Беларусь — Украина: товарооборот со знаком «плюс»

Для Беларуси очень важно активно продвигать свои экономические интересы на тех зарубежных рынках, где она уже давно и прочно закрепилась. Украине здесь отводится особое место

Для Беларуси очень важно активно продвигать свои экономические интересы на тех зарубежных рынках, где она уже давно и прочно закрепилась. Украине здесь отводится особое место: наши страны – соседи, двустороннее сотрудничество имеет давние и хорошие традиции, оно взаимовыгодно во всех отношениях. Как и чем торгуют два государства сейчас? Что нового появилось в экономических связях? Каковы перспективы?

Украина по-прежнему один из основных наших торгово-экономических партнеров. За 2001—2005 годы товарооборот с ней вырос в 2,6 раза. По его объему (почти 1 миллиард 15 миллионов долларов) в первом полугодии Украина вышла на четвертое место, уступив лишь Российской Федерации, Нидерландам, Германии. Рост по сравнению с таким же периодом прошлого года составил 29 процентов. 

Из Беларуси в Украину идут в основном тракторы, грузовые автомобили, холодильники и морозильники, полимеры этилена, нефтепродукты, шины, калийные удобрения и многое другое. Главные статьи импорта – плоский прокат из углеродистой стали горячекатаный, электроэнергия, жмых, вагоны, кукуруза, трубы, ткани, подсолнечное масло… Основные потребители белорусской продукции – Киев, Днепропетровская и Харьковская области. Наш же импорт преимущественно из Донецкой, Днепропетровской областей, украинской столицы. 

Безусловно, появляются новые формы торгово-экономического сотрудничества, которые позволяют более полно задействовать имеющийся потенциал обеих стран. Рассказывает начальник Управления двусторонних отношений со странами СНГ МИДа Беларуси Александр Семешко: 

— На правительственном уровне поставлена задача – довести взаимный товарооборот до 2 миллиардов долларов. Она выполняется, что показывает анализ результатов внешней торговли за первое полугодие. Работа ведется в соответствии с утвержденной Межгосударственной программой долгосрочного экономического сотрудничества между Беларусью и Украиной на 1999—2008 годы, ежегодно разрабатываемыми планами мероприятий по ее реализации. Важную роль играют решения Межправительственной белорусско-украинской комиссии, очередное заседание которой состоялось 16 февраля нынешнего года в Минске. 

Развивают сотрудничество министерства промышленности двух наших стран. Работает ряд совместных производств, изучается целесообразность реализации других проектов. Возросли поставки на украинский рынок наших тракторов, автомобилей, дорожно-строительной техники, автобусов. Нынче туда пошли белорусские автокраны, ведется работа по увеличению поставок БелАЗов. 

А совместные сборочные производства, созданные на территории Украины? Их роль в увеличении товарооборота весьма ощутима. Фактически около 40 процентов поставляемых в Украину тракторов проходит через сборочный конвейер завода «Ленинская кузница» в Киеве. Эта продукция получает статус произведенной в Украине, поскольку в ней значительный процент их комплектующих. Следует отметить, что эти же комплектующие поставляются украинскими партнерами в Минск для основного сборочного конвейера МТЗ. Таким  образом, снижается доля транспортных расходов в готовой продукции, что повышает ее конкурентоспособность. 

Сельхозтехника, собранная в Украине, закупается в рамках госпрограмм этой страны. Она имеет преимущества при проведении тендерных закупок для государственных нужд. Примечательный факт. В 2004—2005 годах благодаря организации сборочного производства в Киеве обеспечена поставка 3420 тракторов МТЗ в рамках госпрограммы поддержки АПК. Украинским аграриям предусмотрено из госбюджета возмещение 30 процентов стоимости техники. Нынче в первом полугодии в Украину отгружено свыше 1000 тракторокомплектов. При этом налажено гарантийное и сервисное обслуживание техники через разветвленную сеть украинского партнера. 

Александр Викторович приводит и другие характерные примеры. В Киеве создано сборочное производство могилевских лифтов. И они нашли широкое применение при модернизации и возведении новых объектов в столице и других городах. За январь—июнь реализован 191 лифтокомплект
на сумму более 1 миллиона 712 тысяч долларов. 

На Дрогобичском заводе автокранов (Львовская область) налажено производство этой техники на базе шасси МАЗ. Нынче за полгода уже поставлено 68 шасси. На базе мазовских шасси продолжается производство специальной и коммунальной техники в городах Винница и Хмельницкий. Недавно зарегистрированное СП «БелОМО—Украина» будет производить в Харькове инфракрасные обогреватели. 

По итогам первого полугодия внешнеторговый оборот «Белнефтехима» с Украиной возрос почти на 13 процентов и составил около 174 миллионов долларов. Экспорт в соседнюю страну сложных удобрений увеличен в 1,5 раза, кордных тканей – в 1,8, шин – в  2 раза. 

Недавно состоялись рабочая встреча представителей деловых кругов промышленности наших стран, два деловых совета торгово-промышленных палат. Прошли визиты делегаций деловых кругов Беларуси в Донецк, Ровно, Киев, Луганск, Луцк. Ведется подготовка визитов в нашу республику делегаций Харьковской, Кировоградской, Ровенской областей. 

Проведены мероприятия по увеличению грузопотоков между двумя государствами. Снижен международный тариф на перевозку соли из Украины в страны Балтии. Применен понижающий коэффициент к ставкам ряда портовых сборов для белорусских судов. Это касается перевозки наших калийных удобрений. Предусмотрено также дальнейшее снижение ставки при увеличении объема перевозок. 

Словом, несмотря ни на какие ветра, Беларусь и Украина, продолжая и развивая сложившиеся традиции, сотрудничают в торгово-экономической сфере с взаимной выгодой. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter