“Беларусь-ТВ” — это пример работы Союзного государства в информационной сфере”

Телеканал “Беларусь-ТВ” чуть больше года знакомит иностранных зрителей с белорусскими реалиями. Но за это время уже успел организовать вещание в кабельных сетях 10 стран и собрать собственную немалую аудиторию. А в России белорусский телеканал даже сумел войти в топ-двадцатку. Раскрыть некоторые секреты телевизионной “кухни” и поведать, через какие тернии лежит путь к заветным звездам, специально для “СВ” согласился генеральный продюсер телеканала “Беларусь-ТВ” Виктор Маючий.

— Телеканал, вещающий на такое количество стран, можно назвать своеобразной презентацией государства. Любопытно, насколько востребована за рубежом информация о Беларуси и насколько популярным стал канал за год с небольшим?
— Приведу такую цифру: кабельными сетями 10 стран, в которых сейчас вещает “Беларусь-ТВ”, пользуются более 5 миллионов телезрителей. Кроме того, ежемесячно на сайте телеканал смотрят уже почти 100 тысяч человек. А посчитать, сколько человек принимают его с помощью индивидуальных спутниковых систем, вообще невозможно. Конечно, наш главный зритель — в Российской Федерации, но телеканал пользуется популярностью и в Украине, а в Латвии, Литве, Эстонии — это вообще окно в мир для русскоязычного населения. Безусловно, главной задачей для себя мы ставим объективное и полноценное информирование иностранных зрителей о Беларуси и ее жителях, а также отстаивание положительного имиджа нашей страны. Мы всегда помним и о тех людях на постсоветском пространстве, кто поддерживает идею интеграции Беларуси и России. Это тоже наши зрители.
— Кстати, в Литве, где, как многие помнят, канал был отключен в начале апреля, “Беларусь-ТВ” пользовался такой же популярностью?
— Судите сами: в Литве у нас было 130 тысяч абонентов (это около 900 тысяч зрителей) на 3 с небольшим миллиона жителей — то есть фактически нас смотрел каждый десятый. К сожалению, пока у нас не было возможности провести там социологическое исследование, но для примера могу привести аналогичные данные по Латвии: там канал сейчас занимает в пакете 10—13-е места.
— Согласитесь: западные зрители избалованы количеством и разнообразием телевизионной продукции, которую предоставляют им на выбор десятки различных каналов. Чем же таким особенным можно заставить их остановиться на “белорусской кнопке”?
— Сейчас телевидение во многом становится коммерческим, и, если учесть, что среднестатистический европеец проводит у телевизора по 2,5—3 часа в сутки, фактически “ворует” у человека самый ценный ресурс — время, чтобы потом “продать” его рекламодателю. В этой ситуации социальная роль телевидения уходит на второй план, оно перестает быть обучающим, воспитательным. Чтобы восполнить этот пробел, мы изначально сознательно заложили в канал функцию социальной ответственности и таким образом выделили его из общего ряда. Для многих телезрителей наш канал — это своего рода отдушина, способ отдохнуть от “коммерческого” телевидения и, конечно, отличная возможность узнать что-то новое о нашей стране. Кстати, это фактически единственный канал иностранного вещания, который сохраняет исконно славянскую ментальность и имеет ярко выраженный национальный образ. Кроме того, я считаю, что нам удалось точно “попасть” в целевую аудиторию — “Беларусь-ТВ” создавался для этнических белорусов, а также людей, так или иначе связанных с нашей страной. Фактор неожиданности тоже сыграл в этом деле свою роль, потому как многие даже предположить не могли, что Беларусь может сделать такой “громкий” шаг.
— Во многих СМИ прошло сообщение о том, что телеканал “Беларусь-ТВ” стал первым иностранным каналом, получившим официальное разрешение на осуществление телевещания в кабельных сетях на территории России.
С чем связан такой ажиотаж вокруг этой темы?
— Дело в том, что законодательство Российской Федерации предусматривает прохождение определенных разрешительных процедур при организации телевизионного вещания. Прежде всего это регистрация самого СМИ и получение соответствующего свидетельства о регистрации, которое подтверждает право владеть или производить определенные телепрограммы (такая процедура есть и у нас, в Беларуси). А вот второй этап — это право распространять данную продукцию определенным способом: в данном случае речь идет о кабельных сетях. Лицензия на вещание — это возможность распространения продукции на определенной территории. Для иностранных вещателей, которые работают в российском информационном пространстве, это создает определенные проблемы, поскольку действие законодательства распространяется только на российские юридические лица.
— А как было в случае с “Беларусь-ТВ”?
— Между нашими странами подписан ряд соглашений. Например, договор от 28 декабря 1999 года о создании Союзного государства определяет, в частности, что “в Союзном государстве принимаются необходимые законодательные и иные меры по обеспечению равных прав, обязанностей и гарантий субъектам хозяйствования любых организационно-правовых форм, а также гражданам, обладающим статусом предпринимателя в соответствии с законодательством государств-участников”. Именно благодаря этому соглашению Белтелерадиокомпания смогла добиться, во-первых, признания свидетельства о регистрации телеканала “Беларусь-ТВ” белорусского образца на территории России и, во-вторых, оформления лицензии для Белтелерадиокомпании на осуществление вещания телеканала.
Следует учитывать, что во многих областях общественных отношений соответствующими государственными органами Беларуси и России принимаются меры по обеспечению равенства субъектов хозяйствования двух стран и его юридическому оформлению. К сожалению, в информационной сфере такие меры пока не приняты и соответствующие документы еще не подписаны. Поэтому лицензии на организацию вещания в Центральном и Северо-Западном федеральных округах России выданы, в порядке исключения, всего на один год.
— Что же будет после этого?
— Российское законодательство предусматривает для иностранных вещателей два пути получения лицензии: это создание представительств иностранных телеканалов или поиск стратегического партнера в России. Однако во втором случае владельцем лицензии и свидетельства о СМИ становится не сам иностранный вещатель и правообладатель, а конкретное российское юридическое лицо. В Беларуси Министерством информации признается не только юридический адрес электронного СМИ, которое распространяется в кабельных сетях, но и лицензия на вещание Российской Федерации. Поэтому на территории нашей страны нет юридических препятствий для вещания российских электронных СМИ и, если мне не изменяет память, сегодня в белорусском “кабеле” работает около 20 российских телеканалов. Здесь уместно вспомнить ст. 2 Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 25 декабря 1998 года о создании равных условий субъектам хозяйствования. Там говорится, что “стороны примут необходимые законодательные и иные меры по обеспечению равных прав, обязанностей и гарантий субъектам хозяйствования сторон. Стороны обеспечивают унификацию законодательства в соответствии с протоколом к настоящему Соглашению, который является его неотъемлемой частью”. Как видите, чтобы двигаться вперед, этим надо заниматься. И без заинтересованного и активного участия парламентариев Союзного государства здесь не обойтись.
— А они в курсе этой проблемы?
— Летом в рамках совместного заседания Парламентского Собрания в Гомеле состоялась презентация телеканала, так что парламентарии в курсе. Возможно, это совпадение, но именно в день, когда проходило это заседание, Федеральная служба по соблюдению законодательства в средствах массовой информации и охране культурного наследия приняла решение о начале процесса лицензирования. Я думаю, что позиция депутатов Парламентского собрания могла бы поспособствовать продолжению этой работы. Как бы там ни было, мы создали прецедент применения союзного законодательства в сфере СМИ, и теперь его нужно развивать. Пока же принято решение о проработке возможности открытия представительства Белтелерадиокомпании в Москве. Так что, думаю, процесс юридического признания и продвижения белорусского телеканала в России будет продолжен.
— Что именно для этого делается?
— В прошлом году в составе делегаций белорусских СМИ мы посетили три региона Российской Федерации. Подписаны протоколы с администрациями Нижнего Новгорода, Калининградской области, Правительства Москвы, в которых есть пункты о содействии в продвижении телеканала. Конечно, во многом они носят декларативный характер, но вместе с тем это и факты юридического и политического признания телеканала в России. Да, по фактическому продвижению телеканала существует много проблем, однако нельзя не отметить, что в структуре всей зрительской аудитории “Беларусь-ТВ” россияне составляют почти 70 процентов. По количеству просмотров на сайте Белтелерадиокомпании граждане России занимают четвертое место. По оценкам российской исследовательской организации “Медиакомитет”, телеканал входит в топ-двадцатку.
Если вернуться к вопросу о проблемах распространения телеканала в России, то я бы выделил несколько основных. Во-первых, малая емкость кабельных сетей — ими охвачено лишь 10 процентов населения. Во-вторых, эти сети, как мне думается, излишне коммерциализированы. Например, в пакете у крупнейшего коммерческого оператора “Комкор” в Москве — более 20 телеканалов, четыре из которых эротические, но для “Беларусь-ТВ” места нет. Динамичное развитие рынка электронных СМИ в России уничтожает ту социально-ответственную функцию телевещания, о которой мы упоминали в начале беседы. И в последнее время в России об этом говорят все чаще, в том числе в Государственной Думе. Кстати, телеканал “Беларусь-ТВ” в этом смысле — своего рода образец государственного подхода к развитию телевещания.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter