Бедность от легких долларов

Когда дешевеет экспорт – нищает «социалка» Каждый доллар дохода от экспорта нефти в Соединенных Штатах, Канаде, Норвегии, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии распределяется строго: 15-25 процентов – выплаты, в том числе налоговые, в пользу государства; 30-35 процентов – на технологическое развитие национальной добычи, переработки, транспортировки и на создание новых мощностей; 20-30 процентов – на повышение зарплат и социальных условий для работников как нефтяной индустрии, как и населения «нефтяных» регионов.

Более половины нефтеэкспортных доходов  в государствах Запада и в большинстве стран – членов ОПЕК за 2005-2006 годы было вложено в нефтепереработку и нефтехимию, еще почти треть – в социальные и экологические мероприятия. Поневоле вздохнешь – нам бы так!
В прошлом году каждый из 630 тысяч жителей Аляски получил почти 2000 долларов из специального Фонда Alaska Permanent Fond. Туда поступает до четверти суммы ренты, которой государство в США облагает частные нефтяные компании. Сама эта рента ныне составляет 13 процентов от рыночной стоимости добытой нефти. Фонд этот подотчетен не только федеральному и местному правительству, но и законодательной власти – федеральным и местным парламентариям.
Социальные критерии в распределении нефтяных доходов используют  и в Норвегии. Там еще в
1980-х годах создан государственный нефтяной фонд, куда поступают все доходы государства от добычи, переработки и экспорта нефтепродуктов. За счет преимущественно этого фонда зарплаты, пенсии и другие социальные выплаты в Норвегии уже которое десятилетие, что называется, растут как грибы после дождя. Та же политика осуществляется в большинстве других стран – крупных «нефтедобытчиков».
В России же общая доля «социалки» и экологии при распределении нефтяных доходов едва достигла за эти годы 20 процентов.
Вот мнение известного французского экономиста Георгия Соколова, недавно опубликованное во влиятельном французском издании «Эко» (Les Echos): «25 лет тому назад в СССР добывалось вдвое больше, а в РСФСР – почти в полтора раза больше нефти, чем в современной России. Тем не менее экспортно-сырьевая ориентация российской экономики и особенно ее нефтяного и газового секторов сохранилась, если не усилилась. А колоссальные доходы от экспорта нефти… либо «уводятся» в зарубежные оффшоры, либо вкладываются в легкодоступные месторождения нефти, чтобы побыстрее окупить с помощью экспорта расходы по добыче. Таким образом, нефтяная рента в нынешней РФ, хотя юридически ее до сих пор нет, фактически перераспределена между государством и частным бизнесом, с игнорированием потребностей едва ли не всех предприятий нефтяного комплекса и «нефтяных» регионов. А капиталовложения, направляемые преимущественно в легкодоступную нефтедобычу, технологически ничего не решают, что усугубляет отставание российской нефтяной индустрии от уровня этого сектора во многих странах, и не только индустриально развитых».
В России с середины 1980-х годов не было и пока не предвидится достоверной оценки природных ресурсов и соответственно их стоимости. И с чего тогда начислять ренту?
Похоже, это только на руку экспортно-сырьевому бизнесу. Зачем вкладываться, если можно «урвать» легко и по-быстрому! Эксперты считают, что ежегодные финансовые потери страны от подобных подходов варьируются от 30 до 100 миллиардов долларов в год. Оттого и нефтепереработка с нефтехимией и производством нефтетруб в России уже которое десятилетие недополучают необходимых капиталовложений и технологий… А граждане – зарплат, пенсий и т.д.
То есть вложения в переработку сырья тесно связаны с социальными выплатами.
Растущие издержки всех отраслей нефтяного комплекса оплачивают потребители – автомобилисты, сельское хозяйство, промышленность, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п. А власти и «околоправительственные» аналитики без тени смущения единогласно утверждают, что, дескать, чем выше мировые цены на нефть и нефтепродукты, тем дороже они в России. Причем независимо от спроса и качества.
И чтобы хоть как-то восполнять растущие затраты в отраслях отечественного нефтяного комплекса, именно с 1985 года мы, по данным независимых (от правительства) экспертов, активно гоним сырую, даже без предварительной очистки, нефть на Запад соответственно по сильно заниженным (т.е. демпинговым) ценам. В 1985 году – ниже на 33 процента среднемировых экспортных цен, в 1989-м  –  на 40-50, в 1995-м – на 31, а в 2006 году – ниже на 18 процентов.
В общем экспорте нефтепродуктов в России доля продукции, отвечающей современным стандартам, в том числе экологическим, едва достигает 35 процентов, в то время как в большинстве стран – членов ОПЕК – около 70, а в индустриально развитых государствах (США, Канада, Норвегия, Великобритания) – почти 90 процентов. Дело здесь прежде всего в государственной политике, которая либо стимулирует производство высококачественных (и дорогих экспортных!) нефтепродуктов, либо способствует только экспорту нефтяного сырья по минимальным ценам.
А отсюда – один из мостков к нашей дешевой «социалке». Чем меньше нефтебароны «наварят» на экспорте, чем легче им достаются нефтедоллары, тем меньше им хочется вкладывать в своих граждан.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter