Беларусь и Польша: дорогой прагматизма

Как известно, с 2005 года между Беларусью и Польшей возникли определенные проблемы. Первоначально — с появлением двух Союзов поляков: официального и самопровозглашенного, который возглавила Анжелика Борис. Польша немедленно выступила на стороне самопровозглашенного Союза поляков, усмотрев в нем возможности для влияния на внутренние дела в Республике Беларусь. Дополнительным поводом для конфликтов стало введение Польшей «карты поляка». Ее цели также далеки от идеала для национальных интересов Беларуси.

Западной соседке наиболее выгодно сохранение нашего суверенного государства между ЕС и Россией

Как известно, с 2005 года между Беларусью и Польшей возникли определенные проблемы. Первоначально — с появлением двух Союзов поляков: официального и самопровозглашенного, который возглавила Анжелика Борис. Польша немедленно выступила на стороне самопровозглашенного Союза поляков, усмотрев в нем возможности для влияния на внутренние дела в Республике Беларусь. Дополнительным поводом для конфликтов стало введение Польшей «карты поляка». Ее цели также далеки от идеала для национальных интересов Беларуси.

ВО-ПЕРВЫХ, страна-соседка столкнулась с отъездом сотен тысяч граждан в более развитые страны ЕС после введения безвизового режима. Естественен соблазн переманить к себе на их место определенное количество граждан Беларуси с польскими этническими корнями. Польский интерес понятен, но никакого энтузиазма у белорусских властей не вызывает: белорусские граждане любого этнического происхождения нужны самой Беларуси, одной из наименее населенных стран Европы.

Для сравнения, вся 16-милионная Голландия может уместиться на территории одной Гомельской области. Именно поэтому Президент Беларуси постоянно заявляет, что нужно значительно увеличивать население страны. Во-вторых, получатели «карты поляка», не уехавшие на ПМЖ в Польшу, рассматриваются польскими властями как естественные агенты влияния Польши внутри Беларуси. Это также не способно вызвать какое-либо сочувствие в Минске. Население Беларуси в четыре раза меньше населения Польши, а история полна примеров, когда, используя свои диаспоры в маленьких странах, большие страны негативно влияли на суверенитет стран малых. Скажем, Венгрия, которая принимает серьезные меры по влиянию на венгерскую диаспору в Словакии (население Словакии в два раза меньше населения Венгрии), удостоилась за это следующих эпитетов со стороны премьер-министра Словакии в начале июня 2010 года: «существует конфликт ценностей между Словакией, которая имеет давние антифашистские традиции, и этой экстремистской страной (Венгрией), которая экспортирует «коричневую чуму». Все это происходит внутри ЕС.

Как же должна реагировать на подобные действия Беларусь, менее чем десятимиллионная страна, граничащая с 38-миллионной Польшей, являющейся членом 500-миллионного ЕС?

19 июня в Гродно у незарегистрированного СПБ сменилось руководство — вместо Анжелики Борис его возглавила Анжелика Орехво. Российская газета «Коммерсантъ» сообщила своим читателям 21 июня, что «в белорусских СМИ ее отставку считают результатом договоренностей Минска и Варшавы. Так как Варшава не раз объявляла, что судьба польской общины будет краеугольным камнем на переговорах с Минском, фигура госпожи Борис явно мешала сторонам развивать «конструктивный диалог».

А конструктивный диалог Беларуси и Польше нужен. Потенциал белорусско-польских отношений виден по успеху 14-го белорусско-польского экономического форума «Добрососедство», прошедшего 9 июня. Наши страны снова вернулись к идее строительства Зельвенской угольной электростанции, которая будет работать в Беларуси на польском угле. При этом ее мощность будет почти сопоставима с одним из блоков планируемой к строительству в Беларуси атомной станции (900 МВт у Зельвенской электростанции, и два блока по 1000 МВт планируются при возведении атомной станции). Строительство электростанции позволит диверсифицировать источники поступления энергоресурсов на территорию Беларуси (актуальность чего продемонстрировали недавние события с газом). Из других важных событий для белорусско-польских экономических отношений в июне можно отметить подписание соглашения между Польским банком национального хозяйства и АСБ «Беларусбанк» о финансировании польского экспорта в Беларусь.

ТАК называемый «польский вопрос» в Беларуси кем-то явно надуман. У наших властей и так хватает забот по модернизации экономики, чтобы еще разжигать национальную рознь. Как раз выборы Президента Беларуси в 1994 году и означали отказ от поиска этнических корней в определении понятия идеального белорусского гражданина. Позиция Беларуси проста и конструктивна — каждый гражданин Беларуси имеет равные права в своей стране, независимо от пола, религии, национальности. Таким образом, в Беларуси реализуется так называемая «гражданская концепция нации» по образцу Швейцарии с четырьмя государственными языками, Индии с более чем 20 государственными языками или США. Большое количество белорусских граждан с польскими этническими корнями на высших государственных позициях в Беларуси — наглядная иллюстрация эффективности такого понимания гражданства в нашей стране.

А восстановление потенциала белорусско-польских отношений — в интересах как правительства Польши, так и польских граждан. Инициатива польской стороны в деле создания «Восточного партнерства» с ЕС может быть утрачена польским правительством, если оно само начнет создавать проблемы с его реализацией, в том числе с Беларусью. А ведь только экономическое измерение «Восточного партнерства» сулит Польше несметные выгоды. Если «Восточное партнерство» придет к своей декларированной цели в виде обеспечения свободной торговли Беларуси со странами ЕС, это приведет к росту товарооборота Евросоюза через территорию Польши с Беларусью как окраиной Таможенного союза, состоящего из Беларуси, России и Казахстана с более чем 160 миллионами населения. Товары на сотни миллиардов долларов станут перемещаться по маршруту Казахстан — Россия — Беларусь — ЕС через территорию Польши, увеличивая транзитный потенциал Польши, наполняя ее бюджет доходами от транзита, создавая сотни тысяч высокооплачиваемых рабочих мест для поляков и новые перспективы для польского экспорта. А ведь в перспективе по этому же маршруту может пойти и товарооборот между ЕС и Китаем, который сегодня осуществляется по морю и через несколько лет приблизится к 600—700 миллиардам долларов. Готова ли Польша отказаться от миллиардов транзитных долларов, для получения которых участие Беларуси – ключевое?

Польше наиболее выгодно сохранение суверенного белорусского государства между ЕС и Россией, имеющего прекрасные отношения с обеими сторонами. Любое серьезное давление на Беларусь со стороны ЕС вызовет отдаление Беларуси от ЕС в пользу России и затормозит создание зоны свободной торговли с ЕС. Чрезмерное сближение Беларуси с ЕС, напротив, вызовет охлаждение белорусско-российских отношений и приостановит любые белорусско-российские проекты по свободной торговле. Часть товарных потоков из стран СНГ и Китая, в последнем случае, может пойти на ЕС вместо Беларуси через Украину, что Польше откровенно невыгодно, потому что Украина может организовывать дальнейший транзит товаров в ЕС и из ЕС через территории Словакии, Венгрии и Румынии, минуя территорию Польши.

ТАКИМ образом, экономические интересы толкают Польшу на большое уважение к национальным интересам Беларуси и признание, что «польский вопрос» в Беларуси не имеет под собой заслуживающих внимание оснований. Будем надеяться, что после президентских выборов в Польше экономический прагматизм возобладает.

Сергей КИЗИМА, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter