Бедный Казик

Если бы Малевич вернулся на землю и спросил...

Если бы Малевич вернулся на землю и спросил...


Едва уловимый запах «сэконд–хэнда» все равно никогда не отвратит меня от столичной галереи «Подземка». В «Подземке» — уникальная «атмосфЭра», сюда приходят люди, чей культурный код я «считываю» с особым удовольствием. Это и молодежь, жаждущая мыслить и обретаться свободно, бабушки из «тихого» центра, которые вынуждены обретаться свободно на пенсии, бородатые туристы, «фиалковые» художники... Таких «детей индиго» в наш век техногенной культуры нужно заносить в Красную книгу: они, кажется, навсегда отказались от статусных вещей и словно бы живут под гипнозом скудных предметов и символов: будь то «растаманская» шапочка, индийская «фенечка», экологически ценный велосипед или фонарь–рыбка...


В конце недели меня пригласили в «Подземку» на открытие выставки Que pasa, Kazik? Что в переводе может означать «Что происходит, Казик?». Арт–проект разработали создатели творческого объединения iKRA, их приглашение на выставку сулило много прекрасного. В аннотации подчеркивалось: «Que pasa, Kazik? — это диалог с Казимиром Малевичем на языке графического и звукового супрематизма. Что изменило жизнь человечества? Какие проблемы сегодня актуальны? Участники проекта продемонстрируют вам свое видение ситуации. Девять холстов, девять роликов, девять треков и много рифмованных строк».


В душном малогабаритном выставочном зале «Подземки» размером с советскую кухню приливом модной молодежи меня отнесло к холсту, геометрическая графика которого (совершенные красные капли на черном фоне) выдавала в картине основной инструмент художника — компьютер, никакой Казимир Малевич не вывел бы такие точные тела... В галерее ненавязчиво звучала прогрессивная техно–музычка: где–то в углу за пультом импровизировал питерский ди–джей Neek Romanteek, правда, стихов никто не читал. Как мне позже объяснили, автор стихов Антон Зубаненко не смог присутствовать на «ивенте» по уважительной причине. Да, еще на входе я заметила видеопроектор, очевидно, на одну из стен зала он передавал видеоролики, насладиться ими не представлялось возможным из–за тесноты. В довершение полотна проекта «Что происходит, Казик?» наслаивались на фотовыставку, ранее здесь начавшуюся. Диалог с Казимиром Малевичем на глазах превращался в многоголосицу и даже базар. Открывал выставку автор девяти символических полотен студент академии искусств Игорь Юхневич. Его выступление в формате «устами младенца» длилось ровно минуту: «Малевич был неплохим человеком и художником... Кто хочет шампанского? Возьмите в том углу пластмассовые стаканчики».


Нашим молодым и прогрессивным художникам категорически не хватает зала в тысячи квадратных метров, где подобные арт–проекты звучали бы не так скомканно, «на коленях» и наспех, как в «Подземке». Под культурные перфомансы давно пора «освоить» какой–нибудь завод, гаражный участок, любую другую промзону, как это практикуют в Европе. Воздух и громадные пространства идут на пользу юным творцам: зовут мыслить масштабно, не провинциально.


Здесь дизайнер Игорь Юхневич меня всецело поддерживает. Мы беседуем сразу после открытия выставки.


— Увы, мне не хватило в вашем «Казике» уникальности, не могу назвать ваш арт–проект культурным явлением, от которого дух захватило. Так, скромный «междусобойчик», хотя художественная претензия вполне обоснованная: вы хотели поговорить с публикой на современном языке.


— Да. Уже давно изменилась сама логика восприятия информации. Сейчас людям не составляет труда залезть в Интернет и посмотреть там любую картину самого значимого художника. Я считаю, если человек пришел в выставочный зал, художник своей идеей должен оправдать его порыв: человек все–таки встал с дивана и хочет увидеть то, чего дома на компьютере увидеть нельзя. Я всегда удивляюсь, когда мои знакомые, допустим, художники или фотографы, выкладывают в Интернете свои работы, а потом приглашают на выставку, где показывают те же самые работы. Где развитие темы? Непонятно.


— Так ваш диалог с Малевичем состоялся?


— Однажды зимой мы задумались, вот если бы Казимир Малевич вернулся на землю и спросил бы у нас: «Ребята, что новенького?» — что бы мы ему ответили? Я в своих графических работах поспешил рассказать ему о знаковых изобретениях последних ста лет: ядерная энергетика — атом, телевидение, освоение космоса, Освенцим, кубик Рубика, полароид, компакт–диск, Микки Маус и Пэкман — герой виртуальных игр.


— Впечатляет. Но почему ни одного символа с местным колоритом! Почему? Наш земляк Малевич «прибыл» к нам из других миров, а вы ему Микки Мауса подсовываете?


— Видимо, пока у меня не созрело... Возможно, разовьем проект: мы нацелены показать «Казика» в московской галерее «Винзавод» и в одном из питерских залов.


— Неплохо. Желаю удачи.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter