приговаривала, глядя на лес: “Все в чаще дубы, и лишь одна береза”. Ветка березы, сросшейся с дубом, использовалась в белорусском Полесье в качестве средства любовной магии: с ней девушка незаметно обходила вокруг парня или поила его отваром коры этой березы.
Во многих местах славянского мира березы специально сажали рядом с домом для благополучия семьи, по случаю рождения ребенка, для защиты от молнии, отпугивания зла и т.д. Установленная в переднем углу при строительстве дома ветка березы была символом здоровья хозяина и его семьи. Березовые ветки втыкали в поле, чтобы был богатый урожай хлеба и льна, а березовое полено закапывали под порогом новой конюшни, чтобы велись кони.
Наиболее широкое использование березы в качестве обрядовой зелени характерно для цикла весенне-летних праздников и прежде всего Троицы. Ритуальные действия этого периода включали выбор растущей березы, украшение или “завивание” ее, символическую трапезу возле березы, вождение хороводов, гадание под березой.
Наиболее устойчивой чертой этих древних обрядов было участие в них девушек и женщин, которые в троицкий период считали березу своей покровительницей: они спрашивали у нее о своей судьбе, умывались ее соком для красоты и здоровья. Березовыми ветками украшали на праздник Троицы дворы, дома и их внутреннее убранство, окна, ворота, хозяйственные постройки, скот.
В Чехии к Троице привозили из леса столько берез, сколько в селе было девушек, украшали березовыми ветками каплицы, фигуры святых, придорожные кресты.
Обычай разносить по домам березовые прутья, приуроченный к зимнему, преимущественно рождественскому периоду, был широко распространен в западносла-вянской и карпатской зонах. Пастухи раздавали хозяйкам специально заготовленные ветки, которые хранились на протяжении всего года для защиты от чар и злых сил. Ими погоняли скот при первом выгоне на пастбище, дотрагивались до больных или до плачущего по ночам ребенка, били по углам дома, чтобы не заводились мыши.
Охранительная функция березы и ее веток, сохраненных после их использования в ритуалах весенне-летнего цикла, обнаруживается в большом количестве сла-вянских поверий. Считалось, что заткнутые под крышу дома или оставленные на чердаке ветки березы предохраняют от молнии, грома, града. Такого рода действия могли иметь и другие мотивировки, например, охрану культурных растений от вредителей — грызунов и насекомых. Особенно широкое распространение имело поверье о свойстве веток березы, венков из нее предохранять капусту от гусениц. Для сохранения урожая от червей, лягушек, мышей, насекомых, птиц березовые ветки укрепляли в поле, оставляли в огороде, подкладывали в амбары, погреба и т.д. Чтобы избавиться от вшей, словаки рекомендовали походить босиком по листьям березы или положить их в обувь.
В лечебно-магической практике широкое применение имели ветки, листья, почки, кора, сок и наросты на стволах березы. Особенно целебными считались ветки, ранее использованные в календарных обрядах или освященные в церкви. Ими били больного с целью изгнания болезни, на них укладывали страдающих ревматическими болями, поили отварами из листьев при лечении ангины, чахотки, малярии и других болезней. Целебным считался и березовый сок — его пили для здоровья, от бесплодия.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter