Беларусь на четвертом месте в мире по экспорту молочной продукции после ЕС, Новой Зеландии и США

Завершился VII Экспортный форум «Беларусь молочная». Три дня в фойе и конференц-залах столичной гостиницы «Беларусь» было необычно оживленно. Здесь обсуждали состояние и перспективы отрасли участники VII Экспортного форума «Беларусь молочная». О производстве молока и поставках на внешние рынки рассказали заместитель Премьер-министра Александр Субботин и министр сельского хозяйства и продовольствия Иван Крупко. Своими взглядами по актуальным вопросам поделились   руководители и топ-менеджеры отечественных и зарубежных предприятий, потенциальные покупатели, мировые аналитики и представители науки. Нынешний форум собрал свыше 400 участников из 12 стран.


Экспорт молочной продукции начинается с сырья. Молока в стране с каждым годом получают все больше за счет роста продуктивности коров при сохранении на протяжении последних лет их численности на уровне 1,4 миллиона. За минувшую пятилетку его валовое производство выросло более чем на 10 процентов, в 2020 году достигло 7,8 миллиона тонн. По итогам текущей пятилетки планируется выйти на 9,2 миллиона тонн.

С учетом того, что мы полностью обеспечиваем внутренний рынок, весь дополнительный объем производства будет направлен на экспорт, заявил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Алексей Богданов. Если в 2020 году молочной продукции продано за рубеж на 2,4 миллиарда долларов, то в 2025-м объем поставок превысит 3 миллиарда, а к 2030 году дойдет до 4 миллиардов.

Успехи Беларуси на международном рынке без преувеличения можно назвать феноменальными. Производя 1 процент молока в мире, наша страна занимает долю в мировой торговле молоком в 6 процентов. За прошлый год продано за пределы республики 4,8 миллиона тонн продукции в пересчете на молоко. Это четвертая позиция на планете после ЕС, Новой Зеландии и США.

За минувшую пятилетку сделан крен в сторону увеличения производства и экспорта более доходных молочных продуктов. Например, производство сыров и творога увеличено в полтора раза. Практически вся прибавка ушла на зарубежные рынки. За прошлый год экспортировано 230 тысяч тонн сыра и 45 тысяч – творога. А вот экспорт сухого молока за пятилетку снижен за счет целенаправленного уменьшения производства сухого цельного молока. Этот товар стал менее выгодным. Поэтому освободившиеся объемы сырья переориентированы на выпуск более маржинальной продукции.

В целом за пятилетку экспорт молочной продукции в денежном выражении вырос на 38 процентов. Значительно расширилась география: если в 2015 году молочные продукты поставляли в 29 стран мира, то в прошлом году – уже в 58.

В дискуссиях на форуме не раз обращалось внимание на необходимость диверсификации внешних поставок. Да, Россия была и останется главным покупателем нашей продукции. Но по мере роста производства молока надо искать новые рынки. Например, ОАО «Савушкин продукт» уже добралось не только до Китая, но и Филиппин, Японии. На карте поставок ОАО «Лунинецкий молочный завод» за прошлый год появились такие страны, как Египет, Ливия, Сирия, Бангладеш.

Зарубежные специалисты в целом высоко оценивали уровень развития белорусской молочной отрасли. Например, у россиян Беларусь ассоциируется с потрясающим качеством продуктов питания. Но белорусские производители проигрывают российским (которые чаще выпускают худшие товары) в искусстве их продвижения на рынок. В связи с этим предприятиям следует активнее изучать его специфику, отметил известный эксперт рынка генеральный директор Retail4You Сергей Лищук.

Деловая программа форума «Беларусь молочная» была содержательной и интересной для самого широкого круга специалистов. Живой интерес участников вызвали мастер‑классы от известных маркетологов, практический экспортный опыт отечественных производителей, аналитические доклады, посвященные перспективным рынкам. Было много также неформального общения и оживленных дискуссий.

gedroiz@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter