За первые семь месяцев нынешнего года показатель взаимной торговли между Беларусью и Украиной превысил 1,5 миллиарда долларов, что более чем на четверть выше по сравнению с январем—июлем прошлого года. Беларусь и Украина – не просто соседские, а братские страны. Тесное взаимное сотрудничество исторически предопределено, и по-другому быть не может. Что же представляют собой торгово-экономические отношения нынче, каковы перспективы их расширения, в том числе и в энергетической области? По этим и другим вопросам Чрезвычайный и Полномочный Посол нашей республики в Украине Валентин Величко (на снимке) размышляет в беседе с корреспондентом «Р».
— Надо сказать, что Беларусь придает приоритетное значение развитию традиционно-дружественных отношений с Украиной — одним из наших стратегических торговых партнеров. Она занимает по объему товарооборота c Беларусью за 2006 год второе место среди стран СНГ и третье – в общем внешнеторговом обороте нашей страны. Беларусь в свою очередь входит в семерку основных торговых партнеров Украины.
Тенденция к росту взаимного товарооборота сохраняется и в этом году.
Основу белорусского экспорта в Украину составляют готовая продукция машиностроительного, нефтехимического, строительного комплексов, продовольственные товары.
В Украине же мы закупаем в основном промежуточные и инвестиционные товары, которые, по нашим оценкам, составляют более 90 процентов всего импорта. Это металлопродукция, комплектующие, узлы и детали для сборки техники, жмыхи для производства комбикормов, газовые турбины, вагоны, а также электроэнергия.
Товарооборот растет, развивается совместная кооперация, идут интенсивные контакты руководства государств, руководителей ведомств и приграничных областей. Все это позволяет надеяться, что набранные темпы сотрудничества сохранятся и вырастут, потому что это отвечает интересам как Беларуси, так и Украины.
— Валентин Владимирович, что, на ваш взгляд, способствовало значительному росту объема товарооборота между нашими странами?
— В 2006 году удалось значительно увеличить объемы экспорта белорусской продукции на украинский рынок при сохранении сбалансированности двусторонней торговли. Такая динамика имеет целый ряд факторов.
Прежде всего это результат совместной слаженной и системной работы нашего посольства с отраслевыми министерствами и концернами Беларуси, взаимодействия с нашими производителями экспортной продукции.
Важную роль в сохранении и росте позитивной динамики экспорта сыграла диверсификация поставок. В структуре экспорта появились новые товарные позиции: мини-тракторы, трубы из черных металлов, оборудование для переработки бумажных изделий, молока, лазерные ультразвуковые станки и другие товары.
В прошлом году организовано и проведено более 30 визитов деловых кругов на межрегиональном уровне с конкретными договоренностями по развитию торгово-экономического сотрудничества между регионами. Готовимся к заседанию Межправительственной белорусско-украинской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, председателем белорусской части которой является первый заместитель премьер-министра Владимир Семашко. Традиционные встречи руководителей приграничных регионов Беларуси и Украины также способствуют расширению торговых связей областей приграничья.
— Насколько агрессивна, в хорошем смысле слова, экспортная политика Беларуси на рынке Украины?
— Агрессивность экспортной политики прежде всего определяется наличием конкурентоспособных товаров. А сегодня это не только продукция наших флагманов машиностроения – МТЗ, МАЗа, БелАЗа, «Атланта» и других, но и целого ряда более мелких белорусских предприятий.
Задача посольства – поиск надежных партнеров для белорусских предприятий, информирование об изменениях условий работы на рынке, поведении конкурентов. Наши дипломаты регулярно выезжают в регионы Украины, организуются встречи деловых кругов, взаимные визиты делегаций.
Так, в Гомельской области регулярно проводятся ознакомительные и обучающие семинары для заинтересованных предпринимателей и чиновников Украины на базе «Гомсельмаша» и местных хозяйств. Проходят показательные испытания сельскохозяйственной техники и обучение по ее эксплуатации.
В торговле с Украиной акценты сделаны на развитии регионального сотрудничества, создании совместных производств. Практически со всеми украинскими регионами установлены тесные связи. Хорошо развито сотрудничество Минской с Киевской и Днепропетровской областями.
— Что представляет собой наша товаропроводящая сеть на украинском рынке? Кто и в чем должен ее совершенствовать?
— Каждое наше крупное предприятие, присутствующее на местном рынке, имеет партнеров, с которыми заключены долговременные договоры о сотрудничестве. Таких структур сегодня более 150.
Сегодня стоит вопрос о повышении эффективности работы сети. Как этого достичь? Путем прямого присутствия на рынке. Это и создание совместных предприятий, совместных производств, учреждение представительств и дочерних предприятий. Такой процесс идет сегодня, нужно придать ему динамику.
— В каких отраслях работают СП, насколько они эффективны, заинтересована ли украинская сторона в их расширении?
— Каждый четвертый трактор МТЗ, поставляемый на рынок Украины, собран в Киевской области. Каждый второй лифт «Могилевлифтмаша», реализуемый здесь, — украинской сборки. Уже сейчас работает около 20 совместных белорусско-украинских предприятий. Мы, разумеется, не стоим на месте. Есть планы по организации совместной сборки мини-техники МТЗ, телевизоров, зерносушильных комплексов на базе украинских предприятий.
С октября 2005 года в Украине работает сборочное производство лифтов с торговым брендом «МК-лифт», организованное совместно «Могилевлифтмашем» и местным предприятием «Карат-Лифткомплект» (г. Вышгород Киевской области). Всего уже собрано около 600 лифтов, при том, что спрос на эту продукцию здесь будет оставаться стабильно высоким.
Кроме этого, на украинских предприятиях организована сборка автокранов, специальной и коммунальной техники на шасси МАЗа. Сейчас активно прорабатываются возможности создания совместных производств на базе ряда украинских заводов по сборке сельскохозяйственной техники «Гомсельмаша», «Бобруйсксельмаша», «Лидсельмаша» и других.
— По каким основным направлениям, на ваш взгляд, наши страны могут сотрудничать в вопросах своей энергетической безопасности?
— Двустороннее взаимодействие будет вестись по трем направлениям: нефть, газ и электроэнергия. Оба наши государства заинтересованы в реализации проекта транспортировки каспийской нефти по магистральному нефтепроводу на наши нефтеперерабатывающие заводы и обеспечения транзита в третьи страны.
Увеличение транзитных возможностей Беларуси и Украины по транспортировке газа еще одна весомая сфера двустороннего сотрудничества. В интересах обеих стран обеспечить беспрепятственный транзит природного газа и нефти через свои сети. Создать условия для загрузки существующих и создания новых транспортных сетей и сооружений для транзита. Беларусь заинтересована в использовании при необходимости подземных хранилищ газа Украины и совместной реконструкции газопровода Ивацевичи–Долина для его эксплуатации по реверсу в направлении нашей республики.
Что касается электроэнергетики, то мы привели в хорошее техническое состояние построенные когда-то высоковольтные линии электропередачи от Чернигова до Гомеля и от Чернобыльской АЭС до Мозыря, которые бездействовали 14 лет. И в прошлом году Украина поставила нам более 2,5 миллиарда кВт/ч электроэнергии (в стоимостном выражении это более 50 миллионов долларов). В этом году заключен контракт на приобретение 3,5 миллиарда кВт/ч украинской электроэнергии. Вместе с тем условия меняются, дорожают энергоносители, в связи с чем контракты на поставку электроэнергии должны быть гибкими. Однако мы надеемся в перспективе на активизацию сотрудничества в этой сфере. В планах – строительство линии электропередачи от Ровно до Микашевичей для поставки и транзита украинской электроэнергии в страны Прибалтики.
Все разумные и взаимовыгодные предложения, поступающие в посольство, находят поддержку, направляются заинтересованным ведомствам в Беларуси и переходят в стадию реализации.
Киев—Минск