Базара не надо...

В беседах с руководителями сельхозпредприятий все чаще приходится слышать о проблемах с реализацией сельхозпродукции. В ситуации, когда сужаются внешние и внутренние рынки сбыта, им все труднее наращивать производство. Многие убеждены, что без вмешательства государства проблему не решить

Как известно, Россия сохраняет статус основного потребителя продукции организаций Минсельхозпрода Беларуси: почти 90 процентов экспорта белорусского продовольствия уходит на российский рынок. Но наша соседка близка к обеспечению своих внутренних потребностей. Более того, в минувшем году производители и торговцы мясо-молочной продукции не раз поднимали вопрос о нарушении Беларусью квот и демпинга на российском рынке.

Поэтому требование Премьер-министра Михаила Мясниковича диверсифицировать экспорт белорусского продовольствия вполне объяснимо и понятно: «Структура экспорта, откровенно говоря, неважная. Необходимо диверсифицировать рынки, чтобы активно работать и в других странах».

К слову, по планам Совмина, в нынешнем году экспорт сельхозпродукции и продовольствия составит около 5,7 миллиарда долларов.

Но одно дело потребовать, и совсем другое — выполнить. Мне, например, непонятно, каким образом отдельный руководитель сельхозпредприятия может, реально «диверсифицируя рынки», договориться о поставках своей продукции в зарубежные страны? Он, что, должен обзванивать магазины стран Африки, Азии и других континентов? Или посылать своих работников-снабженцев в межконтинентальные командировки?

Думаю, каждый должен заниматься своим делом. Сельхозпроизводитель — выращивать продукцию. Торговцы — продавать ее. Именно такая схема, а не сельхозпроизводственный базар, работает во всем мире.

Американская концепция, например, предполагает, что фермеры могут произвести сколько угодно продукции, но государство отвечает за то, что делать с этим дальше. Помните, раньше наше ТВ показывало, что в США апельсины выбрасывают, молоко выливают? Да, иной раз дешевле уничтожить, чем допустить снижение цен, спад производства и фермерские протесты на улице. А иногда излишки продукции можно извлечь с рынка другим путем — не уничтожить, а простимулировать потребление. В США есть специальные магазины с недорогой продукцией, которую государство «извлекло» с рынка.

Европейская концепция сводится к жесткому квотированию внутреннего сельхозпроизводства. Но у европейцев комплексная система. Они не только ограничивают производство, но и ищут дополнительные стимулы для его развития. Например, субсидируют экспорт. Пытаются найти во всей этой конструкции золотую середину. При этом и американцы, и европейцы доступ сельскохозяйственной продукции из других стран на свой рынок затруднили. Они берут только то, что им необходимо, и в дозированных объемах.

Так, может, и Беларуси пойти по этой схеме?

На мой взгляд, именно государство должно отвечать в полном объеме и за сельскохозяйственный рынок, поскольку целиком и полностью регулирует его, и за последствия своей экономической политики.

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter