Беглая совесть

Почему водители уезжают с места ДТП?
Почему водители уезжают с места ДТП?

В ноябре прошлого года у деревни Шайтерово Верхнедвинского района на шоссе Витебск — Полоцк — граница Латвии обнаружили тело погибшего 10–классника местной школы. В том, что он был сбит автомобилем, сомнений не возникало, однако водитель с места аварии скрылся. В смерти парня, как выяснилось, виноват житель Таллина, которого впоследствии задержали в Новополоцке. Там же на стоянке обнаружили его «Субару–Аутбек». Сам 46–летний нарушитель вспоминал, что всю дорогу после наезда переживал, мучился, боролся с собой... Однако мужества, чтобы вернуться на место происшествия, у него не хватило.

Как это ни цинично звучит, но в похожей ситуации может оказаться каждый автолюбитель. Возможно, это отличный семьянин или душа компании, директор фирмы, разъезжающий на дорогом авто, или скромный работник сельхозпредприятия, зеленый парнишка, лишенный водительских прав, или убеленный сединами аккуратист, никогда доселе не попадавший в поле зрения сотрудников Госавтоинспекции. Минутная слабость, банальная трусость либо незнание законов гонит их подальше от страшного места. Даже тот, кто на сто процентов уверен в собственной невиновности, может уехать лишь потому, что, к примеру, забыл дома водительские права.

— Водители боятся, будто их сразу посадят в тюрьму, — говорит начальник межрайонного отдела оперативного реагирования и розыска ГАИ при УВД Витебского облисполкома подполковник милиции Юрий Кузнецов. — Однако доказать чью–то вину — дело следствия, во время которого назначается целый ряд экспериментов и экспертиз. Мы же ищем беглецов, которые, как правило, живут в постоянном ожидании, что за ними вот–вот придут.

Случай, произошедший в марте нынешнего года в Бегомле, во многом можно считать показательным. Вечером на дороге Минск — Витебск витебчанин переехал лежащего на дороге пьяного жителя деревни Бабцы. Молодой мужчина, находившийся за рулем, объективно не мог видеть свою жертву! По сути дела он не виноват, однако, позвонив в Докшицкий РОВД, сообщил не о наезде, а о том, что на дороге лежит человек. Через двое суток, правда, он рассказал, как все произошло на самом деле. «У меня словно груз с плеч упал, — признался он милиционерам. — Не могу заснуть, не могу жить в постоянном страхе».

По статистике, 70 — 80 процентов ДТП совершается из–за неосмотрительности пешеходов. Неудивительно, если оставшийся в живых виновник ничего не вспомнит: может, удар пришелся в голову, а может, пьяный был до чертиков. В этом случае большую роль играют свидетельские показания, результаты следственного эксперимента.

— Некоторые водители не сознаются до тех пор, пока мы не познакомим их с Уголовным кодексом или методиками расследования ДТП, — рассказывает старший инспектор отдела капитан милиции Дмитрий Мальчевский, на протяжении двух последних лет признававшийся лучшим по профессии. — А вот сами нарушители сдаваться приходят редко. За время существования нашего отдела, который создан в 2005 году, такое случилось лишь однажды. Тогда в Витебске на проспекте Победы возле одного из пешеходных переходов сбили женщину. Водитель остановился, вышел из машины и поинтересовался, нужна ли помощь. «Ничего не надо», — ответила пострадавшая и убежала, а вечером обратилась в больницу с переломом ключицы. С помощью свидетелей и местных СМИ инспектора выявили автомобиль, травмировавший даму, и через несколько дней уже направлялись домой к его хозяину. Любопытно, но в это же время он сам ехал в милицию, чтобы повиниться.

— Он не прятался, однако закон нарушил, оставил место происшествия. Административной ответственности (лишение водительского удостоверения до двух лет либо штраф от 600 тысяч до 1,5 миллиона рублей) в таком случае не избежать, — объясняет майор Василий Демко, начальник отделения по розыску лиц, скрывшихся с мест ДТП. Но самое суровое наказание (в худшем случае — до трех лет лишения свободы) ожидает тех, кто умышленно оставляет сбитых пешеходов в беспомощном состоянии. Некоторые намеренно уничтожают все улики, а ведь с течением времени восстановить достоверную картину ДПТ становится все сложнее.

В январе 2007–го на лесной дороге у деревни Дольцы Ушачского района после наезда автомобиля скончались двое местных жителей. Рядом с ними обнаружили стекло разбитой фары, зеркало и фрагмент бампера. В ходе следствия выяснилось, что эти «мелочи» могли являться частями автомобиля «Жигули» 4–й, 5–й или 7–й модели. Поиски длились три дня. За это время хозяин (местный житель, прошедший войну в Афганистане) поменял лобовое стекло и перегнал машину в другой город.

— Он полагал, что его не найдут, — вспоминает Кузнецов. — В такой ситуации я могу дать лишь один совет: оставайтесь на месте происшествия и вызывайте ГАИ! Соблюдайте требования закона, обойдитесь без отягчающих обстоятельств.

Выезжая в районы, где происходят аварии, сотрудники отдела общаются с местными жителями, с руководителями предприятий, выясняют, кто бы мог совершить наезд. Одновременно они проводят профилактическую работу, разъясняя, как вести себя на дороге. И в больших городах инспектора не стесняются «идти в народ». Причем не только инспектора. Недавно, к примеру, заместитель начальника управления ГАИ Витебского облисполкома Сергей Маршалович на протяжении двух часов отвечал на вопросы витебских водителей на площади Свободы. «Мы — за сотрудничество со всеми участниками дорожного движения», — говорят сотрудники Госавтоинспекции, надеясь, что это поможет кому–то принять правильное решение в сложной жизненной ситуации, убережет от неверного шага.

Cправка «СБ»

В 2006 году в Витебской области с места дорожно–транспортного происшествия скрылись 140 водителей. В 30 ДТП погибли люди. До сих пор в розыске находятся 18 нарушителей. Не раскрытыми остаются 5 случаев со смертельным исходом.

Фото любезно предоставлено группой агитации и пропаганды ГАИ УВД Витебского облисполкома.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter