Исполняется 20 лет со дня установления дипломатических отношений между Беларусью и Пакистаном

Беларус — трактор и человек

Нынешний год стал особым в отношениях между Беларусью и Пакистаном
Нынешний год стал особым в отношениях между Беларусью и Пакистаном. Во-первых, в феврале исполнилось 20 лет со дня установления дипломатических отношений между государствами, а, во-вторых, осенью в Исламабаде наконец-то откроется белорусское посольство. Это значит, что активнее можно будет продвигать интересы белорусских машиностроителей в регионе. Оказывается, на протяжении нескольких десятков лет Беларусь и Пакистан крепко-накрепко связывает один из самых известных в мире наших промышленных брэндов — трактор «Беларус».


Пакистан — крупная аграрная страна, занимает шестое место в мире по численности населения (185 млн.), примерно 45 % ее граждан заняты в аграрном секторе. Постоянный рост населения и спроса на продовольствие вынуждает правительство стимулировать развитие сельского хозяйства. Считается, что потребность рынка Пакистана превышает 70 тыс. тракторов в год, а местное производство способно закрыть лишь 75 % ее. История белорусско-пакистанской «тракторной» дружбы берет начало в 1962 году. За 50 с небольшим лет пакистанскую прописку получили более 134 тысяч различных моделей тракторов производства МТЗ.


Федор ДомотенкоОб особенностях современной работы на пакистанском направлении говорит генеральный директор предприятия Федор Домотенко:


— Наше сотрудничество началось с массовых поставок тракторов еще в советское время. Следующий этап — организация сборочного производства: в начале 80-х годов был построен завод по прогрессивной сборке из белорусских узлов и деталей. За 10 лет с его проходной вышло более тысячи тракторов модели МТЗ-50. Но с распадом СССР развить проект в нечто большее не удалось. Сегодня мы поставляем в Пакистан тракторы в собранном виде. В последние годы в среднем продаем от 3,5 до 9 тысяч единиц. Пиковая поставка была зафиксирована с марта 2009-го по февраль 2010 года — тогда отгрузили пакистанцам более 14 тысяч тракторов.


За более чем полувековое сотрудничество «Беларус» смог завоевать доверие местных фермеров. При том, что конкуренцию нам составляют три местных завода, которые собирают тракторы по европейским лицензиям.


— Есть ли смысл пакистанцам покупать наши тракторы?


— Наша техника на их рынке по показателям надежности, долговечности, соотношению цены и качества вне конкуренции. Местные фермеры считают «Беларус» идеалом техники — надежным и прочным. Недаром вообще все тракторы, которые присутствуют на рынке, местные жители называют «беларусами». Кстати, при встречах с нами пакистанцы искренне удивляются, почему это жителей страны назвали в честь трактора. Получается, как у Маяковского: товарищ Нетте – человек и пароход…


— Можно ли сказать, что продажи белорусских тракторов на пакистанском рынке постоянно растут и чем он отличается от других восточных рынков?


— Продажи постоянно расти не могут. Это очень специфический регион. Пакистан — достаточно высокорисковая страна с точки зрения климата. Урожай — неурожай, наводнение — засуха, землетрясения и природные катаклизмы иного рода. Все это влияет на торговлю. В 2010 году страна пострадала от жуткого наводнения. Это не могло не сказаться и на объемах наших продаж. Но отношения у нас развиваются последовательно и поступательно. Пакистан – наш стратегический партнер в странах Юго-Восточной Азии. До стихийного бедствия это государство среди стран дальнего зарубежья лидировало по объемам закупок «Беларусов».


Что касается особенностей вообще восточного рынка — ему нужен максимально простой и ремонто-пригодный трактор, а вопросы дизайна, эргономики, энергонасыщения скорее на втором плане. У нас на заводе любят шутить: трактор для Востока сопоставим с автоматом Калашникова. Главное, чтобы был «неубиваемым». В Пакистане был эпизод, когда наш трактор и несколько тракторов наших конкурентов, переезжая вброд реку, опрокинулись. После «спасения утопающих» завестись и поехать дальше смог только «Беларус».


— С какими трудностями приходится сталкиваться?


 — В последнее время пакистанское правительство сделало ряд шагов по защите своего производителя. В нынешнем году введена 15-процентная ввозная пошлина на импортные тракторы, повышены налоги с продаж и на прибыль. Что обязательно скажется на конечной цене нашей техники. Не стоит сбрасывать со счетов, что годовая совокупная мощность тракторостроения Пакистана больше 80 тыс. единиц в год. И хотя ресурс надежности, экономичности их собственных тракторов гораздо ниже наших и они не конкуренты нам по производительности и минимальным затратам на обслуживание, но решения пакистанского правительства ставят перед нами сложные задачи. В ближайшее время в Карачи открывается Торговый дом завода, значит, будут созданы условия, улучшающие маркетинг. Совместно с нашими специалистами будут работать и местные, которые знают специфику своей страны.


— На какое участие вы рассчитываете со стороны открывающегося в Исламабаде белорусского посольства в решении проблем?


— Честно говоря, без посольств работать трудно. Дипломаты хорошо разбираются в особенностях страны, где они работают, в ее политике и экономике. У них есть возможность доступа к заинтересованным потенциальным партнерам. Мы надеемся, что с белорусскими дипломатами будем совершенствовать и искать новые подходы для продвижения нашей техники. У тракторного завода есть особые обязательства. На нашем тракторе написано «Беларус». Мы понимаем, что создаем основной промышленный брэнд нашей страны.

Ирина РЖЕУССКАЯ


irzha@tut.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter