Беларусь и Иран выходят на новый этап сотрудничества

Визит высокого иранского гостя

Визит высокого иранского гостя

В Минск прибыл с визитом Председатель Собрания Исламского совета Ирана Али Лариджани. Первую встречу на нашей земле он провел с Президентом.

Белорусско-иранское взаимодействие — наглядная иллюстрация того, как развитию конструктивного, взаимовыгодного сотрудничества двух стран может помешать чужая недобрая воля. Уровень политического диалога между нашими странами весьма высок. Главы государств дважды обменивались визитами. Александр Лукашенко посещал Тегеран в 1998 и 2006 годах. Его иранский коллега приезжал в Минск в 2004-м и 2007-м. Таким образом, между государствами выстроились доверительные отношения, основанные в том числе и на общности взглядов на международную повестку дня. Хорошая почва для наполнения политического диалога деловым содержанием.

Прорывным в этом смысле стал визит Президента Беларуси в Иран в 2006 году. Хорошо помню его денежное измерение. Во время трехдневной работы нашей делегации было заключено контрактов и соглашений на сумму около 350 млн долларов. Впервые обсуждались варианты совместной работы в нефтяной сфере. Иранский бизнес с интересом взглянул на Беларусь как на привлекательную для инвестирования площадку. С этого момента взаимный товарооборот пошел в рост. И начиная с 2010 года не падал ниже 100 млн долларов в год. Однако в 2013-м он сократился вдвое.

Почему так получилось — гадать не приходится. Это прямое следствие односторонних санкций США и ЕС против Тегерана. Еще одна сфера, которой они серьезно мешают, — инвестиционная. В свое время иранский бизнес заявлял о намерении инвестировать в нашу экономику до 1 млрд долларов. Его привлекла перспектива финансирования проектов в торговой и гостиничной сферах, промышленном производстве, сельском хозяйстве. К сожалению, до заявленных сумм по понятным причинам еще далеко. Тем не менее иранский капитал в Беларуси работает. В прошлом году объем вложений достиг 75,8 млн долларов, из которых 46,5 миллиона — прямые инвестиции. То есть даже в непростых условиях внешнего давления мы не отодвигаем взаимные интересы в сторону и продолжаем настойчиво реализовывать свои замыслы. И если иранское государство поддержит своих инвесторов, эффект будет еще более весомым. Визит Али Лариджани должен поспособствовать этому процессу. Поэтому Александр Лукашенко назвал его “знаковым в восстановлении интенсивности наших отношений”. Гость с такой трактовкой был абсолютно солидарен. Он заверил, что и Тегеран на перспективу контактов с Минском смотрит аналогично.

Дословно

Во время встречи с Али Лариджани Президент сказал гостю:

— Иран мы всегда рассматривали как перспективного партнера для сотрудничества. Мы достигли определенных результатов в экономической сфере. Но в последнее время в силу внешнего воздействия, прежде всего на Иран, да и нам нелегко, вы знаете, товарооборот у нас снизился. Мы начали терять какие-то нити сотрудничества. И ваш визит в связи с этим очень важен для нас. Мы должны просто немедленно выйти на самый высокий уровень взаимодействия, как это было раньше... Возможности и у нас, и у вас колоссальные... Хотелось бы, чтобы здесь было больше движения, чтобы вы в центре Европы демонстрировали всем, что Иран есть, он не просто жив, он будет долго жить, и назло нашим врагам он будет процветать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter