База в Плешевичах: почин, обреченный на окупаемость

ИДЕЯ приобщить к в общем-то частному бизнесу — агроэкотуристическому — представителей крупнотоварного сектора АПК еще два года назад занимала умы тех, кто был одержим мыслью о развитии этого перспективного дела — как в чиновничьих кабинетах, так и на местах. А что получилось в итоге? В одной из последних командировок в Несвижский район мне удалось попасть на объект, который вполне можно назвать воплощением такой задумки. Где же еще пытаться выяснять, почему далеко не все сельхозпредприятия в Беларуси горят желанием приобщаться к агроэкотуристическому бизнесу?

В Несвижском районе корреспондент «БН» отыскала объект, непрофильный для крупного аграрного производства, но развивающийся с ним. Вот бы так и другим в перспективном деле агроэкотуризма...

ИДЕЯ приобщить к в общем-то частному бизнесу — агроэкотуристическому — представителей крупнотоварного сектора АПК еще два года назад занимала умы тех, кто был одержим мыслью о развитии этого перспективного дела — как в чиновничьих кабинетах, так и на местах. А что получилось в итоге? В одной из последних командировок в Несвижский район мне удалось попасть на объект, который вполне можно назвать воплощением такой задумки. Где же еще пытаться выяснять, почему далеко не все сельхозпредприятия в Беларуси горят желанием приобщаться к агроэкотуристическому бизнесу?

Надежда Вишневская вся в работе

Заведующую базой отдыха «Плешевичи» Надежду Вишневскую застаем в хлопотах по немаленькому хозяйству.

— Работы хватает круглый год! Вот, смотрите, тут подрезать нужно, а здесь, напротив, ненужное, что вид не красит, убрать, — хлопочет Надежда Ярославовна, призывая нас попутно оглядеться вокруг.

Посмотреть есть на что: руководство сельхозпредприятия рискнуло начать стройку и обзаводиться туристическим хозяйством, считай, в чистом поле. Это сейчас глаз радует симпатичная картина — несколько деревянных домиков, озерцо, креативный фонтанчик из камней. Чтобы принимать гостей, нужно было изрядно постараться. И все же построить базу — одно, а вот найти для нее рачительную хозяйку посложнее будет.

— Спрашиваете, откуда мы с мужем тут взялись? — вводит в курс дела Надежда Ярославовна. И в самом деле, как россиянку, да еще с Дальнего Востока, занесло на белорусские просторы? Уже пятый год пошел как…

— ...Ехала к мужу в Польшу и решила сюда, в Беларусь, завернуть, благо тут живет сестра двоюродная. Отчего же не проведать? — рассказывает заведующая туристическим объектом. — Захотелось просто посмотреть на Синеокую. И так я в нее влюбилась!.. Мужа уговорила из Польши сюда переехать. Домик купили в несвижской деревне Леоновичи. А тут и занятие нашлось по душе…

Занятием она называет свою работу на базе отдыха. С первого взгляда создается впечатление: это их семейное дело, не иначе! Настолько органично Надежда Ярославовна вписывается и в эту пасторальную картинку, и в эти хлопоты по хозяйству.

Полезный симбиоз

— Агроусадьба наша принадлежит ЗАО «1 Мая», местному сельхозпредприятию, — поясняет собеседница.

Вот так, нежданно-негаданно, журналистские пути-дорожки вывели на редкий пока в республике пример, когда крупное агропроизводство сделало, пусть непрофильный, необязательный, но уверенный шаг по созданию еще одного небольшого бизнеса. Ведь с ЗАО спрашивают за основной участок работы — следует четко выполнять прогнозные показатели. А тут — усадьба… Забава? Дополнительная головная боль? А как считает сама Надежда Вишневская?

— Собственно, в нашей жизни многое зависит от энтузиаста, беспокойной такой личности, которая нет-нет да и задумает нечто из ряда вон выходящее, — рассуждает хозяйка «Плешевичей». — А для развития агроэкотуризма подобный креатив необходим! Вот и эта база начиналась с идеи, созревшей у Игоря Макара (когда-то руководителя ЗАО «1 Мая», а теперь председателя Горецкого райисполкома). Поездил, посмотрел, решил: именно здесь быть туристической базе под крылом сельхозпредприятия!

Не сказать, чтобы всё выросло вдруг и сразу. Долго пробивалось, тем более что рядом озеро, прибрежная территория. Разрешение получить не так  просто. Но Макар, даже уйдя из ЗАО на должность председателя Несвижского райисполкома, задумку свою упорно доводил до ума. Благо в хозяйстве тоже подобрались люди, которые призадумались о чем-то, кроме рутинного, привычного «агропромысла». Очень долго искали, к слову, и человека, способного потянуть турбизнес на базе. Принять гостей — дело совсем не простое. Тут нужны и коммуникабельность, и стремление все время расти, развиваться, погрузившись в новое для себя дело. Пенсионерка Надежда Вишневская, которой надоело сидеть дома, рискнула — и вмиг забыла о пенсионерской скуке.

Теперь вся ее жизнь «крутится» вокруг этой базы. Между прочим, Плешевичи — деревня, в честь которой и «нарекли» турбазу, стоит аккурат на границе между когда-то Западной и Восточной Беларусью. Воссоединение в 1939 году включило эти живописные места в одну общую республику — БССР. А еще раньше, просвещает россиянка Вишневская, в этих местах жил польский пан, занимавший довольно высокий чин на железной дороге буржуазной Польши.

Частное или общественное?

Вишневская утверждает: хотя она и муж не привязаны к этому объекту сильными узами собственнического интереса, ощущает себя полноправной хозяйкой. И старается вложить в это дело ровно столько запала, сил, энергии, сколько потребовалось бы, окажись турбаза в собственности семьи.

— Смотрите, мы, база то бишь, работаем уже третий год. Выручка в этом году уже за девяносто миллионов рублей. Нормально, так считаю! — продолжает Надежда Ярославовна. — Неужели деньги бывают лишними, для того же хозяйства, которое нас «тянет». Кроме того, приехав один раз, туристы почти всегда стараются вернуться. Плюс срабатывает самая дешевая реклама — сарафанное радио.

Отвечая на вопрос, а что вообще нужно белорусским СПК, КСУПам, ОАО для первоначального вступления в агроэкотуристический бизнес, Надежда Вишневская не советует искать свободные средства. А... упирает на кадровую составляющую: практически сразу требуется подыскать людей, способных решить задачу по раскручиванию бизнес-проекта в экс-колхозе. И это, пожалуй, самый основной и больной вопрос!

— В агротуризме важен индивидуальный подход к гостю, — акцентирует Надежда Ярославовна. — И предпочтительнее, если делом этим займется человек, имеющий крепкий собственный интерес. Частнику и проще, и легче решиться затеять подобный небольшой бизнес, хотя, допускаю, и в этом сегменте есть свои трудности. Проблема же вовлечения крупных сельхозпредприятий в агротуризм лежит в плоскости личности руководителя. Если у директора ЗАО «1 Мая» на сегодня голова болит не только о молоке, зерне, привесах и так далее, а профессиональные устремления чуть шире сиюминутного решения каких-то производственных вопросов, то эта база будет еще долго принимать туристов.

Кроме того, наличие подобных объектов, считает собеседница, красноречиво говорит не только о бизнес-устремлениях председателей, директоров, а и об их заботе о своих же работниках. Вопреки расхожему мнению — дескать, колхозники только и делают, что круглый год пашут, — сегодня труженики АПК все-таки должны отдыхать в условиях не хуже тех, которые запрашивают требовательные туристы-горожане.

На какого туриста ставку делать?

В основном база отдыха «Плешевичи» привечает, кроме белорусов, россиян, хотя бывали тут и американцы, израильтяне.

— Наверное, придется в перспективе рассчитывать по-прежнему больше на россиян, но неплохо бы смелее поглядывать на Запад, в Европу, — рассуждает насчет перспектив отечественного сельского экологического туризма Надежда Вишневская. — Пока, к сожалению, не можем их зацепить, удержать подольше на территории района. Да, приедут, походят по замку Радзивиллов и — уезжают. Нет, чтобы и замок посмотреть, и отдохнуть по-человечески денек-другой… Видимо, что-то недорабатываем в плане рекламы, маркетинга — просто мало информации «вбиваем» в головы потенциальным туристам. Выезжать стараемся за счет только одной «экскурсионки», что, согласитесь, имеет свой предел и свои ограничения…

Тем же американцам, к примеру, если задаться чисто туристической целью — посетить Беларусь, — придется довольно долго получать визы. Проще, если приезжают в гости и совмещают отдых на агроусадьбах, базах отдыха. Европейцы те же — хоть и тянутся в Беларусь, но, например, мало кто из них может сразу же остановить свой выбор, допустим, на конкретном объекте — базе «Плешевичи». «Мы, вполне возможно, упускаем что-то с рекламой, — считает Надежда Вишневская. — Но хочется, к слову, чтобы и на сайте райисполкома информация менялась чаще. О расценках, предлагаемых услугах… Думаю, в ближайшее время будем делать более интенсивные шаги навстречу местным властям. Нам всем должно быть важно, чтобы о Несвижчине знали не только как о бывших владениях магнатов Радзивиллов, но и как о местах, где появились новые агроэкотуристические объекты».

Панское наследие ждет…

Сама Надежда Вишневская говорит: если была бы годков на десять помоложе, непременно взялась бы за собственный агротурпроект. В деревне Высокая Липа Несвижского района есть старинное панское поместье, вокруг которого можно выстроить нечто интересное для туристов. Но слишком много средств нужно туда вложить. Не исключено, впрочем, что в будущем объекту попадется более заинтересованный, предприимчивый хозяин. Не суть важно, частник ли, крупное сельхозпредприятие. (Объектом уже интересовались также состоятельные молдаване.) Главное, чтобы по туристическому потенциалу перспективный объект обрел вторую жизнь.

Почему бы не бросить другой клич — каждой агроусадьбе по интернет-сайту? Потянут ли собственные странички во Всемирной паутине такие объекты? У Надежды Вишневской есть сомнения — иной раз успеть бы по хозяйству, где гектар земли, управиться, когда уж тут информационным рывком в Сеть заниматься?

В базу «Плешевичи» ЗАО «1 Мая» первоначально вложило порядка 950 миллионов рублей. Но агроэкотуристические объекты все время требуют хотя и не таких больших, но все же вложений. В этом году, к примеру, водоем зарыбили: запустили тонну малька карася и тонну золотистого карпа. Поставили дорожный указатель на базу, хоть и недешевое это удовольствие. Хотят к будущему турсезону поставить мини-кафе прямо на территории базы — надо только все тщательно продумать, чтобы новация принесла нужный эффект… А вообще, поставлена задача: в течение 6—7 лет с момента открытия окупить строительство непрофильного для ЗАО объекта — базы отдыха «Плешевичи».

Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»

Фото автора

КОММЕНТАРИЙ

Александр ЦАРЬ, начальник отдела физической культуры, спорта и туризма Несвижского райисполкома:

— У нас в районе сейчас имеется семь агроусадеб. Для Несвижчины это, конечно, маловато, но в связи с наличием замка Радзивиллов наплыв туристов обеспечивается. Стараемся поддерживать любые инициативы по открытию новых туристических объектов. Теперь, к примеру, помогаем хозяину усадьбы «Несвижская» Геннадию Аксенику — он решил взять ссуду, чтобы расширить свое дело. И оно, кстати, идет неплохо: Геннадий привечает иностранцев, у него нередко отдыхают поляки, например.

Вообще, желающих открыть свою усадьбу в районе не так много, поэтому неплохо было бы дождаться большей активности от руководителей крупных сельхозпредприятий. Опыт ЗАО «1 Мая» в этом плане достоин всяческой похвалы. Почин, к слову, подхватили в эксбазе «Свекловичная» — там обустроили базу отдыха «Березовая роща»…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?