Западной соседке наиболее выгодно сохранение нашего суверенного государства между ЕС и Россией
Как известно, с 2005 года между Беларусью и Польшей возникли определенные проблемы. Первоначально — с появлением двух Союзов поляков: официального и самопровозглашенного, который возглавила Анжелика Борис. Польша немедленно выступила на стороне самопровозглашенного Союза поляков, усмотрев в нем возможности для влияния на внутренние дела в Республике Беларусь. Дополнительным поводом для конфликтов стало введение Польшей «карты поляка». Ее цели также далеки от идеала для национальных интересов Беларуси.
ВО-ПЕРВЫХ, страна-соседка столкнулась с отъездом сотен тысяч граждан в более развитые страны ЕС после введения безвизового режима. Естественен соблазн переманить к себе на их место определенное количество граждан Беларуси с польскими этническими корнями. Польский интерес понятен, но никакого энтузиазма у белорусских властей не вызывает: белорусские граждане любого этнического происхождения нужны самой Беларуси, одной из наименее населенных стран Европы.Для сравнения, вся 16-милионная Голландия может уместиться на территории одной Гомельской области. Именно поэтому Президент Беларуси постоянно заявляет, что нужно значительно увеличивать население страны. Во-вторых, получатели «карты поляка», не уехавшие на ПМЖ в Польшу, рассматриваются польскими властями как естественные агенты влияния Польши внутри Беларуси. Это также не способно вызвать какое-либо сочувствие в Минске. Население Беларуси в четыре раза меньше населения Польши, а история полна примеров, когда, используя свои диаспоры в маленьких странах, большие страны негативно влияли на суверенитет стран малых. Скажем, Венгрия, которая принимает серьезные меры по влиянию на венгерскую диаспору в Словакии (население Словакии в два раза меньше населения Венгрии), удостоилась за это следующих эпитетов со стороны премьер-министра Словакии в начале июня 2010 года: «существует конфликт ценностей между Словакией, которая имеет давние антифашистские традиции, и этой экстремистской страной (Венгрией), которая экспортирует «коричневую чуму». Все это происходит внутри ЕС.
Как же должна реагировать на подобные действия Беларусь, менее чем десятимиллионная страна, граничащая с 38-миллионной Польшей, являющейся членом 500-миллионного ЕС?
19 июня в Гродно у незарегистрированного СПБ сменилось руководство — вместо Анжелики Борис его возглавила Анжелика Орехво. Российская газета «Коммерсантъ» сообщила своим читателям 21 июня, что «в белорусских СМИ ее отставку считают результатом договоренностей Минска и Варшавы. Так как Варшава не раз объявляла, что судьба польской общины будет краеугольным камнем на переговорах с Минском, фигура госпожи Борис явно мешала сторонам развивать «конструктивный диалог».
А конструктивный диалог Беларуси и Польше нужен. Потенциал белорусско-польских отношений виден по успеху 14-го белорусско-польского экономического форума «Добрососедство», прошедшего 9 июня. Наши страны снова вернулись к идее строительства Зельвенской угольной электростанции, которая будет работать в Беларуси на польском угле. При этом ее мощность будет почти сопоставима с одним из блоков планируемой к строительству в Беларуси атомной станции (900 МВт у Зельвенской электростанции, и два блока по 1000 МВт планируются при возведении атомной станции). Строительство электростанции позволит диверсифицировать источники поступления энергоресурсов на территорию Беларуси (актуальность чего продемонстрировали недавние события с газом). Из других важных событий для белорусско-польских экономических отношений в июне можно отметить подписание соглашения между Польским банком национального хозяйства и АСБ «Беларусбанк» о финансировании польского экспорта в Беларусь.
ТАК называемый «польский вопрос» в Беларуси кем-то явно надуман. У наших властей и так хватает забот по модернизации экономики, чтобы еще разжигать национальную рознь. Как раз выборы Президента Беларуси в 1994 году и означали отказ от поиска этнических корней в определении понятия идеального белорусского гражданина. Позиция Беларуси проста и конструктивна — каждый гражданин Беларуси имеет равные права в своей стране, независимо от пола, религии, национальности. Таким образом, в Беларуси реализуется так называемая «гражданская концепция нации» по образцу Швейцарии с четырьмя государственными языками, Индии с более чем 20 государственными языками или США. Большое количество белорусских граждан с польскими этническими корнями на высших государственных позициях в Беларуси — наглядная иллюстрация эффективности такого понимания гражданства в нашей стране.
А восстановление потенциала белорусско-польских отношений — в интересах как правительства Польши, так и польских граждан. Инициатива польской стороны в деле создания «Восточного партнерства» с ЕС может быть утрачена польским правительством, если оно само начнет создавать проблемы с его реализацией, в том числе с Беларусью. А ведь только экономическое измерение «Восточного партнерства» сулит Польше несметные выгоды. Если «Восточное партнерство» придет к своей декларированной цели в виде обеспечения свободной торговли Беларуси со странами ЕС, это приведет к росту товарооборота Евросоюза через территорию Польши с Беларусью как окраиной Таможенного союза, состоящего из Беларуси, России и Казахстана с более чем 160 миллионами населения. Товары на сотни миллиардов долларов станут перемещаться по маршруту Казахстан — Россия — Беларусь — ЕС через территорию Польши, увеличивая транзитный потенциал Польши, наполняя ее бюджет доходами от транзита, создавая сотни тысяч высокооплачиваемых рабочих мест для поляков и новые перспективы для польского экспорта. А ведь в перспективе по этому же маршруту может пойти и товарооборот между ЕС и Китаем, который сегодня осуществляется по морю и через несколько лет приблизится к 600—700 миллиардам долларов. Готова ли Польша отказаться от миллиардов транзитных долларов, для получения которых участие Беларуси – ключевое?
Польше наиболее выгодно сохранение суверенного белорусского государства между ЕС и Россией, имеющего прекрасные отношения с обеими сторонами. Любое серьезное давление на Беларусь со стороны ЕС вызовет отдаление Беларуси от ЕС в пользу России и затормозит создание зоны свободной торговли с ЕС. Чрезмерное сближение Беларуси с ЕС, напротив, вызовет охлаждение белорусско-российских отношений и приостановит любые белорусско-российские проекты по свободной торговле. Часть товарных потоков из стран СНГ и Китая, в последнем случае, может пойти на ЕС вместо Беларуси через Украину, что Польше откровенно невыгодно, потому что Украина может организовывать дальнейший транзит товаров в ЕС и из ЕС через территории Словакии, Венгрии и Румынии, минуя территорию Польши.
ТАКИМ образом, экономические интересы толкают Польшу на большое уважение к национальным интересам Беларуси и признание, что «польский вопрос» в Беларуси не имеет под собой заслуживающих внимание оснований. Будем надеяться, что после президентских выборов в Польше экономический прагматизм возобладает.
Сергей КИЗИМА, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь