Беларусь в числе лидеров интеграции

Курс Беларуси остается неизменным: мы поддерживали и будем поддерживать интеграционные процессы в рамках СНГ, ОДКБ и ЕврАзЭС. Об этом заявил 11 января Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко на совещании по вопросам политики нашей страны в многосторонних интеграционных объединениях на пространстве Содружества Независимых Государств.
Александр Лукашенко отметил, что нынешний год объявлен Годом СНГ.  “В этом году, когда отмечается 15-летие существования Содружества, в Минске пройдет юбилейный саммит СНГ. Соответствующие органы власти должны сделать все необходимое для того, чтобы достойно провести данное мероприятие”, — подчеркнул Президент.
Беларуси также предстоит выполнить ответственные задачи в рамках действующего председательства в ЕврАзЭС и предстоящего председательства в ОДКБ. На нашу страну ложится ответственная задача проведения крупных мероприятий на переломном этапе развития СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ. “Проблем там предостаточно, и все главы государств ждут, что же сделает Беларусь во время председательства в этих организациях”, — отметил Президент.
Александр Лукашенко считает важным определить, какие инициативы будут исходить от нашей республики на предстоящих саммитах. “От Беларуси ждут, какие шаги она предпримет по укреплению данных организаций, — отметил глава государства. — Нам надо внести такие предложения, которые подтолкнули бы процессы интеграции, где-то реанимировали их, где-то смогли бы просто исправить ситуацию”.
Как отметил Президент, практика показывает, что наиболее рациональный подход — поддерживать сохранение и развитие “широкого” СНГ в формате 12 государств и одновременно укреплять региональные интеграционные объединения.
По мнению белорусского лидера, с помощью многосторонних соглашений удалось обеспечить в рамках интеграционных организаций на пространстве СНГ функционирование социальных механизмов и жизненно важных элементов общего экономического пространства: транспорта, энергетики, выплаты пенсий и пособий. Это экономически значимый факт, который нельзя игнорировать.
Президент убежден, что события минувшего года позволяют по-новому взглянуть на проблемы взаимодействия государств на постсоветском пространстве. “В последнее время было много критических высказываний в адрес СНГ. Что это, мол, механизм “цивилизованного развода”, а не объединения государств, что нам никогда не выйти на уровень Евросоюза. Еще дальше в отрицании положительной роли СНГ идут руководители ряда стран, которые пытаются на лозунгах о выходе из Содружества и создании альтернативных объединений заработать себе авторитет у своих зарубежных покровителей. Имею в виду такие объединения, как ГУАМ, так называемое Сообщество демократического выбора”, — добавил белорусский лидер.
По мнению Президента, такие шаги предпринимаются в связи с тем, что интеграционные образования на пространстве СНГ “не становятся слабее, потому, что мы сильны. Сколько бы ни было проблем в этих организациях, сила у них есть — и у ЕврАзЭС, и у ОДКБ, и у формирующегося еще Единого экономического пространства, и у СНГ. Вот почему по ним наносится удар со стороны наших противников, наших соперников. Прежде всего — Западной Европы и США. Какой нам следует из этого сделать вывод? Единственно верный: интегрируясь, мы движемся в правильном направлении”.
По мнению Президента, объединение совместных усилий, ресурсов, производственных мощностей, научного потенциала, укрепление взаимодействия в международной сфере идет только на пользу народам и государствам, которые являются участниками интеграционных организаций на пространстве СНГ. Данный факт подтверждает сама жизнь. По словам главы государства, ярким примером является Узбекистан, который заявил о намерении вступить в ЕврАзЭС и в ближайшее время, как планируется, будет принят в эту организацию.
Александр Лукашенко убежден: “Опыт СНГ, в том числе и отрицательный, помогает большой группе наших стран идти вперед в рамках других более “продвинутых” региональных организаций и структур — ЕврАзЭС, ОДКБ и ЕЭП. При этом надо помнить, что мы не просто соседи — во время существования единого государства у нас сложились более тесные отношения во всех сферах нашей жизни и потерять это было бы непростительно”.
При этом Президент обратил особое внимание на то, что Беларусь не должна терять свои традиционные рынки сбыта.
Глава государства подчеркнул, что экономика — основа всех интеграционных процессов. К примеру, за 2004 год торговля между государствами СНГ возросла на 40%. По итогам 11 месяцев 2005 года страны СНГ оставались для Беларуси самыми крупными торговыми партнерами. Объем товарооборота с ними составил почти $17 млрд., в то время как со странами вне СНГ — $13 млрд. При этом белорусский экспорт в страны Содружества за этот период уменьшился на 2%, а в страны вне СНГ увеличился на 37%.
Глава государства считает, что “наиболее динамично на постсоветском пространстве развиваются ЕврАзЭС и ОДКБ. Беларусь, которая вместе с Россией и Казахстаном одновременно входит в обе эти организации, — в числе лидеров интеграции. И это абсолютно объективно. Россия, Казахстан, Беларусь — страны с наилучшими экономическими показателями”.
В ЕврАзЭС взаимный товарооборот в 2004 году увеличился почти на 40%. В 2004 году во всех странах ЕврАзЭС продолжался рост ВВП, выпуска промышленной продукции. Развивался рынок услуг, увеличились объемы грузоперевозок.
Александр Лукашенко убежден, что экономическому подъему в странах ЕврАзЭС способствовало увеличение инвестиций в основной капитал. При этом их прирост в Беларуси был одним из самых высоких и составил 22%.
К сожалению, в СНГ и других региональных интеграционных организациях остается ряд проблем. “Их надо решать, выводя эти организации из кризиса. Что является самым важным для обеспечения интересов Беларуси? В ЕврАзЭС необходимы дополнительные меры по формированию Общего таможенного тарифа. Назревает серьезный разговор по вопросу транспортировки через территорию России электроэнергии и углеводорода. Мы подошли к этапу, когда надо диверсифицировать поставки этих видов энергоносителей”, — сказал Президент.
В числе важных вопросов Александр Лукашенко назвал также железнодорожные грузоперевозки. Как подчеркнул Президент, “высокий уровень российского транзитного тарифа во многих случаях превращает нашу продукцию в неконкурентоспособный товар. Надо доказать нашим партнерам: в интересах всех государств ЕврАзЭС, включая Россию, формирование внятной ценовой политики по выработке единого железнодорожного тарифа, который сделает транзит экономически выгодным”.
Александр Лукашенко заявил, что за последние два года закреплены позитивные тенденции в развитии военно-политического сотрудничества в рамках ОДКБ. Идет адаптация Организации к современным вызовам и угрозам. “Сотрудничество в рамках ОДКБ становится одним из главных инструментов обеспечения национальной безопасности”, — подчеркнул Президент.
Однако и в ОДКБ есть свои проблемные вопросы. “Несмотря на очевидный прогресс, ОДКБ также не в полной мере отвечает критериям эффективной организации безопасности, дает пробуксовку механизм координации внешней политики: некоторые государства-члены принимают решения о размещении вооруженных сил США и НАТО на своей территории без консультаций с партнерами по ОДКБ”, — добавил Президент.
Подводя итоги обсуждения, Александр Лукашенко подчеркнул: “В основу как стратегии, так и практической работы должно быть положено ясное понимание соотношения наших приоритетов в многосторонних интеграционных объединениях на пространстве СНГ и в союзном строительстве. Белорусско-российская интеграция стала стимулом к образованию ЕврАзЭС и ЕЭП, и в этих организациях Беларусь — надежный союзник России. Союз Беларуси и России — это пример для объединений на пространстве СНГ”.
Совету Министров совместно с Государственным секретариатом Совета безопасности до 1 июня 2006 года поручено разработать и внести на рассмотрение Президента стратегию, в которой будет дан глубокий научный и всесторонний анализ процессов, происходящих в интеграционных структурах, а также прогноз их развития, эффекта для Беларуси от участия в них.
Глава государства вновь обратил внимание на то, что в основе белорусского подхода к решению имеющихся вопросов в рамках СНГ, Евразийского экономического сообщества, Организации Договора о коллективной безопасности должен быть национальный интерес.
Президент указал на важность инициативной работы представителей Беларуси в интеграционных процессах для реализации всех поставленных задач.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter