75 лет МТЗ: история людей и высоких технологий

«Беларус» — это звучит!

Наряду со льном, васильками, аистами, Беловежской пущей, с которыми обычно ассоциируется наша страна, не менее прочную позицию занимает трактор «Беларус». Этих мощных и надежных тружеников знают во всех уголках планеты. Осенью с конвейера МТЗ сойдет 4-миллионный трактор, а сегодня предприятие отмечает 75-летие со дня основания. Накануне юбилея «Р» поговорила с работниками МТЗ, для которых завод стал не просто местом трудоустройства, а важной вехой в жизни.

Как бы ни менялась коньюнктура рынка, спрос на минские трактора будет всегда — без надежных помощников не обойтись ни крупным сельхозпредприятиям, ни фермерским хозяйствам. Поэтому заводчане вне зависимости от сезона обеспечивают ритмичную работу производственного конвейера.

«Та заводская проходная, что в люди вывела меня»

Евгений Пошерстик на МТЗ трудится более полувека. Глядя на Евгения Аркадьевича, никогда не скажешь, что ему в этом году исполнится 77. Бодр, подтянут, динамичен — иные тридцатилетние позавидуют!

— Это меня завод так крепко поставил на ноги. Не только выдал путевку в жизнь, но и здоровье закалил, — широко улыбается мой собеседник. — Знаете, какую эффективную закалку обеспечивает кузница, где металл разогревается до 1000, а то и больше градусов? А я в горячем цеху, считай, полвека провел.

26-летним юношей Евгений Аркадьевич пришел на тракторный. И сразу — в цех молотов. Уж очень привлекала «огненная» профессия, вкус которой он до этого попробовал в кузнечном цеху завода шестерен, где начал работать после неудачной попытки поступления в Минское высшее инженерное радиотехническое училище.

Евгения Пошерстика на МТЗ привлекла «огненная» профессия.

— Тяжеловато бывает только из-за жары, с непривычки. А когда втянешься в эту работу, высокие температуры перестаешь ощущать, — признается Евгений Аркадьевич. — На заводе шестерен я задержался на семь лет, но в последний год решил: во что бы то ни стало перейду на тракторный. Предприятие гремело на весь мир, работать там считалось престижным. А я был молод, и мне хотелось туда, где, казалось, кипела сама жизнь. Так в один из дней я оказался на приеме у тогдашнего гендиректора МТЗ — Николая Никитовича Слюнькова, он дал мне добро. И я переводом попал на МТЗ. Здесь впечатлило все: цеха, оборудование, люди. До сих пор помню восторженное ощущение, охватившее меня целиком, — словно попал в другой мир.

Поначалу Евгений Аркадьевич трудился обрезчиком на 5-тонном молоте, затем подручным. Спустя какое-то время получил 5-й разряд кузнеца-штамповщика. Позже возглавил «огненную» бригаду. Всем профессиям, востребованным в кузнечном цеху, обучался прямо на рабочем месте.

— Мне повезло. Только устроился в цех и тут же познакомился с Героем Социалистического Труда Федором Самусевым, который рядом работал на 8-тонном молоте, был бригадиром кузнецов-штамповщиков. Мы трудились рука об руку, и он меня многому научил: и профессионализму, и общению с людьми, и как себя вести в трудовом коллективе. Ему уже было за 50, он был умудренным опытом человеком, опекал меня по-отечески. И мне советы Федора Кононовича очень в жизни пригодились. На праздновании его 60-летнего юбилея во Дворце культуры нашего тракторного завода я познакомился еще с одним известным Героем Соцтруда, работавшим на МТЗ, — Евгением Климченко, а также с Михаилом Калашниковым — создателем всемирно известного автомата. Так что МТЗ в моей судьбе — не просто рабочее место, это еще и место встречи с замечательными людьми. Тут я, кстати, и с женой будущей познакомился, с которой мы вырастили троих детей.

Завтра на МТЗ может попасть любой желающий: предприятие проводит день открытых дверей.

В кузнице МТЗ Евгений Аркадьевич отработал 23 года. Глядя на то, как ловко управляются с раскаленными заготовками нынешние работники, он и сегодня не скрывает гордости за родной цех:

— Именно в кузнице запускается весь дальнейший производственный процесс, конечным итогом которого будет новый красавец трактор. Из заготовки куется необходимая деталь, производится ее термообработка, дальше она отправляется в механический цех, а потом на сборку. В конце 80-х, когда завод выпускал до 100 тысяч тракторов в год, я штамповал по 450 коленчатых валов в смену. Работали очень напряженно: большая страна нуждалась в нашей продукции. Тогда трактора выпускались и в Волгограде, и в Липецке, но минский все равно считался лучшим. На МТЗ было организовано социалистическое соревнование, и каждый работник старался перевыполнить производственные планы — так можно было и премию получить, и авторитет заработать. Знаете, моей самой любимой моделью по-прежнему является МТЗ-50, несмотря на то, что сейчас завод выпускает куда более современные и эффективные машины. Знаменитый трактор, который начал выпускаться в 1956-м и когда-то работал на всех наших сельхозпредприятиях. Простой в эксплуатации, неприхотливый по запчастям, долгожитель, он по сей день используется в хозяйствах, хоть уже и давно снят с производства. Приятно, что к его выпуску я тоже приложил руку. По сей день я напеваю известную и очень популярную когда-то песню, в которой есть такие строки: «Та заводская проходная, что в люди вывела меня». Это действительно так, все самое лучшее, что было и есть в моей жизни, дал мне родной МТЗ. Благодаря ему я и мир посмотрел: был в командировках в Германии, ОАЭ, Индии, Великобритании.

В начале 90-х Евгения Аркадьевича избрали председателем проф­союзного комитета кузнечного цеха. И этой работой он занимался до 2019 года. Помогал заводчанам решать самые разные вопросы — от бытовых до семейных. Сейчас у Евгения Аркадьевича не менее ответственный участок. Он  мастер комбината общепита. На территории завода — 34 общепитовские точки: столовые, буфеты, кулинарии и даже ресторан. Все это большое хозяйство должно работать без сбоев, чтобы обеспечить заводчанам вкусное и полезное питание.

— Смотрю на молодых работников, на то, как развивается завод, и радуюсь: в том, каким он стал за свои 75 лет существования, есть и часть моего труда, — признается Евгений Аркадьевич.

«Буду работать только здесь!»

Если кузнечный цех — это огонь, сила и кипучая энергия, то участок № 2 механического цеха № 5, куда мы зашли следом, — точность и высокие технологии. Немецкое и итальянское оборудование для него было закуплено в 2010 году. На станках с числовым программным управлением производятся детали для узлов на трактора от 100 до 220 лошадиных сил. Все процессы по максимуму автоматизированы. На одних станках нарезаются зубья на шестернях, на других идет обработка валов. На первый взгляд кажется, что человек здесь вовсе не нужен, — всю работу сделают умные машины. Но это не совсем так, опровергает старший мастер участка № 2 Валерий Хонский:

— На участке занято 67 операторов станков с числовым программным управлением и 32 наладчика, у всех работников — среднее специальное образование, у многих наладчиков — высшее. Люди все подготовленные, так как работа здесь сложная, хоть и интересная. Операторы у нас в основном работают по пятому разряду.

Валерий Хонский считает свой цех, оснащенный современным оборудованием, самым технологичным и передовым.

Дату своего прихода на завод Валерий Викторович помнит, словно это было вчера, — 7 августа 1975 года. Старший брат, работавший на МТЗ токарем, посоветовал деревенскому парню, отслужившему к тому моменту в армии, связать дальнейшую жизнь с тракторным. Первым впечатлением о предприятии Валерий Викторович поделился в своей книге «Трудовая биография мастера МТЗ»: «После получения переговорной записки в отделе кадров меня сопровождал коллега брата, Вася Зубарь. Обход начали по кругу. Заготовительный цех, кузнечный, литейный, первый и второй механические. Последним в маршруте оказался 5-й механический цех. Это был новый цех, подписанный в производство 30 декабря 1973 года. Войдя в него, я был восхищен. Цех был высокий, светлый, ровными рядами стояли металлообрабатывающие станки зеленого цвета. В душе что-то екнуло, и я сказал Васе: «Буду работать только здесь!»

Несмотря на молодость, Валерий Викторович не ошибся. Родному механическому цеху № 5 он остается верен вот уже 46-й год. Сначала был токарем, потом — шлифовщиком, наладчиком. Склонность к геометрии и вообще к математике помогла быстро схватывать все тонкости производственных процессов, где самым важным фактором является точность. Через шесть лет после трудоустройства стал мастером, а с 1981-го — старшим мастером, в этой должности трудится по сей день. На глазах Валерия Викторовича менялось производство, совершенствовались технологии, но самое заметное обновление произошло 11 лет назад.

— На новом оборудовании согласно контракту мы должны выпускать 114 наименований деталей: 86 — шестерен и 28 — валов, — рассказывает старший мастер. — Но за эти годы, естественно, номенклатура расширилась, и наш участок помогает в освоении и производстве деталей для новых моделей тракторов, в том числе 2522, 3522. Один новый станок способен заменить 7 старых. С их установкой выросла не только скорость обработки деталей, но и качество. Когда собрали первую трансмиссию с деталями, вышедшими из нашего цеха, конструкторы были поражены: шум снизился на 16 децибел. И, что особенно важно, на качество не может повлиять человеческий фактор, так как все процессы управляются «мозгами» оборудования. А это значит, что и муфты, и коробки передач, и трансмиссия, при сборке которых используются детали с нашего участка, прослужат дольше, что скажется и на сроке эксплуатации и надежности тракторов.

Валерий Викторович мечтает о том, чтобы как можно больше на предприятии было подобных цехов с самым современным оснащением. Тогда будут быстрее разрабатываться и запускаться в производство новые модели техники. О своих мыслях и рассуждениях о производстве, предприятии и людях старший мастер написал в упомянутой уже книге, признавшись на последних страницах в том, что собрался уйти на заслуженный отдых: возраст, мол, да и здоровье уже не то… Было это два года назад. Но, к радости коллег по цеху, он продолжает трудиться.

— Зашел во время отпуска, увидел рабочих, расстроенных моими намерениями, и не смог их оставить, — улыбается Валерий Викторович. — Да и новому начальнику участка захотелось помочь освоиться. Очень хороший парень, умница, хочу передать ему свои знания и опыт, как и мне в свое время помогали старшие коллеги.

 «Не было уголка на планете, где не знали бы наш трактор»

— Вообще-то у нас семейная династия на заводе — общий стаж более 128 лет, — такие впечатляющие цифры приводит главный специалист по экономическим вопросам ОАО «МТЗ» Валентин Чикунов. — 50 лет — моих, 42 — супруги, 24 — старшей дочери, 12 — младшей. Заводской юбилей встречаю в приподнятом настроении. Когда приехал сюда по распределению после окончания Гомельского машиностроительного техникума, МТЗ было всего 24 года. На моих глазах предприятие росло, крепло, развивалось. Благодарен судьбе, связавшей меня с заводом. Здесь я состоялся как специалист, как руководитель. Специалисты МТЗ ценятся везде. Не знаю, где еще можно набраться такого богатого опыта и знаний.

Валентин Чикунов распределился на МТЗ, когда заводу было 24 года.

Начинал Валентин Павлович свою заводскую карьеру наладчиком оборудования. Когда он прибыл на завод, тут только создавался цех точного стального литья — пятый такой цех в СССР. Оборудование монтировалось. Поэтому молодого специалиста направили на Волгоградский тракторный завод на учебу — это была совершенно новая для МТЗ технология. По возвращении Валентин Павлович участвовал в запуске оборудования на модельно-керамическом участке, а затем — в запуске производства. Перспективного молодого специалиста назначили производственным мастером. А через три года перевели в производственно-диспетчерский отдел.

— Этот отдел был своего рода «глазами и ушами» дирекции предприятия. Его специалисты не только занимались планированием производства, но и курировали выполнение планов, спрос был жесткий, — вспоминает Валентин Павлович. — Я понял, что мне не хватает экономических знаний, пришлось заочно окончить институт народного хозяйства.

С экономикой Валентин Павлович подружился, можно сказать, на всю жизнь. В производственно-диспетчерском отделе он задержался на 27 лет и прошел все ступени карьерной лестницы — от техника-технолога до начальника отдела — заместителя директора производства. Именно на те годы пришлись и самые большие объемы выпуска продукции — к концу 80-х завод собирал по 100 тысяч тракторов в год. Работал на пределе мощностей: если смена не успевала собрать один трактор, в рабочее время наверстать упущенное было невозможно. Чтобы выполнить план, за который строго спрашивали, на предприятии организовывались рабочие субботы, хотя и так выходных суббот в то время в году было всего 16. Расширялась и линейка продукции: к колесному МТЗ-2, с которого начинался заводской конвейер, постепенно прибавились МТЗ-50,   МТЗ-52, позже — 80-я и 82-я модели. В Беларуси оставалось не более 6—10 процентов продукции, остальная расходилась по просторам Советского Союза и экспортировалась за границу, рассказывает мой собеседник:

— В дальнее зарубежье в то время мы отправляли четверть от общего выпуска тракторов. Серийные машины красили в синий цвет. Экспортный вариант был красным. Уже тогда поставляли продукцию в 125 стран мира — от Африки до Южной Америки. Не было уголка на планете, где не знали бы наш трактор. Вообще, вся сельскохозяйственная техника, которая тогда выпускалась в СССР, экспортировалась под нашим брендом «Беларус». Ростовские комбайны, липецкие трактора — все за границей продавалось под флагом нашего предприятия. Марка МТЗ завоевала мировую известность.

С развалом СССР вся наработанная система рухнула. Централизованные поставки, доводимые Госпланом — и по материально-техническому снабжению завода, и по реализации его продукции, — прекратились. Заводу пришлось самостоятельно налаживать связи с поставщиками металлопроката и других материалов, выстраивать сбытовые цепочки. Это были сложные, но интересные годы, подчеркивает Валентин Павлович:

— Тогда МТЗ и перешел на рыночные отношения, когда важной задачей стало не только произвести продукцию, но и продать ее.

Чтобы остаться на плаву, завод еще больше занялся расширением модельного ряда, поставив на конвейер трактор МТЗ-1221, позже стал производить модели мощностью 200 и 250 лошадиных сил.

Маляр механического цеха № 2 Светлана Драгун пришла на МТЗ 10 лет назад и осуществила свою детскую мечту — рисовать кистью целый день.

В 2000 году Валентин Павлович вернулся на производство, став начальником сталелитейного цеха. Но ненадолго. Через три года генеральный директор предложил должность первого заместителя маркетинг-директора предприятия. В то время на заводе процветал бартер: завод не продавал трактора, а менял их на металл, другую продукцию. А тракторами, образно говоря, торговали все кому не лень: только в Москве работало около сотни подобных компаний. Из-за притока тракторов на серый рынок МТЗ не только лишался живых денег, но и не мог формировать независимую ценовую политику, что не лучшим образом сказывалось на экономике предприятия.

— Две недели думал, прежде чем согласиться, — признается мой собеседник. — Я совсем не коммерсант по натуре, но гендиректор убедил, что кому, как не опытному работнику, полностью знающему производство и продукцию, этим заниматься.

Расчет гендиректора оправдал себя. Бартер на предприятии Валентин Павлович вместе с коллегами победил, создав собственную товаропроводящую сеть. Уже в 2005 году МТЗ перешел полностью на денежные отношения. Торговые дома с дилерской сетью, обеспечивающей техническое сопровождение минских тракторов, созданные во всех федеральных округах России, Молдове и Казахстане, успешно работают и сегодня. В Беларуси действуют около двух десятков технических центров МТЗ. Общества — структуры по сбыту продукции создали и в дальнем зарубежье.

Добросовестный труд Валентина Павловича не остался незамеченным: в прошлом году ему вручили самую высокую награду МТЗ — почетный знак «За трудовое отличие». А он продолжает трудиться на благо экономики предприятия и не сомневается, что у бренда «Беларус», который входит в семерку сильнейших мировых производителей тракторов, отличные перспективы:

— Завод и дальше расширяет линейку тракторов, осваивает востребованные на рынке модели. Сегодня уже можем выпускать трактора мощностью 350 лошадиных сил. В прошлом году произвели 31 800 тракторов различной комплектации, более 29 тысяч которых ушло за пределы страны. В бизнес-плане на этот год заложена цифра 35 тысяч. На рынке опять вырос спрос на нашу продукцию, заказы предприятию оплачены на месяц вперед. Нам сегодня есть чем гордиться — и историей предприятия, и людьми, которые делают эту историю.

khlystun@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter