В Базеле проходит международная ярмарка часов и украшений Baselworld-2017

Базель-2017. Одни уходят, другие процветают

Базельская международная ярмарка часов и украшений не меняет своих традиций. В конце прошлой недели строго в обещанное год назад время в выставочном комплексе Мессе этого швейцарского города, расположенного на границе Германии и Франции, Baselworld-2017 гостеприимно открыла свои двери почти для сотни тысяч посетителей со всех уголков мира. 

100 лет уже как в Базеле устраивают выставку, посвященную часам

Не взирая на кризисы и мировые катаклизмы, из года в год эта выставка-ярмарка объединяет под своей крышей известных и малознакомых часовщиков и ювелиров, являясь наиболее значимым событием в мире часов и ювелирных украшений.

Своими корнями она уходит в далекий 1917-й год, когда международная промышленная выставка в Базеле открыла в своих стенах часовой раздел. А спустя полтора десятка лет эта выставка была преобразована в часовую ярмарку. Правда, в нынешнем виде, объединяющем и часы, и ювелирные украшения как неотъемлемые атрибуты роскоши человеческой жизни, ярмарка впервые была организована в 1973 году. И понадобилось еще 30 лет, чтобы она по заслугам получила нынешнее наименование Baselworld, что подтверждает ее уникальный международный статус.

Из зала в зал в мире часов и украшений

Новые часовые тенденции

Появившиеся два года назад в Базеле первые по-серьезному сделанные "умные часы", которые тут же были прозваны "смарт-часы" или "часофон", имели эффект разорвавшейся бомбы. Это было близко к тому, как когда-то в свое время на рынок механических часов пришли первые кварцевые механизмы и электронные часы. Многие тогда прогнозировали конец эры "чистой механики". Но прошли годы, а "классика" продолжала жить и радовать своих почитателей, выделив для новинок лишь определенную нишу.

В истории с "умными часами", на первый взгляд, все выглядело намного серьезнее. Однако и на этот раз швейцарцам, остающимся по-прежнему лидерами классического часового производства, удалось довольно быстро оправиться от шока. Если в 2015 году лишь самый ленивый не говорил и не восхищался "умными часами", то нынешней весной на Baselworld  журналисты уже были гораздо более сдержанными в оценках радужных перспектив часофонов. И это не потому, что тема стала непопулярной. Отнюдь. Впервые в истории базельской ярмарки среди ее участников мы увидели огромный стенд Samsung, разместившийся в самом престижном 1-м зале и представивший в качестве центрального образа экспозиции свою новинку часофона Gera S3. Он разместился ровнехонько над Swatch Group, этажом выше.

В этом году и презентации поскромнее, и посетителей поменьше

Чего стоит лейбл "swiss made"

Если говорить о роли и влиянии швейцарцев на мировое часовое производство, то любопытно проанализировать следующие цифры. Оказывается, что в мире из всего числа продаваемых в год часов (1,2 млрд) на долю швейцарских приходится всего лишь 25,4 млн. То есть лишь 3 (!) процента из общего числа имеют лейбл "swiss made" (сделано в Швейцарии). Но при этом удельная стоимость, приходящаяся на швейцарскую продукцию, достигает 60%. Не удивительно, почему так трепетно относятся швейцарцы к праву ставить лейбл "swiss made" на свои часы.
Механические часы без стрелок, где цифры, указывающие время, вращаются с высокой точностью на часовых барабанах

В связи с появлением "умных часов" у таких крупных швейцарских производителей, как TAG Heuer, Frédérique Constant, Alpina и др., остро встал вопрос и о том, а как быть с лейблом "swiss made" для умных часов? Напомню, в классических часах основное требование для права на этот лейбл состоит в следующем: 60% по стоимости компоненты должны быть изготовлены в Швейцарии,  плюс к этому обязательное требование швейцарской сборки. То же  соотношение и для швейцарских часовых механизмов, детали для которых, как и в случае с часами, частично могут изготавливаться за пределами альпийской Конфедерации. При этом в часах "swiss made" механизм должен быть только швейцарским.  

Что же касается умных часов, то остро встает вопрос, а как быть с их определением "швейцарских корней"? Ведь программное обеспечение даже если его официально и заказывает швейцарская фирма, может изготавливаться за пределами границ Швейцарии. И четких лимитов здесь не определить. Работа разработчиков программных обеспечений не определяется классическими границами, интернет размыл эти понятия.

Сегодня швейцарские власти просто не успевают под очередной продукт часового рынка готовить новые условия определения правопреемности своего "swiss made".

И это, в свою очередь, еще больше обнадеживает производителей классических часов в том, что "умные часы" хотя и будут отныне присутствовать на мировом рынке, но находиться будут они в своей потребительской нише, особо не посягая на позиции "классики". Насколько будет большой или даже огромной эта ниша по сравнению с пока еще привычными для нас часами, покажет время. Но то, что полностью заменить часовую "классику" электронным гаджетам не удастся, в этом уже не сомневаются даже пессимисты.

 
Женские украшения из драгоценных камней и металлов
 
Из украшений коридоров между стендами - только цветы
Общая атмосфера

Общее настроение на Baselworld мне показалось в этот раз намного более будничным, чем обычно. Канули в Лету яркие и шумные презентации с привлечением музыкантов и артистов, множеством приглашенных и льющимся рекой шампанским. Кризис вынудил даже богатые марки по-иному взглянуть на представление о часовом празднике. На всех стендах авторы конструкций и дизайна инфраструктуры, по просьбе участников, старались создавать обстановку уединенности, даже некоторой интимности, словно, приходя на выставку, люди должны были иметь возможность прислушаться к ходу часовых стрелок.



Строгое сочетание черного цвета с золотыми и серебряными тонами


Услышать то самое биение сердца часов, имя которому - механизм. Что же касается брендов, не очень прочно стоявших на ногах из-за затянувшегося кризиса последних нескольких лет, то число марок, ушедших из Baselworld, в этом году составило почти 300. Кто-то не стал выставляться, предпочтя иную форму презентации собственной продукции, кто-то разорился и вообще ушел из часового бизнеса. Лишь некоторые предпочли "изменить" Базелю с Женевой, где также ежегодно проводится выставка швейцарских производителей часов, эдакий форум "высокой часовой моды".

Правда, им на смену наверняка на следующий год придут другие, в том числе и с предложениями "умных часов", как это сделал Samsung. Но, в любом случае, уход столь значительного числа участников сразу не остался незамеченным.

Кстати, интересным мне показалось мнение о "часофонах" одного моего приятеля, известного конструктора часовых механизмов. Вот как он высказался по поводу "умных часов": "Я пробовал одевать себе на руку и Samsung, и Applе. Но тут же снимал. Сразу почему-то возникает неприятное чувство, что ты - пациент, какой-то подопытный кролик, над которым проводятся исследования. Твердое убеждение того, что "умные часы" оцифровывают твою жизнь, следят за тобой. И это неприятно".

Можно с этим соглашаться или нет, но, на мой взгляд, в этих словах заложен глубокий смысл того конфликта, который новые информационные технологии создали, пытаясь в традиционном часовом пространстве уничтожить классические завоевания часовых механизмов. Да, мы хотим идти в ногу со временем. Но ведь не ценой уничтожения того, что некогда было создано мастерами-умельцами и до сих пор зачаровывает своей красотой и точностью, позволяя без конца совершенствовать классическое представление о часах и течении времени.
                                                                                                                                                         
Базель. Швейцария

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter