Беларусь — сегодня!

По случаю 80–летия газеты Президент посетил нашу редакцию
По случаю 80–летия газеты Президент посетил нашу редакцию

Сейчас уже только с помощью архива можно вспомнить, что из себя представляло издание «Рабочий» (название «Советская Белоруссия» появилось только в 1937 году), зато есть много свидетелей, которые могут сравнить, какой была наша газета и наша страна, допустим, пять лет назад и какими мы стали. Ровно пять лет назад Президент также по юбилейному поводу встречался с коллективом «СБ». Росла — и качественно, и количественно — «Советская Белоруссия». Этот процесс шел параллельно развитию всей страны. Я не случайно укрупняю масштаб мероприятия в Доме прессы. Несмотря на праздничный контекст, говорили вчера о делах. Говорили не только о «СБ», которая была удостоена Почетного государственного знамени, но и о белорусской журналистике в целом. Коснулся Александр Лукашенко и особо актуальных политических вопросов.

Вчера в редакции «Советской Белоруссии» было много коллег из других изданий, радио, телевидения. Мне впервые выпало не брать, а самому давать интервью. Не хотелось бы, чтобы это выглядело как бахвальство, но я считаю, что нам действительно есть чем гордиться — как в прошлом, так и в настоящем. Главный критик был и остается читатель. А у «СБ» самый высокий тираж — это факт. С другой стороны, как отметил Александр Лукашенко, согласно опросам общественного мнения в последние два года интерес читателей к печатным СМИ хоть немного, да снижается. У нас появляются новые конкуренты — интернет–ресурсы. Наша работа становится сложнее, но в то же время и интереснее.

О том, с чем подошла газета к празднованию, с какими планами и проблемами, Президенту рассказал главный редактор Павел Якубович. Беседа проходила у стенда с образцами того информационного продукта, который делается сотрудниками нашей редакции. Говоря о том, что «Советская Белоруссия» растет, я имел в виду не только и не столько выросший тираж. Хотя это тоже достижение. Вдумайтесь: каждый двадцатый белорус (подсчеты учитывают даже тех, кто не умеет читать) черпает информацию из нашей газеты. Надеюсь, и эти мои слова не будут восприняты как хвастовство. Но на стенде можно было сравнить «СБ» сегодня и в недавнем прошлом. Цвет первым бросается в глаза, дальше — новая по форме и содержанию «начинка». Кроме того, здесь были представлены наши приложения и другие издания — часть из них широко известна читателю и в рекламе не нуждается, другие — более специализированные, знакомы не такому широкому кругу. Что перечислял главный редактор? «Союз» — он не нуждается в представлении. «Голас Радзiмы» — для белорусской диаспоры. «Минск таймс» и журнал «Беларусь» — для иностранцев. «Боевой призыв» — проект о жизни внутренних войск. «Дамский клуб» — здесь делятся женскими секретами. Светский «Собеседник»... Особого внимания удостоился сайт «СБ» в Интернете.

После посещения импровизированной выставки в стенах редакции Александр Лукашенко отправился в зал заседаний. Здесь его уже ждали сотрудники газеты и представители других СМИ, многочисленные гости. В целом профессиональная журналистская аудитория. С разговора о профессии и начал Президент свою, как он подчеркнул, непротокольную, откровенную речь. «Я убежден, что в этой аудитории находятся мои единомышленники. Вы всегда придерживались порядочной, честной точки зрения, имея в виду, что вы работаете в государственных СМИ, — начал он. — Но я очень бы хотел, чтобы вы, где–то сомневаясь, но придерживаясь этой точки зрения, при этом не теряли свое лицо, имели свое мнение. Это самое главное. Если вы превратитесь в рупор по аналогии с олигархической прессой — это гибель и для вас, и для государства». «Надо раскрепостить наши журналистские коллективы, — еще одна фраза на ту же тему. — Но они должны взять на себя ответственность за результат».

Александр Лукашенко обратил внимание на то, что государственные СМИ как бы отдают на откуп частным изданиям, интернет–ресурсам, российским телеканалам некоторые острые политические темы. Одна из них — кадровые перестановки в КГБ. «Желтая» пресса переживает, кто следующий, кого снимут. Начали мусолить фигуру Премьер–министра. Это обычный прессинг. Его можно было бы в какой–то степени избежать, если бы мы обнародовали полную информацию о том, что в действительности происходит вокруг тех или иных людей и событий», — считает Президент. Другая тема — газовые переговоры с Москвой. «Слишком много ходит разговоров, на которые не вся, но влиятельная часть общества не получает ответов, — заметил он. — Мы на своей кухне этот продукт не приготовили, не сделали что–то «съедобное» и не подали людям». И, по его мнению, здесь вина не столько журналистов, сколько чиновников: «Нет контакта». Александр Лукашенко призвал активнее работать на этом информационном поле. «Для «Советской Белоруссии» главное — оставаться политически влиятельной газетой», — подчеркнул он.

Разговор действительно получился совсем не протокольным и даже личным. Александр Лукашенко признался, что его многое связывает с «Советской Белоруссией». Он вспомнил, как сотрудничал с нашей газетой еще в те времена, когда не был не только Президентом, но даже еще и депутатом. И, по его мнению, судьбы многих сегодняшних руководителей пересекались с «СБ». «Когда принималось решение о президентской газете, — сказал Президент, — я однозначно сказал, что это должна быть «Советская Белоруссия», — и добавил: – Коллектив редакции может гордиться доверием и признательностью читательской аудитории и тех, кто сейчас стоит во главе страны».

В конце концов мероприятие с участием такого количества журналистов не могло не превратиться в пресс–конференцию. Отвечая на мой вопрос о влиянии журналистов на политические процессы, Александр Лукашенко заметил: «Журналисты очень сильно помогают удерживать стабильность в обществе. Без них мы не смогли бы эффективно управлять страной». «Ваши успехи — это и наши успехи», — эти его слова можно одновременно считать и резюме, и призывом к действию. Мнение «Советской Белоруссии» выразил редактор. «Мы будем бороться за то, чтобы оставаться флагманом, — сказал Павел Якубович. — Постараемся к старым добрым традициям постоянно добавлять что–то новое».

О чем еще говорил Президент

О СМИ

Никаких юридических, технических и других препятствий для издания негосударственных газет на территории Беларуси нет, уверен Президент. Типографии, регистрация, деньги — все это, по его словам, сегодня не проблема. «А тиражи все равно маленькие, — заметил он. — Просто людям стало неинтересно читать одно и то же».

Об Интернете

Александр Лукашенко не зря так надолго задержался у сайта «Советской Белоруссии». В своем выступлении он отдельно коснулся вопроса интернет–изданий: «Необходима законодательная база. Первопроходцами мы здесь не будем, такая практика есть во многих государствах. Не стоит допускать, чтобы Интернет, это великое техническое достижение человечества превращалось в информационную помойку».

О поставках газа

Это был вопрос от Российского информационного агентства «Новости», и Президент, обращаясь к российской аудитории, заверил, что в ближайшие дни Минск рассчитается с «Газпромом» за поставленный газ. Речь идет о 460 миллионах долларов. Не такая уж неподъемная сумма для государства, но дело тут не в деньгах, а в принципе. «Газпром» занимается откровенным политиканством. Дальше он уже говорил, обращаясь, скорее, к собственным гражданам. Александр Лукашенко рассказал, что Беларусь согласилась на повышение в несколько раз цены на газ только после того, как Россия пообещала кредит в 1,5 — 2 миллиарда долларов на 15 лет. «Сегодня — август. Правительство Беларуси ведет переговоры с правительством России о выделении этого кредита... Дошло до унижения. Я сказал, чтобы больше туда не ездили», — Президент говорил предельно жестко. Из его слов следовало, что Москва предлагает Минску государственный (читай — «льготный») кредит по слишком высокой процентной ставке — такой кредит нам даст любая другая, несоюзная страна или даже коммерческий банк. Зачем же тогда разговоры московских начальников об особых отношениях? Мы не отказываемся платить за приобретенный товар, но тогда давайте не говорить о «сближении» и т.п. Мы за реализм в отношениях.

Александр Лукашенко призвал не драматизировать ситуацию: «Нет ничего, что может угрожать нашей безопасности, даже «газовые войны». Людей все это не коснется. Сейчас не середина 90-х. У нас есть чем платить, и мы не собираемся ждать от кого-то милости.

Об отношениях с Россией

«Россия хотела бы приватизировать не только отдельные предприятия, которые мы поднимали в 90–е годы за счет нашего благосостояния, — недоедали, недосыпали, но мы это сделали. Сегодня в основном эти предприятия работают очень эффективно. На МАЗе, БелАЗе за продукцией — очередь. Даже не приватизировать, а бесплатно прихватить. Они хотели бы приватизировать всю страну», — высказал откровенное мнение Александр Лукашенко. Однако он особо подчеркнул, что простые россияне такой политики своих верхов в отношении Беларуси не приемлют.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter