Беларусь отстояла позицию по Киото

Принятые   по   протоколу   обязательства   на   80   процентов  –  условия   нашей   страны

Принятые   по   протоколу   обязательства   на   80   процентов    условия   нашей   страны

Важным событием не только в экологической, но и в экономической и политической жизни страны назвал первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Апацкий включение Беларуси в приложение «Б» Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Таким образом, за страной закреплены конкретные количественные обязательства по сокращению выбросов на период с 2008-го по 2012 год, что дает возможность в полной мере использовать механизмы протокола, в числе которых торговля квотами. 

С тех пор, как Беларусь подписала Киотский протокол, а это произошло в августе 2005 года, времени прошло немного. Тем не менее внесение (фактически первой!) поправки в Киотский протокол, которая, по словам Александра Апацкого, равносильна принятию нового протокола, – не просто сенсация, а итог серьезной работы, которую проделала наша страна. Кстати, это признали и на 12-й сессии конференции государств—участников Рамочной конвенции ООН об изменении климата, в рамках которой прошла 2-я сессия совещания сторон Киотского протокола (Найроби, Кения). 

Не стоит думать, что Беларусь, которая в свое время пережила падение производства, а значит, как многие уверены, без особых усилий взяла на себя определенные обязательства по снижению выбросов парниковых газов, почивает на лаврах. Да, сегодня мы без труда выполняем эти требования, но ведь мы страна с развивающейся экономикой, у нас сейчас идет бурный рост промышленности, мы переходим на местные виды топлива — все это сопряжено с выбросами.  «Если посмотреть кривую суммарного потребления топлива и выбросов парниковых газов Беларуси начиная с 1990 года, — поясняет заместитель председателя Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Беларуси Роман Ширма, — можно увидеть, что они идут практически параллельно друг другу. Так, в 2004 году мы потребили 58 процентов топлива от уровня 1990 года, а выбросы составляли порядка 56 процентов». 

Благодаря эффективной и целенаправленной работе потребление топливно-энергетических ресурсов, а значит, и количество выбросов удалось стабилизировать. Более того, на ближайшие пять лет ставится задача снизить выбросы на 10—12 миллионов тонн СО2. «Мы уже достигли неплохих результатов, — говорит Роман Ширма, — но ситуация осложняется тем, что все недорогие мероприятия по энергосбережению мы уже использовали. Если в 2001 году стоимость экономии одной тонны условного топлива обходилась в среднем по стране в 100 долларов, то в 2004 году – уже в 364 доллара». 

Тем не менее эта работа будет продолжаться. И в будущем для достижения амбициозных целей белорусы смогут использовать механизмы Киотского протокола, модернизируя производство. «В 2005 году энергоемкость нашего валового внутреннего продукта, —  отмечает Роман Ширма, — составляла 400 кг нефтяного эквивалента на тысячу долларов США, а в 2010 году ставим задачу достичь цифры 280. Если это произойдет, значит, сможем сократить объем выбросов парниковых газов». 

Но осуществить даже самый заманчивый проект в рамках Киотского протокола невозможно, если нет соответствующей законодательной базы. «За минувший год в стране создана Национальная система инвентаризации парниковых газов, — рассказывает начальник спец-инспекции госконтроля за охраной атмосферного воздуха, озонового слоя и климата Минприроды Сергей Завьялов. — Правительством принято решение о кадастре парниковых газов. Это те документы, которые в первую очередь будут оценивать международные эксперты. Создана Государственная комиссия по проблемам климата. Принят документ, который определяет процедуры прохождения проектов и мониторинга проектов совместного осуществления. Для решения задач по сдерживанию роста выбросов утверждена Стратегия сокращения выбросов парниковых газов». А еще в составе Минприроды появился координирующий орган — отдел госконтроля за воздействием на климат, который возглавил Владимир Тарасенко. 

Однако это далеко не все. В частности, предстоит определить порядок использования и передачи свободных квот, которых, по некоторым оценкам, Беларусь без ущерба для экономики может представить на внешний рынок до 100 миллионов тонн. А также конкретизировать, куда пойдут полученные от их продажи средства. Хотя, по словам Сергея Завьялова, очевидно одно: они должны быть потрачены на дальнейшее сокращение выбросов парниковых газов и других загрязняющих веществ. 

Кстати, просчитать сейчас финансовую выгоду от присоединения к приложению «Б» сложно. Понятно, что рынок есть рынок, а значит, стоимость условной единицы выбросов может колебаться. Но для развитых и для стран с переходной экономикой эта сумма изначально неодинаковая. Так, по словам Александра Апацкого, называлась цифра до 20 долларов за тонну для первых и 3—4 доллара для вторых. «Но все это весьма условно, — уточняет он. – Когда придет время, цена может как упасть, так и вырасти до 16—20 долларов за тонну. Впрочем, даже наличие спроса не означает, что будут проданы все квоты. Оставшиеся пойдут нам в резерв (кстати, в Беларуси создается резервный фонд выбросов, который страхует работу нашей экономики и оставляет задел на будущее)». 

Что касается проектов совместного осуществления, когда в паре с партнерами-инвесторами на производство внедряются современные энергосберегающие технологии, такие предложения уже есть. Но в большинстве речь идет о быстрых проектах, на реализацию которых уходит не больше года, – например, по утилизации свалочного метана и т.д. Но есть и более долгосрочные предложения, в частности, по переходу на альтернативные источники энергии.  

Как бы там ни было, Беларусь, оставаясь стороной Киотского протокола, будет принимать самое активное участие в поставленных им задачах, таким образом внося свой вклад в решение проблемы по изменению климата. А ведь разговор, возвращаясь к недавнему включению страны в протокол «Б», был не из простых. Белорусской делегации приходилось порой работать в круглосуточном режиме, переговоры шли тяжело и медленно. «Мы продемонстрировали твердую позицию, — вспоминает Александр Апацкий. — Заявили, что в случае непринятия решения по нашему вопросу вынесем его на голосование и оставляем за собой право выхода из Киотского протокола. Так как в таком случае не видим в нем целесообразности». 

Трудное решение было принято лишь в последний день сессии. Тем не менее зал проводил белорусов аплодисментами. Примечательно, что Беларусь, которой пытались навязать не слишком выгодные условия (в частности, систему списания квот и т.д.), свою позицию практически не изменила. «На 80 процентов – это условия Беларуси», — отметил Александр Николаевич. 

Справка «Р»

Сократить выбросы парниковых газов в атмосферу Земли, тем самым уменьшив влияние человечества на климат и окружающую среду в целом, – суть Киотского протокола. Беларусь присоединилась к этому документу 12 августа 2005 года в соответствии с указом главы государства вслед за Россией. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter