Бег на месте

Почему  белорусские  параолимпийцы  стали  отставать  от  конкурентов

Почему  белорусские  параолимпийцы  стали  отставать  от  конкурентов

Летом 1996 года у стелы «Минск — город-герой» провожали на Параолимпийские игры в Атланту первую команду суверенной Беларуси. С Олимпиады только что вернулись наши спортсмены. На их счету было 15 медалей, но лишь одна — высшей пробы. Поэтому и параолимпийцы волновались: а как у них все сложится? Анатолий Нетылькин, председатель правления Белорусского общества слепых, к сожалению, рано ушедший из жизни, разрядил ситуацию. «Мы выступим лучше!» — категорично заявил он. Атлеты заулыбались.

Тогда тринадцать спортсменов привезли домой тринадцать наград, из которых три — золотые. И в стране заговорили о том, как развит у нас инвалидный спорт. Через четыре года в Сиднее двадацть три наших атлета завоевали 23 награды  — 5 золотых. В Афинах было уже 29 медалей — 10 высшей пробы. Нынче в Пекине  — только 13, а гимн Беларуси исполнялся только пять раз. 

Перед отлетом в Китай председатель Параолимпийского комитета Беларуси Олег Шепель заявил, что можно надеяться на 20—22 медали: условия будут тяжелыми, возросла конкуренция, особенно здорово прибавили хозяева. Ожидался и судейский «прихват». Но и этот скорректированный прогноз не сбылся.         

 — Мы считали, исходя из результатов спортсменов, — сказал корреспонденту «Р» Олег Шепель. — И они их в Пекине показали. Однако соперники шагнули далеко вперед, к чему мы оказались не готовы.

Так, на минувших Играх Роман Макаров завоевал семь медалей, в том числе три золотые. Нынче  — только две. И другие наши атлеты останавливались в шаге-другом от пьедестала. А на него поднимались те, кто на минувших Играх не мог об этом даже мечтать. Что же помешало нам сделать такой же шаг вперед?

В Пекин поехали Тамара Сивакова, Игорь Фортунов, Виктор Жуковский и другие атлеты, которые выступали еще двенадцать лет назад в Атланте. Дебютантов оказалось немного, хотя они себя проявили неплохо. Так, Салей, Безъ­я­зычный, Изотов стали призерами. В начале 90-х годов прошлого века инвалидный спорт, глав­ным образом, разви-вался в Мин-ске, Молодечно, Гродно, Слуцке… Сейчас добавились Новополоцк, Орша… Негусто. Когда из Китая спортсмены летели домой, у 55-летнего легкоатлета Виктора Хильмончика спросили, намерен ли он выступать через четыре года на Играх в Лондоне. И он ответил утвердительно, добавив: «Если замена не появится. Замены пока не видно …»

— Нет четкой системы,  — говорит Олег Шепель. — В России принят закон о параолимпийском движении, разрабатывать который помогали мы.  Они раньше перенимали опыт. Теперь мы станем учиться у них. 

В Беларуси инвалидный спорт зачастую развивают энтузиасты,  а также на предприятиях, где руководители с пониманием относятся к этому. Как пример можно назвать Новополоцк, представитель которого Николай Безъязычный стал серебряным призером в фехтовании. Когда местные тренеры Марина Григорян и Инна Романович решили развивать этот вид среди инвалидов,  от них все отмахивались. Но наставники упорствовали, добились, чтобы их воспитанник выехал на чемпионат Европы… А ведь они могли бы опустить руки…

Резкий скачок совершила Украина, заняв в медальном зачете четвертое место. В Евпатории построена прекрасная база для подготовки инвалидов-спортсменов. В спортивных школах открыты специальные отделения… А в Беларуси?

Как отмечают в Параолимпийском комитете,  многое держится на личных контактах, знакомствах.  Как говорится, не в службу, а в дружбу  — и в столице открылось отделение инваспорта по легкой атлетике. В других городах такого нет. В планах коми-тета открытие спецклассов, отделений в училищах олимпийского резерва. Однако сами его сотрудники не в силах этого сделать. Кто же должен заниматься? Местные власти? Минспорта и Мин­образования? Спортивные общества? Но кому охота брать на себя дополнительные хлопоты. Ведь надо еще искать и финансы на содержание новых структур. В бюджете страны на параолимпийцев идет два процента от средств, выделенных на развитие большого спорта. Еще хотя бы один, просят в комитете.

Игорь Фортунов летел в Пекин с твердой надеждой завоевать две медали: в многоборье и прыжках в длину. За его плечами три Параолимпиады. Драматическое выступление в Афинах, где в труднейшей борьбе стал чемпионом. Еще четыре года тренировок перед Китаем… И пролет мимо Игр. Медики не допустили его к соревнованиям. Даже толком и не объяснили причину. Сам Игорь считает, что этому поспособствовали врачи из Германии и Китая. Ведь атлеты этих стран являлись его основными конкурентами. Защитить Фортунова белорусы не смогли. И в других спорных вопросах мы нередко являемся сторонними наблюдателями. В структурах Международного параолимпийского комитета представителей Беларуси почти нет. Чтобы туда избираться,  надо почаще выезжать на турниры, семинары, конференции... Увы, белорусские представители за границей редкие гости. Нет денег. И даже те средства, что выделяют спонсоры, нельзя тратить на за­граничные командировки. Страдают от этого спортсмены...

Можно продолжать разговоры о проблемах спортсменов- инвалидов. Коллега недавно вопросил:  «А зачем нам инвалидный спорт?» И мне вспомнился Геннадий Шелег. Он стал работать в Молодечно со спорт­сменами-инвалидами по зрению еще лет тридцать назад. Помню, как приносил заметки об успехах своих питомцев на международной арене. В городе от него часто отмахивались. После Игр в Афинах мы долго беседовали. И он сказал:

— Я не могу бросить этих парней и девчат, хотя уже нахожусь в пенсионном возрасте. Спорт для них — это жизнь, утверждение себя в ней. Не займись они спортом, неизвестно, как бы сложились  дальнейшие судьбы. Может, кто-то спился бы, кто-то в тюрьму попал, кто-то руки на себя наложил... Такое случается нередко. И в натуре каждого человека есть желание преодолеть себя.  Рад, что помогаю этим людям.

Когда-то и в Китае считали, что инвалидный спорт им не нужен. Теперь же китайцы на Играх завоевали 211 медалей. Параолимпизм в мире  стремительно развивается. А у нас же поговаривают, что некоторые белорусские атлеты-параолимпийцы собираются сменить гражданство…

На снимке: дебют Николая БЕЗЪЯЗЫЧНОГО оказался серебряным.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter