Беларусь как связующее звено между Европейским союзом и ЕврАзЭС

Современная глобальная эпоха, наступившая после завершения «холодной войны» и конфронтации, характеризуется интенсивными интеграционными процессами в области экономики, политики, социальной сферы, охраны окружающей среды, культуры, внешней политики и политики безопасности на региональном и глобальном уровнях...

Современная глобальная эпоха, наступившая после завершения «холодной войны» и конфронтации, характеризуется интенсивными интеграционными процессами в области экономики, политики, социальной сферы, охраны окружающей среды, культуры, внешней политики и политики безопасности на региональном и глобальном уровнях. Таким образом, несмотря на действие некоторых негативных тенденций из прежних эпох, цивилизация в целом стремится к новому качеству, к новой степени организации своих международных, внутригосударственных общественных и межчеловеческих отношений.

Итак, что мне дает право сформулировать тему своей статьи «Беларусь как связующее звено между Европейским союзом и Евразийским экономическим обществом»? И как можно оценить дальнейшие политические последствия для разных стран, интегрирующихся в эти структуры, а также для самой Беларуси? В своем анализе и своих выводах я буду стремиться следовать не только дипломатическому, но прежде всего объективному научному подходу.

Беларусь занимает равнинную площадь, 207,6 тыс. кв. км в центре Европы, если смотреть с запада на восток, и на водоразделе Балтийского и Черного морей с севера на юг. Это в полном смысле слова перекресток между Европой и Азией, между Северной и Юго–Восточной Европой. Если в ближайшем будущем будет сооружен судоходный канал между реками Двиной–Даугавой и Днепром с его притоками Припятью и Сожем, тогда он станет естественным водным путем между Балтикой и Черным морем. Вся западная и большей частью северная граница Беларуси длиной более 1.000 км связывает страну с Европейским союзом. На востоке и юге Беларусь граничит с Россией и Украиной.

Это пространство с глубокой древности было занято группой славянских племен, которые являлись ядром белорусского этноса и народа, племен, родственных с другими славянскими племенами, населяющими Польшу, Россию и Украину. Во время культурной и национальной эволюции Беларусь получила от своих могущественных соседей в разные периоды их исторического государственного присутствия некие культурные элементы. Этим объясняется в большой степени наличие как разных принципов и черт в белорусской идентичности, так и разных конфигураций христианской религии — православие, католицизм, униатство и другие конфессии. Продолжительная совместная жизнь на этом перекрестке объясняется высокой терпимостью друг к другу среди разных этносов, населяющих Беларусь вместе с белорусами, а также терпимостью среди разных конфессий. Вместе с редким художественным талантом, таким характерным для славян, белорусы отличаются высокой толерантностью, дружелюбием, терпеливостью и вместе с этим исключительной смелостью. Наряду с глубокой, древней и традиционной идентичностью на белорусов сильное влияние оказали стереотипы и атмосфера советской эпохи, которые унаследовали ряд черт государственно–политического устройства, идей и культурных ценностей Российской империи. Все это особым образом формировало самый верхний пласт национальной и культурной идентичности Беларуси с доминирующим влиянием русской культуры и политических традиций, которые отличаются своей спецификой «евразийской» характеристики. Эта специфика может быть определена как общество с культурными европейскими ценностями, но с доминированием государства над обществом и сильно выраженным стремлением к централизации власти.

По своей экономической структуре и степени развития Беларусь, хотя и является одной из стран постсоветского пространства, она значительно отличается от многих соседних государств. В этом отношении она ближе к некоторым бывшим социалистическим странам — Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Словакии, а также таким, как Болгария и Румыния. О России — отдельный и очень многосторонний разговор, который я надеюсь продолжить... Сам факт, что Беларусь экспортирует свыше 55 процентов своего ВВП и более 80 процентов промышленной продукции, говорит о том, что экономика страны открыта и в той или иной степени интегрирована в региональную и мировую экономическую систему. Впечатляют данные о торгово–экономическом обмене Беларуси с ЕС, которые в 2001 – 2002 гг. составили 37 – 38 процентов всего товарооборота со странами вне СНГ.

Какова же политика двух основных экономических, культурных и политических центров — Европейского союза и ЕврАзЭС, между которыми находится Беларусь со своей исторической, национальной и культурной идентичностью?

Надо иметь в виду, что оба центра жизненно заинтересованы в интеграции с Беларусью, исходя из ее стратегического географического месторасположения, экономического и культурного потенциала. В то же самое время оба центра прилагают разные политические методы, чтобы достичь этой стратегической цели.

Широко известны шаги по интеграции между Россией и Беларусью в новое надгосударственное объединение, которое должно функционировать в соответствии с принципами общей конституции. Известны и барьеры, которые стоят на пути этой интеграции. Скорее всего, успешный исход этого процесса может быть найден путем сохранения высокой степени государственной автономии России и Беларуси, строительства общих институтов и принципов общей экономической, социальной и культурной политики, а также общей внешней политики и политики безопасности. Все это требует дальнейшего развития процесса демократизации, более широкой автономии экономических субъектов и гражданских организаций.

Какова политика Европейского союза по отношению к Беларуси? Не является тайной, что Европейский союз также заинтересован в интеграции Беларуси в будущем. Мотивация — не только географическая и историческая принадлежность Беларуси к Европе, но и экономические и цивилизационные причины. Разница между сегодняшней политикой ЕС и политикой России состоит, скорее всего, в отношениях к реалиям Беларуси. Здесь со стороны ЕС наблюдаются два разных подхода, которые дают также разные результаты. Первый подход условно можно назвать методом санкций и ограничений. Второй — подход экономической и культурной интеграции. Думаю, что стратегически более успешный — второй. Почему? Потому, что в целом развитие экономической и культурной интеграции естественным путем требует ускорения дальнейшего совершенствования экономики и дальнейшего развития демократических процессов.

Насколько мне известно, Беларусь тоже заинтересована не только в более тесной интеграции с Россией, но и в развитии интеграционных процессов с Европейским союзом. Несколько лет тому назад нынешний министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов в своей стратегической статье развил идею об «интеграции интеграций», т.е. о связывании двух интеграционных процессов, которые происходят с разными темпами в Европе и на постсоветском пространстве. Это очень плодотворная идея, и ее необходимо поддержать.

Какие факторы благоприятствуют этой интеграции и какова роль Беларуси как связующего звена?

1. Беларусь является основным и самым коротким сухопутным транзитным путем между ЕС и Россией. Также необходимо иметь в виду и очень хорошую инфраструктуру, имеющуюся в распоряжении Беларуси для этого транзита.

2. В качестве члена ЕврАзЭСа Беларусь предоставляет большие возможности для любой предпринимательской деятельности не только на территории России, но также Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. В этом смысле она дверь для проникновения на рынок с 200–миллионным населением со многими ресурсами и возможностями. На самой западной окраине Беларуси находится Брестская свободная экономическая зона, которая может быть использована как дверь этого пространства.

3. Тесная интеграция ЕС с Россией в сфере энергетики не может быть реализована успешно без учета стратегического положения Беларуси.

4. Идеи о едином экономическом пространстве между ЕС и Россией тоже не могут быть реализованы без учета пространства Беларуси. Беларусь занимает второе место как торговой партнер России после Германии.

5. Европейский союз очень заинтересован в ограничении потока нелегальной иммиграционной волны, особенно это очевидно в связи с событиями во Франции, которые привели к тяжелым сотрясениям европейских сообществ. Беларусь проводит довольно строгую иммиграционную политику и таким образом задерживает на своей территории около 200.000 нелегальных иммигрантов из Азии, не позволяя им, таким образом, добраться до Европы.

6. Беларусь — одна из немногих стран, которая имеет эффективную систему безопасности против глобального терроризма, и таким образом вносит серьезный вклад в борьбу ЕС с этой угрозой цивилизации.

Все это в целом показывает, что Беларусь может быть действительно связующим звеном между ЕС и ЕврАзЭС во многих отношениях и таким образом реализовать принцип «интеграция интеграций». Но вместе с тем, чтобы интеграционные процессы Беларуси были успешными и эффективными, с одной стороны, с Россией и ЕврАзЭС и, с другой стороны, с ЕС необходимо провести переговоры на всех уровнях между заинтересованными сторонами в соответствии с глобальными реальностями, тенденциями мирового развития и вызовами, перед которыми стоят обе структуры. Также необходимо и далее совершенствовать нормативно–правовые, экономические и иные реалии в самой Беларуси, которые синхронизируют связи между двумя экономическими и социально–политическими системами.

 

Петко ГАНЧЕВ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter