Санкциям вопреки: Минский тракторный завод работает с плюсом. Прогноз по году — оптимистичный

BELARUS – звучит гордо

Белорусский промышленный флагман — Минский тракторный завод — по итогам первого квартала сработал с положительной динамикой. Вырос объем производства, экспорт также прирастает, а запасы готовой продукции уменьшаются. Более того, по итогам года в планах сработать с плюсом почти по всем показателям, как в производственной, так и финансовой сфере. Среди первоочередных задач — техперевооружение, создание новых высокопроизводительных рабочих мест, поиск инвестиций и технологических решений. В чем залог успеха — накануне дня рождения предприятия спросили у генерального директора МТЗ Виталия Вовка. 

Достойный результат

— Виталий Михайлович, предлагаю начать нашу беседу с традиционного вопроса. Как сейчас работает предприятие? 

— Работаем, как это принято говорить, в штатном режиме. И даже более напряженно в плане выпуска продукции, чем два-три года назад. В 2021-м предприятия «МТЗ-ХОЛДИНГ» собрали 38,6 тысячи тракторов с темпом роста 118,4 процента. Для сравнения: в недалеком 2015 году объем производства не достиг даже 29 тысяч единиц техники. По итогам I квартала 2022-го темп роста составил 127,9 процента по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Причем коэффициент остатков готовой продукции на складе равен 0,5. 

— То есть работаете не на склад? 

— На самом деле нормальным для холдинга коэффициентом остатков готовой продукции является 1,0—1,5. Ведь должен быть ассортимент, чтобы удовлетворить запрос покупателя. Минимальные складские запасы — это показатель востребованности продукции. 

В прошлом году «МТЗ-ХОЛДИНГ» реализовал продукции на 716 миллионов долларов, в том числе 36,8 тысячи единиц тракторной техники. Львиная доля — более 90 процентов — продана за рубеж. Темп роста экспорта составил 123,8 процента к 2020 году. Это позволило нашей стране войти в топ-15 стран — экспортеров тракторов в мире: Беларусь на 11-м месте. Несмотря на определенные сложности, связанные с геополитической и макроэкономической ситуацией, в этом году планируем выполнить план и обеспечить темп роста экспорта на 109 процентов к уровню 2021-го. 

В 2021 году предприятия «МТЗ-ХОЛДИНГ» собрали 38,6 тысячи тракторов с темпом роста 118,4 процента.

Наша главная цель на краткосрочную перспективу — экспорт продукции на 1 миллиард долларов. Чтобы ее достичь, будем открывать для продаж новые страны, расширять присутствие на традиционных рынках, увеличивать ассортимент продукции, совместно с партнерами развивать товаропроводящую сеть, создавать сборочные производства в странах, куда ввозить тракторокомплекты выгоднее, чем готовое изделие, развивать рекламно-выставочную деятельность.

Минский тракторный завод по итогам первого квартала сработал с положительной динамикой.

Новая реальность 

— Насколько сильно санкционное давление оказало влияние на предприятие?

— Отвечу так: мы готовы сделать все от нас зависящее, чтобы его минимизировать. Конечно, усложнилась и подорожала логистика, отмечаем случаи задержки платежей за поставленную технику, есть вопросы, связанные с модернизацией производства. Но таков путь. И мы идем вперед.

Российский рынок был и остается для МТЗ основным.

Между тем экспорт нашей продукции в I квартале 2022 года с учетом ОАО «Промагролизинг» составил 182 миллиона долларов, темп роста к аналогичному прошлогоднему периоду — 102,5 процента. По оценкам наших специалистов, спрос на тракторы BELARUS не только не уменьшился, но и вырос. Сейчас мы оперативно корректируем цепочки поставок материалов и комплектующих для производства тракторов и машин в необходимых рынку объемах и номенклатуре.

Кирилл Иванюта, слесарь цеха сборки тракторов.

Что касается продаж, то перенаправляем поставки техники на рынки стран, не имеющих проблем с логистикой и расчетами. В первую очередь это Российская Федерация, Казахстан, Узбекистан. Продолжаем сотрудничество с Азербайджаном: во время недавнего визита Премьер-министра Беларуси Романа Головченко подписали контракт с Гянджинским автомобильным заводом на поставку 950 тракторов BELARUS в несобранном виде на сумму 15,5 миллиона долларов.

При этом продолжаем оптимизировать логистические схемы для наращивания поставок на традиционные рынки Африки, а также занимаемся поиском новых возможностей на Африканском континенте.


Также рассматриваем варианты возобновления в 2022-м работы совместного сборочного производства техники BELARUS в Венесуэле для увеличения объемов экспорта продукции на рынки стран Латинской Америки. В целом портфель заказов на текущий год у нас сформирован. 

— Какой стратегии придерживается предприятие исходя из реалий геоэкономической ситуации?

— Долгосрочные цели и задачи, а также инструменты их достижения зафиксированы в стратегии развития холдинга до 2030-го. При этом ежегодно наши топ-менеджеры актуализируют мероприятия для оперативного реагирования на изменения условий. Как раз сейчас мы корректируем стратегию с учетом геополитической и макроэкономической ситуации, предусматриваем три сценария: базовый, оптимистичный и негативный. Наша задача — обеспечить комплексный подход к управлению рисками в стрессовой ситуации за счет увеличения гибкости предприятий холдинга и внедрения стратегических инициатив по всем направлениям деятельности. Мы ищем инновационные технологические решения, модернизируем производство, создаем новые высокопроизводительные рабочие места, выходим на новые рынки.

МТЗ продолжает оптимизировать логистические схемы для наращивания поставок на рынки Африки.

Стратегический поворот 

— Вы уже упомянули, что перенаправляете поставки техники на рынки стран, не имеющих проблем с логистикой и расчетами. Какая работа ведется по развитию взаимодействия со странами Азии?

— Мы подписали контракты на поставку в текущем году тракторов в Пакистан, Афганистан, Вьетнам, Камбоджу. Для бесперебойных поставок техники проработаны новые логистические маршруты, для оптимизации стоимости доставки проводятся переговоры с транспортными компаниями. Также с компаниями-партнерами в Пакистане, Индии и Вьетнаме договариваемся о локализации наиболее популярных в регионе моделей тракторов. 

В 2022-м на вьетнамский и камбоджийский рынки запланировано выведение новых моделей — BELARUS-82.3 и BELARUS-541 (для рисовых чеков). 

С партнерами в Китае сейчас согласовываем поставку в этом году тракторов «БЕЛАРУС 3523» мощностью 350 л. с. с электроприводом CRRC для проведения сертификационных испытаний. 

— А как налажено взаимодействие с российскими партнерами?

— Российский рынок был и остается для нас основным. Доля белорусских тракторов на нем составляет около 70 процентов. Такому плотному покрытию способствует широкая товаропроводящая сеть, представленная пятью собственными субъектами со стопроцентной долей участия ОАО «МТЗ», 80 дилерскими центрами и четырьмя сборочными производствами. 

Полагаем, что ныне действующая товаропроводящая сеть позволяет решать весь комплекс вопросов в части организации поставок модельного ряда техники холдинга под нужды различных потребителей. Также у нас высокий уровень сервисного гарантийного и постгарантийного обслуживания техники.

— Раз мы заговорили про Россию, то, как известно, во время визита белорусской делегации в Санкт-Петербург 30 марта между ОАО «МТЗ», ОАО «Гомсельмаш» и АО «Петербургский тракторный завод» были подписаны уставные документы Союза промышленников «Прогресс». В чем интерес Минского тракторного завода?

В посевную кампанию трактор — главный помощник.
— Мы с партнерами долго обсуждали возможность и необходимость создания союза промышленников, прорабатывали конкретные стратегические посылы во исполнение поручений глав государств о налаживании тесной промышленной кооперации предприятий России и Беларуси. Наша некоммерческая организация призвана помочь простимулировать промкооперацию, развить потенциал и специализацию предприятий двух стран, придать дополнительный импульс реальной локализации и реальному импортозамещению. Основными видами деятельности союза обозначены изучение конъюнктуры рынка, организация семинаров, конференций, выставок и других представительских мероприятий, деятельность в области стандартизации и технического регулирования. Также планируется совместно изучать законодательную базу и вносить предложения по ее совершенствованию, формировать эффективную кадровую политику, осуществлять экспертную поддержку и информационное обеспечение. Важное значение в рамках союза будет иметь выдача совместных рекомендаций по развитию системы мер государственной поддержки машиностроительной и сельскохозяйственной отраслей.

На данном этапе мы позиционируем себя как межстрановое объединение и говорим про предприятия Союзного государства, но открыты для компаний всего Евразийского экономического союза, которые разделяют наши цели и задачи. Союз будет зарегистрирован на территории Российской Федерации. 


КСТАТИ

29 мая МТЗ отметит 76-летие. По этому поводу предприятие проведет традиционный день открытых дверей. Центральная проходная будет открыта для всех желающих с 10:00 до 14:00. Для гостей предприятия распахнут двери пять цехов основного производства. Также пройдет выставка техники, организуют развлекательную программу. Кроме того, состоится презентация нового фирменного стиля BELARUS TRACTORS. 

sichevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter