Байнет растет на глазах

О пользователях интернета

Четыре миллиона четыреста шестьдесят две тысячи. Именно столько белорусов старше 15 лет пользуются интернетом, из них более 80 процентов — ежедневно. И с каждым месяцем число обитателей байнета прирастает примерно на один процент. Кто он, отечественный юзер? Итак, давайте знакомиться.


Во–первых, в этом году портрет среднестатистического пользователя изменился до неузнаваемости: на смену 35–летнему женатому мужчине с высшим образованием пришла лояльная к «всемирной паутине» дама. Стоит ее заманить на специализированный сайт, скажем, в период подготовки к материнству — и она останется здесь как минимум лет на шесть после рождения ребенка. При этом эксперты единодушны: повышенный женский интерес (более половины посетителей!) — бесспорный признак зрелости байнета. Во–вторых, наш интернет–пользователь по–прежнему молод и образован. Каждому третьему — от 25 до 34 лет. А 39 процентов юзеров могут похвастаться университетскими дипломами. Правда, минус это или плюс — вопрос спорный. Михаил Дорошевич, руководитель проекта по исследованию интернета Gemius в Беларуси, считает, что немало дипломированных специалистов ежедневно обращаются за помощью к «всемирной паутине» просто по долгу службы, а уж никак не из личного интереса. Третья особенность — средний доход посетителей сети, если верить статистике, сегодня в пределах 250 — 400 у.е., ведь здесь все — от школьников до пенсионеров. И наконец четвертое: наш юзер весьма консервативен — каждый день машинально набирает одни и те же адреса, просматривает привычные ссылки. А еще ему требуется комфорт, он ждет всего и сразу, отсюда и повышенный интерес к сайтам–агрегаторам, которые предлагают одновременно и новости, и почту, и рекламу, и развлечения.


Любопытно, что лет пят назад около 60 процентов аудитории виртуального пространства приходилось на минчан. Сегодня же и здесь ситуация в корне изменилась: настолько активно подключились регионы, что среди тех, кто оставляет комментарий под очередной публикацией в сети, уже лишь каждый третий — житель столицы. Подтягиваются пенсионеры: год назад за ними было всего–то четыре процента от белорусского интернет–сообщества, а сегодня — уже как минимум семь. В общем, опровергают миф, что возраст не дружит с современными технологиями. На этом фоне амбициозные планы Беларуси к 2015 году занять свою нишу в топ–30 стран с наиболее развитыми информационно–коммуникационными технологиями не кажутся такими уж фантастичными. Несколько смелых шагов уже сделано, можно оценить и первые результаты. Например, рейтинг комиссии Международного союза электросвязи зафиксировал: по уровню проникновения высокоскоростного интернета из 177 стран мы 34–е, а по развитию мобильного — 50–е. Скажете, далековато до вершины? Тут дело времени, ведь, к примеру, мобильный интернет у нас завоевывает аудиторию с космической скоростью — плюс 114 процентов за год! При этом не менее половины таких пользователей грузят очередную страничку сайта через смартфоны.


Но вот незадача: при столь очевидных успехах «по охвату» рынок мобильной рекламы, весьма доходной жилки во многих странах, у нас по–прежнему чуть ли не в зачаточном состоянии. И это в то время, когда по другим фронтам продвижение товаров в сети процветает и по доле денежного оборота вот–вот обойдет прессу. А от чего зависит успешность рекламы? Азбука маркетинга: всего лишь от двух факторов — сколько людей ее увидят и как часто. И где, как не в интернете, который сегодня замахивается даже на дешевое и доступное телевидение, лучше всего оживить эту схему? В России аудитория Яндекса уже сегодня больше, чем у федеральных каналов. Да и у нас в течение суток больше людей заходят на сайт ВКонтакте, чем смотрят популярный национальный телеканал.


В общем, байнету еще, как говорится, расти и расти. И едва ли не главный вопрос — как расширить аудиторию? Интернетом у нас охвачено чуть более половины населения, в то время как, скажем, в странах Западной Европы — не менее 75 процентов. И каждый следующий процент подтягиваться будет все неохотнее. В придачу реальность четко демонстрирует: продвинутому современному пользователю «паутины» не очень–то интересно на отечественных сайтах. В десятку самых посещаемых адресов попали лишь два белорусских ресурса–агрегатора, но и они прочно обосновались на своих позициях. Прыгнуть выше — миссия практически невыполнимая. А что остальные? Избалованный юзер ждет сюрпризов и оригинальных технических решений. Может, самое время для белорусских стартаперов воплотить в жизнь смелые интернет–задумки?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter